В ОмГУ сегодня, 18 сентября, состоялся ежегодный старт федеральной программы "Обучение служением". Здесь собрались представители вуза, студенты, а также организации, которые и дают задания для проектной работы. Участники первого года программы обменялись опытом со студентами, которые собираются работать с проектами в этом году впервые. Также собравшиеся подвели итоги по уже реализованным в прошлом году проектам и обсудили вектор развития программы.
О том, на что нацелена программа, какие в её рамках ставят задачи, что она даёт студентам, какие заявляются проекты и возможна ли межфакультетская коллаборация, "Омск Здесь" поговорил с проректором по молодёжной политике и воспитательной работе ОмГУ, кандидатом экономических наук Анной Арбуз.
- Анна Владимировна, уже второй год ОмГУ участвует в программе "Обучение служением". Расскажите о ней подробнее, в чём суть?
- Это такой образовательный подход, который позволяет студентам интегрировать в обучение социальную практику. Программа даёт возможность студентам приносить пользу обществу, объединяя изучение академических дисциплин с практическим формированием навыков общественно полезной работы.
- Об этом годе говорить рано, программа только сегодня стартовала. Как она работала в ОмГУ в прошлом году?
- В прошлом году мы внедрили проектно-ориентированные практики. Студенты объединялись в команды, выбирали проект и работали над ним. И часто это были как раз социальные проекты.
- Что это даёт студентам?
- Они прокачивают свои профессиональные навыки и одновременно решают социальные задачи, важные для региона, для конкретных организаций. Чаще всего это волонтёрская деятельность. Просто так не каждый пойдёт в волонтёры, а здесь ребята понимают, что это часть учебной программы, что им это нужно сделать на оценку, обязательно поучаствовать. А уже потом многие из студентов входят во вкус и понимают особенности волонтёрской деятельности, включаются в этот процесс самостоятельно, без программы.
- Какая задача у "Обучения служением" в широком смысле?
- Развить у студентов гражданственность, социальную ответственность, патриотизм. Мы должны вовлечь молодое поколение во все эти социальные проекты. А в целях трансляции этой повестки было принято решение 18 сентября по всей стране во всех образовательных организациях провести единый день старта этой программы. Желание помогать, вникать в волонтёрскую деятельность нужно прививать. Я как проректор по воспитательной работе вижу, что, когда студентов куда-то отправляешь, они сомневаются, а потом говорят спасибо и что им понравилось. Когда воспитываешь, прививаешь, они подключаются к процессам и понимают, как это важно и интересно. К тому же не все НКО, благотворительные фонды и так далее могут позволить себе оплатить проект, и поэтому важно, что мы можем подключить студентов, которые решат поставленные задачи. И организации хорошо, и студентам классно - они себя прокачивают, жизнь видят. Они начинают понимать важность социального: что есть, например, инвалиды и они живут немного иначе, и им нужна поддержка, помощь. Это важно.
- В чём смысл этого единого дня старта?
- Собрали студентов 2-3-го курсов и познакомили ребят ещё раз с этой программой, рассказали об опыте реализации проектов прошлого года и на этой основе выдали студентам новые социальные задачи. Для этого мы пригласили представителей различных некоммерческих организаций. Этот раздел у нас называется ярмарка социальных задач. Ребята могут выбрать проект, подумать, к какой социальной задаче им подключиться и в качестве кого. Здесь мы активно взаимодействуем с региональным центром общественных инициатив и его председателем Зинаидой Васильевной Тикуновой.
- Анна Владимировна, в основном это какие проекты?
- Очень много проектов предлагают благотворительные фонды: провести социологические исследования для корректировки программ, например, паллиативной помощи. Или задачи по круглогодичному инклюзивному лагерю. В прошлом году реализовали наши студенты проект "7Я", который направлен на укрепление и преемственность семейных ценностей, традиций. Над ним работали психологи. Был образовательный проект "Лига". Надо было проработать комплекс мероприятий для формирования развития гибких навыков. Для историков, журналистов были интересные проекты. Была разработка продукта для региональной туристической компании. Их много.
- Почему это важно?
- Ребята как минимум находят новых друзей. Вы же понимаете, что всё не зря. Элементарно они прокачивают свои softskills: у них развиваются лидерские, организаторские, коммуникационные компетенции. А в качестве первоначальной мотивации то, что это необходимо для обучения в университете, чтобы в будущем не было долга и они могли получить диплом. Они не просто обязаны поучаствовать в этой практике, а они должны проработать свой проект, реализовать его и защитить. В процессе всего этого они входят во вкус, не все, конечно. И подтверждение тому - наш волонтёрский центр, который за два года развился с нуля до 350 человек. И они активно участвуют во многих мероприятиях - от университетских до федеральных. Кстати, ребята, команды могут ещё подать заявку на грант, что они и делают.
- В проекте могут участвовать студенты только одной специальности?
- Нет, в одном проекте приветствуется коллаборация студентов разных специальностей с разных факультетов. В одной команде могут работать психологи, социологи, айтишники. Мы же все понимаем, что без цифровизации никуда, и программисты создают сайты и так далее. Рады в командах и экономистам, особенно когда надо просчитать экономическую составляющую проекта. Могут подключаться студенты юридического факультета, когда нужно правовое сопровождение, ответы на юридические вопросы. Также смысл проектной работы ещё в этом межфакультетском сотрудничестве.
- В этом году какие проекты уже есть в банке заданий?
- Например, от общественной организации "Планета друзей" - инклюзивный лагерь для детей и подростков. Им нужны будут медийщики для проведения исследований, айтишники - для создания сайта. От Армянского культурного центра "Луйс" - запрос на создание сайта. Благотворительный фонд "Обнимая небо" намерен провести с помощью студентов социологический опрос для корректировки своих благотворительных программ. Тут не просто практика, а реальная работа, где студент действительно помогает и заказчику, и конечному потребителю.
- Анна Владимировна, каково ваше личное мнение об этой программе?
- Абсолютно положительное. Ещё раз повторю, здесь идёт очень важная воспитательная составляющая. Университет - это не только учёба, а ещё и воспитание, в том числе своим примером. И мы можем показать его, активно участвуя в каких-то мероприятиях, в проектах. И можем просто подвести, показать ребятам, что есть такая возможность активно включиться и помогать обществу решать важные социальные задачи. И в том числе развивать себя, приобретать управленческие навыки. Здесь именно важна такая воспитательная составляющая университетов, которые прививают культуру добровольчества, волонтёрства студентам.
Фото предоставлено отделом внешних коммуникаций ОмГУ