Сердце, огонь и мифология. Обсуждаем живописное панно в метропереходе
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 17 марта 2024, 15:09  •  печать

Сердце, огонь и мифология. Обсуждаем живописное панно в метропереходе

Знакомимся с работами художников, которые оставили красочный след в истории омского уличного искусства.

Март - переменчивый и непредсказуемый период. Но тёплая погода и весеннее солнце очень притягательны. Они создают особенную атмосферу, которая манит на улицу, поэтому мы продолжаем исследовать город в поисках достойных внимания граффити.

В проекте "Уличное искусство" мы обращаемся к омичам - нашим читателям за помощью. В этот раз героем стала Ирина Прохорова - директор Центра коммуникации и управления проектами ОмГПУ, в недавнем прошлом музейный сотрудник, соавтор нескольких экспериментальных проектов на стыке популяризации культурного наследия и запросов современного общества. В 2022 году она вместе с омским актёром Иваном Притуляком, драматургом Светланой Баженовой и художницей Еленой Треуголкой курировала выставку "Фабрика смыслов", посвящённую промышленности.

- Всегда ощущала себя коммуникатором - посредником, проводником смыслов, популяризатором, остаюсь им и до сих пор. Нравится видеть, как в глазах людей загорается искра любопытства, вдохновения и радости открытия чего-то нового, - рассказала нам Ирина.

"Фабрика смыслов" - это четвёртый проект арт-пространства "Проект М". В подземном переходе рядом с библиотекой имени Пушкина были представлены работы 25 авторов из разных городов России. Художники создали композиции, посвящённые крупным омским предприятиям: агрегатному заводу, шинному заводу, радиозаводу, нефтеперерабатывающему заводу и другим. Они также изобразили фабрики по производству стекла, одежды, шоколада, мороженого, масла и птицефабрику.

- Мне нравилось смотреть, как люди разглядывают работы и читают тексты от художников или омских авторов. Одной из любимых является работа Кирилла Ведерникова "Прометей". Она очень крупная, её сложно не заметить, но привлекла в ней гармония линий и цвета. Глядя на неё, вижу в первую очередь огонь сердца в руках человека, который можно вложить, чтобы заставить печи и машины работать, сделать холодное, суровое, довлеющее - тёплым, подвластным. Автор закладывал драматическое противопоставление, - отметила она.

Кирилл Ведерников начал свой творческий путь с рисования граффити в городе Вязники Владимирской области, после это переросло в интерес к монументальному искусству. В своих работах художник обращается к теме сотворения мира через мифологические образы. А стиль художника впитал в себя традицию древнерусской иконописи, русского авангарда и немецкой готики. 

- Мне нравятся мифы, они многослойны и наполнены мудростью, в них есть над чем поразмыслить, с чем согласиться или поспорить. Мне также нравится искусство, которое приглашает подумать вместе с автором, но при этом не причиняет зрителю боль. Изумительно, когда для художника важна красота, тогда в произведении собирается всё, что мне как зрителю необходимо, - подчеркнула Ирина Прохорова.

Изображение Прометея появилось в декабре 2021 года, а уже в январе картину презентовали первым посетителям выставки. По словам самого художника, углубляться в тему промышленности он стал в 2010 году, она же помогла ему вступить в Союз художников. Художника-монументалиста привлекает энергетика оставленных мест, поэтому он и принял участие в преображении болевой точки Омска - несостоявшегося метро. 

- Именно в таких пространствах я и стал создавать свои первые монументальные работы. Всё больше углубляясь в философию, религиозные и мифологические образы. В этой атмосфере рождается тема - Сотворение Мира, а индустриальные элементы начинают присутствовать во многих моих нынешних работах. Прометей, принёсший огонь, - и герой, и мученик. Как и человечество, вечно стремящееся к прогрессу, обрекает себя быть заложником созданного мира, - писал в социальных сетях Кирилл Ведерников.

Действительно, многие социологи согласятся с художником. С одной стороны, технологии и инновации открывают новые возможности для развития и улучшения жизни, но с другой - они могут привести к зависимости от них и потере связи с реальностью. Однако важно помнить, что всё это не является злом само по себе. Инновации могут быть использованы как во благо, так и во вред. Важно найти баланс.

- Художник ставит важный вопрос, но верю, что прогресс толкаем мы, люди, а именно: наши изобретения и потребность в них, бесконечное человеческое любопытство. Как классно сформулировали заводчане в интервью: "Завод без человека - это просто каменные стены и металлические станки. Человек нажимает на кнопки, он запускает процессы. Люди - живая кровь заводов". Если и становимся заложниками, то собственной невнимательности или недальновидности. Но это тоже не конец, не приговор. Любая проблема - повод хорошенько поразмыслить и приложить свои силы для её решения, - подчеркнула наша героиня.

Мы в очередной раз убедились, что уличное искусство - это собирательный термин, который включает в себя различные изобразительные практики не только в пространстве городских улиц, но и в пешеходных переходах. "Проект М" не один раз доказывал омичам, что забытое может стать притягательным.


Мы в свою очередь вновь отправляемся на поиски художественных творений, наполненных смыслами и красотой. В прошлый раз мы опубликовали женский взгляд на уличное искусство Омска. Сотрудницы нашей редакции рассказали, какие арт-объекты их цепляют больше всего.

Вы тоже можете стать героем нашей рубрики и получить шанс высказать своё мнение об уличном искусстве. Для этого нужно всего лишь написать нам в социальных сетях.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также