Мы каждую неделю прогуливаемся по омским кварталам в поисках граффити, которые своей красочностью и оригинальностью добавляют городским улицам изюминку. В рубрике "Уличное искусство" мы делимся ассоциациями и историями омичей о культуре стрит-арта.
На этой неделе прекрасная половина человечества получала поздравления и милые подарки в честь 8 Марта, поэтому в этом материале мы решили поделиться своим мнением об омском стрит-арте. В сегодняшнем выпуске вы познакомитесь с женским мнением о граффити нашего города.
Анна Бамбульская
- Мне нравится граффити с брахиозавром. Он такой объёмный, красивый - сразу бросается в глаза. Даже если обычно не замечаешь рисунков на стенах, то мимо этого сложно пройти. А то, что он жуёт берёзу, - забавный сюжет. Животное из Юрского периода ест сибирскую берёзу - где такое ещё можно увидеть. Я вообще люблю этих животных, они впечатляют.
Брахиозавр, жующий берёзу, поселился в Городке нефтяников в 2017 году. Он был нарисован в рамках фестиваля уличного искусства Stenograffia. Его созданием занимался художник из Екатеринбурга Андрей Топоров. Арт-объект кажется объёмным, если смотреть на него под определённым углом, и может светиться в темноте. По замыслу автора, брахиозавр стоит на полке и тянется шеей к ближайшей берёзе.
Виктория Абзамилова
- Я живу и всегда жила в Нефтяниках, поэтому любой мой путь на учёбу, в театр, в магазин или на работу каждый день лежит через эти "врата техники". Я люблю этого робота, ты смотришь на него и каждый раз хочешь улыбнуться "по-дурацки", чтобы твой день прошёл с флёром детских игр, специфичными голосами старых игрушек. А если что-то сложится не так, то нашествие роботов бы точно помогло выбраться из непредвиденной ситуации.
Этот мурал тоже был создан в рамках фестиваля уличного искусства Stenograffia. Но появился годом позднее брахиозавра. Жилой дом на Мира, 44, украсил художник из Екатеринбурга Александр Гущин. Мурал представляет собой 3D-рисунок робота, который выходит из коробки для игрушек. На создание произведения художника вдохновляла летняя погода, общение с омичами и организаторами фестиваля.
Алина Шрайнер
- Думаю, что у многих первая ассоциация к слову "граффити" - это пузатые яркие буквы с жирной обводкой, потёки краски и гаражи. В этой рубрике часто развеивается этот образ, но одними из самых эстетичных и качественных примеров уличного искусства, мне кажется, являются работы "Крепкого пальца". Например, граффити возле городского музея "Искусство Омска" простые, лаконичные по гамме и форме, но в этом их прелесть. В целом спокойствием и свежестью веет от всех работ этих авторов, этого как раз не хватает в шумной суматохе города.
Городской музей "Искусство Омска" открыл свои двери в 1991 году, но с 2018 года он размещается в здании на территории Омской крепости. Напротив него располагается небольшая кирпичная постройка, на фасаде которой и можно увидеть граффити "Крепкого пальца" под названием "Выставка для всех". Её появление инициировали сами работники музея, а палочкой-выручалочкой в этой затее стал очередной фестиваль Stenograffia.
Екатерина Криль
- Я бы хотела рассказать про загадочных белых человечков. Они мне нравятся за минимализм. Они очень лаконичные, а, на мой взгляд, для художника это одна из самых тяжёлых задач - передать целый спектр смыслов минимальными средствами. В Нефтяниках, где я живу, один такой человечек уже несколько лет живёт в окошке недостроенного здания. Он очень органичен этой заброшенной среде и собирает взгляды знакомых даже в отсутствие ярких красок.
О белоснежных существах мы писали летом, их автором является художник, который предпочитает оставаться в тени. Человечки то появляются, то исчезают с улиц нашего города. Их можно встретить на окнах, на рекламных баннерах, на стенах неприметных зданий и во многих других местах, где не ожидаешь увидеть легальные граффити. К слову, у забавных существ есть своё сообщество в социальных сетях, поэтому следить за их "перемещениями" можно там.
