Проект, в котором взрослые омичи могут подружиться с подростками из детского дома, начал работать в Омске в прошлом году. Проект "Наставничество" несколько лет развивается в 30 регионах России и в Казахстане. В Омской области стать наставниками выразили желание более ста омичей. Уже на старте удалось сформировать 11 пар. За год их число увеличилось в два раза.
Попасть в число участников может каждый ребёнок от 12 лет и взрослый от 24 лет. Как показал опыт в нашем регионе, большинство наставников - старше 30 лет. Со стороны детей больше всего желающих обрести взрослого друга среди подростков 14-15 лет. Причём мальчиков и девочек поровну. А вот в наставники идут чаще женщины. Пока в проекте только двое мужчин.
Подробнее о "Наставничестве" и правилах участия в нём "Омск Здесь" ранее рассказала координатор проекта по Омской области Гульнара Мукашева. Сегодня мы публикуем интервью с одним из наставников.
Ирина Руснак - руководитель Ассоциации гидов-экскурсоводов & Omsk BikeLove. Наставник Елизаветы, 14 лет. В проекте с июня прошлого года.
- Ирина, как вы попали в проект?
- О проекте "Наставничество" я узнала в марте прошлого года. Почитала про него, мне показалось, что это мой вариант. К теме детей в детских домах я никогда равнодушна не была. У меня двое взрослых детей. Об усыновлении я думала, но не решаюсь. В силу занятости по работе заниматься полноценно воспитанием и заботой о ребёнке у меня нет времени. Соответственно, будет страдать и ребёнок, и я. И мне показалось, что проект "Наставничество" как раз то, что нужно.
- В проекте не тот уровень ответственности?
- Скорее обязательств, законодательных в том числе. В проекте я более свободна, и задача здесь - быть другом, наставником, помощником. Я беру обязательство как человек, но не беру как родитель. Даже Лизе я говорю, я не воспитатель, чтобы ругать, наказывать, требовать, но я могу помочь советом, сказать, как бы я поступила в той или иной ситуации, указать, в чём она права, а где неправа, показать, как можно сделать по-другому.
- Координаторы проекта говорят, что многие доходят до тренингов, но не доходят до формирования пар. Когда вы погружались в проект, не было ли страха? Или, наоборот, решение крепло?
- Страха не было. Было волнительно. Многие говорят, что не могут даже зайти в приют или детский дом, потому что сердце разрывается, жалко всех детей. Я понимала, что я как раз нахожусь на той стадии возраста и социального уровня, когда я могу быть полезна ребёнку. У меня было волнение больше, с каким ребёнком предстоит встретиться, как сложатся наши отношения.
- Как прошло ваше первое знакомство?
- Этого я никогда не забуду. Волновалась, что даже сложно было переступить порог детского дома, зайти внутрь. Я же никогда не общалась с детьми, которые там живут. Я даже не знала, девочка или мальчик будет у меня в паре. Я зашла. Меня встретила Елизавета. Мне кажется, она волновалась в тот момент ещё сильнее. Я протянула руку, она протянула мне. Мы пошли в отдельную комнату, пообщались минут десять, рассказали друг другу о себе общую информацию, обменялись телефонами и начали нашу совместную дружбу. Вместе мы с июня прошлого года.
- Вы общаетесь на ты?
- Мы сразу об этом договорились. Друг - значит друг.
- Что изменилось в общении за это время? Удалось сблизиться или до сих пор это открытия и поиски?
- Многие задают мне вопросы, зачем и почему я в проекте. Помимо человеческих чувств, порыва души, могу сказать, что мне интересно. С Елизаветой мне очень повезло. Она открывается. Я стараюсь её познакомить с тем, чем сама занимаюсь. Это выезды с туристами, мастер-классы. Когда мы выезжали первое время, я видела, что ей было сложно общаться сразу с большим количеством незнакомых взрослых людей. Но она молодец, не испугалась, не вышла из проекта, постепенно ей становилось легче, и она ведёт себя свободнее. Она сама говорит, что стала меньше стесняться. Постепенно, крошечка по крошечке, мы налаживаем отношения. До сих пор привыкаем друг к другу - и я и она.
Кроме личных встреч, мы организовываем выезды и с другими детьми из детского дома. Я узнаю их, и с ними очень интересно общаться. Они отличаются немножко от домашних детей. Но они хорошие дети, просто у них иначе сложилась судьба. Мы общаемся с наставниками между собой, несмотря на то, что у многих уже свои выросшие дети, нам подкидывают ситуации, в которых иногда не понимаешь, как действовать. Но надо просто идти дальше.
- Что даёт силы идти дальше, не ссылаться на занятость, отсутствие времени?
