Совсем недавно в Омске запустили новый проект: Школа родителей "Азбука семьи". Проект для тех, кто хочет улучшить свои отношения с близкими людьми или намерен создать крепкую семью на всю жизнь. Это пространство, где родители могут узнать о современных подходах к воспитанию детей, основанных на уважении, взаимопонимании и любви.
Федеральный проект реализуется в нескольких регионах страны. Идейным вдохновителем и организатором работы Школы в Омске стала Анастасия Зайцева. Практикующий психолог и педагог по собственной инициативе ведёт занятия для десятков человек.
Ранее на сайте "Омск Здесь" вышла серия материалов о проекте "Наставничество", в котором взрослые омичи могут подружиться с подростками из детского дома. Анастасия Зайцева в качестве психолога вместе с единомышленниками запускала этот проект в Омске.
Мы поговорили с Анастасией и выяснили, почему она решила организовать Школу родителей, в чём видит миссию проекта и какая она сегодня - счастливая семья.
Анастасия Зайцева - практикующий психолог, нейропсихолог, педагог, логопед, социальный предприниматель, специалист в области управления персоналом.
- Анастасия, здравствуйте. Как родилась идея создания в Омске Школы родителей "Азбука семьи"?
- На одном из форумов в Москве я познакомилась с Дианой Машковой. Это автор учебника-тренажёра "Азбука счастливой семьи". Меня этот проект, его ценности, философия и вообще сама идея очень заинтересовали. Я прошла обучение, подробнее изучила вопрос и после этого запустила Школу родителей в Омске. Две группы мы уже выпустили. Две в настоящее время посещают занятия.
- Почему вы взялись за этот проект?
- В своё время я проходила трудности, разбирала семейную систему своих родителей, отношения со своими детьми, мужем. Я в браке 23 года, и у нас двое детей 22 и 11 лет. Мне захотелось передать свой опыт, то, что я поняла, прожила, осознала сама, передать тем, кому это необходимо. А в проекте школа родителей "Азбука семьи" я увидела, насколько глубоко и бережно разбирают важные для каждого человека вопросы. Причём это не личное мнение кого-то, а программа авторов, основанная на трудах всемирно известных психологов и живой опыт других людей. В проекте, помимо групповой работы, есть много видеоматериалов из разных источников. И потом, я хочу, чтобы счастливых людей в мире стало больше.
- Есть такая фраза - "причинять добро". Сейчас ещё на уровне правительства обсуждают закон, который обяжет семьи на грани развода посещать психологов. Где, на ваш взгляд, эта граница между запросом личности и вмешательством посторонних в святая святых - семью?
- Я в таких случаях всегда говорю, что нет смысла менять лодку, если мы не научились управлять веслами. Конечно, первое - это запрос человека. Насильно ничего не сделаешь. Но ясность в вопросе - половина решения проблемы. На занятиях в школе родителей мы изучаем отношения не только в семье. Мы начинаем с изучения семейной системы отдельной личности, как там строились отношения, затем - тему "детская травма" и подростковый возраст. Разбираем вопросы. Речь может идти о кардинальных переменах. На занятиях бесценен опыт других участников. В тренингах наши участники могут спросить и получить ответы на волнующие их темы. Плюс групповая динамика в тренингах. Некоторые понимают, что не всё так плохо у них, слушая истории других. Или наоборот, когда ситуация сложная, находят понимание и поддержку.
- С какими заявками приходят люди в проект? Чего хотят?
- Часто звучит запрос "помогите мне его изменить". Это и со стороны женщин, и со стороны мужчин, и в отношении детей, и в отношении родителей. Это ложный запрос. Нельзя поменять другого, важно меняться самому. Основные запросы: "нет понимания с партнёром", "нет понимания с родителями", "не уважают дети". Психологам, чтобы помочь, нужно как можно больше информации получить, знать, почему в семье случился конфликт, на каком уровне взаимоотношения. Провести беседу так, задать вопросы, чтобы в процессе человек понял сам, сам дошёл.
- Почему сейчас возникла потребность в помощи семьям? Почему людям так сложно договориться, на ваш взгляд?
- У нас сейчас век одиночества, несмотря на "доступность" в сети всех и каждого всем. Очень много информации вокруг, высокие требования времени. Все очень заняты на работах, и семье чаще всего не хватает времени. Многие приходят домой, а сил выслушать родственников, поделиться своим, нет. Размыты семейные ценности. Не хватает знания о том, как оно может быть в здоровой форме. Очень много поверхностных идей, которые нам навязывают разные специалисты с разных своих точек зрения, не имеющих фундамента, проверенного временем.
- Одна из обозначенных задач проекта - учить взаимодействию в семье. На что вы опираетесь в своих "уроках"?