Дарья Молчанская
- Мне нравится, как омский иллюстратор, граффитист Иван Крячко расписал часть перехода у "G-Drive Арены". Я очень люблю хоккей, часто посещаю матчи "Авангарда" и несмотря на то, что паркуюсь далеко от перехода, иногда дохожу до него, чтобы полюбоваться этой работой. Цепляет то, что сам художник искал вдохновение не просто в матчах, которые сейчас идут по ТВ, и сам он не является болельщиком, а именно в фотографиях дворовых команд и чёрно-белых снимках времён СССР. Это действительно чувствуется. То есть, это не какое-то современное "прочтение" хоккея, а изображения хулиганистых мальчишек 80-х, кричалки, которые раньше посвящали теме хоккея, и элементы атрибутики. И, конечно, знаковая для "Авангарда" дата - 2004 год, когда "ястребы" завоевали первый Кубок Гагарина. И представьте - всё это в красно-бело-чёрных оттенках. Мне кажется, каждый любитель хоккея в Омске найдёт в этом граффити что-то своё - ощущение, воспоминание, ассоциации.
Изображение появилось в рамках пятого регионального фестиваля "Омский стрит-арт 2022". В интервью для нашего сайта Иван Крячко рассказывал, что сам не является большим поклонником хоккея, поэтому искал вдохновение в фотографиях дворовых команд и чёрно-белых снимках времён СССР. Почти каждый парнишка из 80-х и 90-х годов мечтал иметь пару потрёпанных коньков и потёртую клюшку.
Елена Русаченко
- Мой любимый мурал - самый большой в городе - "Наутилус". На мой взгляд, он и самый красивый. Он нарисован цветами, которые я люблю: синим, зелёным, мятным, бирюзовым. Если бы он существовал в виде картины, я бы повесила её дома. Наутилус в моём представлении - это такой символ чего-то древнего и вместе с тем современного. Его ещё называют живым ископаемым - единственный в своём роде, доживший до наших дней. А какие у них красивые раковины, - словом, наутилусы завораживают.
Мурал появился в 2018 году в рамках фестиваля уличной графики Stenograffia. Работа "Наутилус" была создана краснодарским художником Георгием Куриновым. По словам организаторов проекта, рисунок занимает 600 квадратных метров и является крупнейшим в Омске объектом стрит-арта.
Мария Хоменко
- Я хочу отметить два мурала, две славянские истории, которые сопровождают меня в "домашней обстановке". Рядом с местами, где мне доводилось жить в Омске, есть созвучные настенные изображения. Первое находится на улице Харьковской, это сюжет о домовом Чуре и его свите, а второе - в Чкаловском - рассказывает о гуляньях вокруг костра то ли в ночь Ивана Купалы, то ли в Перунов день. В них есть что-то давно знакомое, родное, уютное. А ещё славянская культура, нашедшая в них отражение, связана с моими научными интересами, ведь я уже несколько лет изучаю языковую культуру русской древности.
Композиция под названием "Чур Чурило" находится вдалеке от городской суеты, она затаилась в спальном районе Октябрьского округа. Работа появилась в 2014 году, её выполнила компания, занимающаяся промышленным альпинизмом. Ещё один славянский пейзаж можно рассмотреть на торце кирпичной пятиэтажки в Чкаловском посёлке недалеко от конечной автобусной остановки. Точная дата его появления нам неизвестна, но первые упоминания о нём в интернете датируются так же 2014 годом.
Мы тем временем снова отправляемся на поиски красочных артов, которые разбавляют серость бетонных джунглей. В прошлом материале мы обсуждали граффити, состоящее из трогательных стихов.
Вы тоже можете стать героем нашей рубрики и получить шанс высказать своё мнение об уличном искусстве. Для этого нужно всего лишь написать нам в социальных сетях.