- Есть ответственность по отношению к Лизе. Ты же дал надежду ребёнку, обещал хоть раз в неделю быть рядом. А как? Сегодня ребёнку ты показал, что друг, а завтра - не друг? Не могу я так. Пока у меня есть потенциал, время, возможности. Сейчас я уже оформила гостевой режим, который позволяет не только встречи на несколько часов, но и позвать Лизу в гости на несколько дней.
- Чему ваш новый друг учит вас?
- С годами становишься серьёзным, веселиться разучиваешься. Мы однажды пошли с Лизой на каток. Я думала, постою в сторонке. А она мне говорит, без тебя не поеду кататься. Я опешила, какие коньки в моём возрасте? Я сто лет на них не каталась (смеётся). Но пришлось встать и поехать. Если бы её не было, сроду бы я не пошла на этот каток. Или в кино. Мои дети уже давно взрослые и живут отдельно, Лиза позволяет мне прочувствовать ещё раз период материнства.
- Вы готовитесь к встрече или всё спонтанно?
- Если планируем мероприятия, то я заранее о них сообщаю, потому что у Лизы могут быть свои планы и я их уважаю. Первое время было, что вроде согласуешь, а в последний момент она всё поменяла. Один раз я уже ехала в детский дом, а она мне пишет, что болит голова и она не едет. Я говорю: "Нет, уже всё запланировано и так в последний момент никто не делает. Если болит голова, сейчас приеду, зайдём к врачу и решим вопрос". Договорённость - это уважение друг к другу. Соблюдать их важно. Приехала, она собрана, и голова прошла. Я стараюсь держать обещания, и Лиза постепенно этому учится.
- Какой поступок ребёнка может заставить вас поменять решение и выйти из проекта?
- Не знаю. Пока я приму любой её поступок. По жизни я считаю, что нельзя прощать предательство. Но чем может меня предать этот ребёнок, который ничего мне не обещал и никаких обязательств передо мной не имеет. Если она захочет выйти из проекта, я приму это её решение.
- Какие качества нужны наставнику?
- Однозначно, это честность, ответственность, открытость и доброта. Без любви к детям не надо этим заниматься. Ты не вправе обманывать этих детей даже в ожиданиях, потому что они обмануты уже не раз. Ещё мудрость, наверное. Мы наблюдаем, что тяжелее наставникам совсем молодым, и у которых нет своих детей.
- Как собственный опыт родительства помогает вам сейчас?
- У меня дочь и сын. Пройденный опыт помогает с двух сторон. С одной, меня не удивляют некоторые вещи с Лизой, а с другой, благодаря общению в проекте я по-другому смотрю на своих детей. Стала меньше им предъявлять претензий. Спокойнее к каким-то вещам относиться.
- Если бы вам в пару достался мальчик, было бы сложнее?
- Я не знала, кто мне попадётся в пару, и изначально так настроилась, что приму хоть девочку, хоть мальчика. Но сейчас я понимаю, что с девочкой мне проще. Где-то поболтать и о женских штучках, и о мальчиках. Ещё я организую и провожу мероприятия для наставников с детьми. Бьюти-девичник у нас был, разговаривали о косметике, духах, девичьих примочках, брошки делали. Мальчику это было бы неинтересно.
- Как часто вам как наставнику требуется помощь? И есть ли возможность получить её в проекте?
- Конечно. Я и обращалась за помощью. В некоторых моментах я не знала, как поступить. У психолога ребёнок начинал говорить, когда не мог сказать наедине. Раз в месяц у нас супервизии с наставниками, где мы делимся опытом. Один ты не выплывешь. Много вопросов обсуждаем с руководством детского дома. Для них ведь тоже это новое, они не понимали вначале, как взаимодействовать с нами, кто мы, чего пришли. Общение с другими наставниками и обмен опытом помогают наладить коммуникацию и в этом вопросе.
- Что вас порадовало и огорчило в проекте из опыта других наставников?
- Меня радуют те наставники, которые действительно поняли, зачем они пришли и работают с детьми, переживают душой, помогают им. А огорчают, наверное, люди, которые пришли, но не особо что-то делают, ссылаются на отсутствие времени. А дети-то ждут, надеются, каждый пришёл в проект не просто так. Многие внутри сильно переживают, видят у других наставников, и им обидно. Между собой они уже определили, что есть "классные наставники". А классные-то в чём? Мы просто держим слово и регулярно занимаемся тем, на что согласились. Мы стараемся быть друзьями детям по-настоящему.
- Чему бы вы хотели научиться в проекте? Какое качество, навык, суперсилу обрести?
- Достижение моей цели состоится, когда Лиза выйдет из детского дома и уверенно будет чувствовать себя во взрослой жизни, эмоционально сможет справляться с трудностями. Даже если я не буду её наставником в проекте, но другом и наставником по жизни - пожалуйста, в любое время. Это ведь навсегда. Связь с ребёнком всё равно останется.
Изображения созданы с помощью Midjourney, а также предоаствлены героиней публикации