- Для меня понятие "учить" - это равно понятию "учиться". Стать педагогом я мечтала с детства. Моя задача как педагога - заразить детей жаждой, любовью к знаниям. И также в проекте Школа родителей - научить их учиться, помочь взрослым людям найти себя. Мне важно донести разными формами, что пережить можно многое. На любые жизненные неурядицы можно смотреть по-разному. Всё зависит от того, чем ты наполнен изнутри. Важно не переставать нести в себе свет, не погасить огонь добра, что можно и нужно оставаться человеком. Если у меня не хватает инструментов, я привлекаю своих коллег и сама постоянно учусь.
- В вашем понимании, что такое счастливая семья?
- Я знаю о счастье на двоих благодаря своему опыту. Мы с мужем вместе 23 года. Если отдельно брать понятия, то счастье для меня - это результат профессионализма, достигнутый определённым трудом, душевная гармония, чётко обозначенные и выстроенные отношения с собой, близкими и окружающими. И это взаимопонимание в семье, с близкими. Счастливая семья - это поддержка, принятие, развитие. Это открытые отношения, понимающие, добрые, любящие. Моя семья принимает меня любую, так же, как и я супруга и детей, в этом и есть семейное счастье: когда с радостью идёшь на работу и с радостью идёшь домой. Счастливых видно издалека по блеску в глазах, по позитивной энергии и радостным детям. Вот, если коротко, то я бы так сказала.
- Как долго будет длиться проект Школа родителей "Азбука семьи" и кто может в него войти?
- Как я уже сказала, это те, кому важно разобраться, что такое семья, улучшить отношения с близкими. В проекте ждём родителей: семейные пары, либо супругов по отдельности, бабушек и дедушек, или тех, кто только планирует создать семью.
На сегодня мы выпустили две группы - 20 человек. Ещё две группы проходят обучение в настоящее время. Курс рассчитан на 3 месяца. Это 30 занятий, 15 встреч по воскресеньям по два часа. Занятия проходят на территории Центра семейных ценностей Гульнары Мукашевой и храма св. Пантелеймона. Храм - это площадка для встреч и атмосфера, религиозных лекций у нас нет.
Для того чтобы попасть в проект, необходимо заполнить анкету на нашей странице во "ВКонтакте" и ждать звонка. Обучение в школе бесплатное. Одну группу мы вели на средства гранта Министерства просвещения, вторую - по моей личной инициативе. Я надеюсь, что Школа будет развиваться и сюда будут приходить люди. После первого выпуска у нас сформировалось поддерживающее сообщество, мы продолжаем общаться, встречаться.
- Расскажите про участие в проекте "Наставничество"? Вы ведь с самого основания помогали запускать этот проект в Омске. И на вас, как психологе, лежала очень большая ответственность.
- Школа родителей "Азбука семьи" и "Наставничество" - близкие проекты. В "Наставничестве" разговор шёл о сотрудничестве в рамках одного года. Вместо планируемых 20 пар нам удалось сформировать 26. И это большое достижение! Проект замечательный и нужный. Он про людей и человечность. А моя потребность - помогать людям исцеляться. Но проект "Наставничество" стал для меня маленьким. Я поняла, что могу и хочу больше. Раньше я восемь лет работала в управлении персоналом в компаниях по недвижимости, фармацевтической и в компании "с голубыми окнами", у меня был свой детский центр развития. В данный момент я - социальный предприниматель, психолог с частной практикой, логопед, руководитель Школы родителей, жена, мама, участвую во многих проектах своих коллег. Меня хватит на всё.
- Что даёт вам силы работать с людьми и для людей на добровольных началах? Не бывает сомнений и желания всё бросить, передать другим?
- Конечно, трудно бывает. Устаёшь. Но, когда я захожу в группу к детям или к родителям в "Азбуке семьи", у меня появляется второе дыхание. Есть вещи, которые я не буду делать ни за какие деньги. А есть то, что я буду делать, даже если за это ничего не заплатят. Я развиваюсь там, где я есть. Я себя нашла.
Подробнее о проекте "Наставничество" вы можете прочесть в наших материалах:
- "В детдомах дети хорошие. Просто недолюбили их", - координатор проекта "Наставничество" по Омской области.
- "Я протянула руку, она протянула мне", - наставник проекта.
- "Недоверие - это не дружба", - участница проекта.
- "Дети в детском доме ждут и верят, что их заберут", - психолог проекта.
Также на нашем ресурсе вы можете найти полезные подкасты на тему отношений в семье.
С какими кризисами и в какое время встречаются пары, по каким признакам понять, что отношения лучше завершить, и как отличить неоправданные ожидания от реального невнимания партнёра, можно узнать из выпуска подкаста о здоровом развитии личности "Вне себя" (16+):
Почему одни женщины купаются в мужском внимании, а другие могут месяцами сидеть на сайтах знакомств или вовсе от знакомств отказаться? Что значит "выйти замуж" и правду ли говорят девушки, когда уверяют, что хотят этого? И какие ошибки не стоит совершать, если цель - создание семьи? Ответы на эти вопросы можно найти здесь:
Фото: архив "Омск Здесь", а также предоставлены героиней публикации