Была ли у кого-то такая ситуация: купили билеты онлайн, например, на междугородний автобус. А когда их прислали на почту, увидели, что попутно оплатили ещё и страховку, хотя вроде её и не оформляли. Стоит она недорого, но нужна ли она вообще? И как теперь от неё отказаться?
Перед оплатой билетов можно не заметить, что в списке дополнительных услуг к билетам уже стояла галочка напротив страховки. И хотя продавцы различных сервисов не должны проставлять какие-либо отметки согласия вместо покупателя, некоторые фирмы до сих пор их используют. Или действуют еще агрессивнее: чтобы отказаться от полиса, человеку приходится нажимать на кнопку "беру все риски на себя".
- На самом деле любой пассажир получает обязательную страховую защиту вместе с билетом. По закону её оплачивает транспортная компания. И если в дороге по вине перевозчика или из-за аварии с человеком и его вещами что-то случится, он или его родственники могут рассчитывать на страховые выплаты, - объясняет заместитель управляющего Отделением Омск Банка России Илья Плиндер.
Страховые выплаты:
- при повреждении имущества - до 23 000 рублей (но по обязательной страховке авиакомпания не будет отвечать за багаж, который потеряли или повредили сотрудники аэропорта);
- при травмах - до 2 000 000 рублей;
- в случае смерти - 2 025 000 рублей.
За компенсацией нужно обращаться в страховую компанию перевозчика. Подготовьте заявление и документы, подтверждающие ваше право на выплату: копии или сканы паспорта, билета, медицинских справок. Ещё понадобится официальный акт о несчастном случае - его должен составить представитель транспортной компании.
В случае происшествия перевозчик обязан сообщить пострадавшим или членам их семей о том, что им положено страховое возмещение и как его получить. Но если транспортная компания этого не сделала, вы можете сами запросить у неё эту информацию - например, у сотрудников на вашем рейсе, по телефону горячей линии перевозчика или на его сайте. Страховка от перевозчика уже входит в цену поездки, за неё платить не нужно.
Зачем тогда нужен добровольный полис?
Полисы, которые продаются вместе с билетами, обычно предусматривают компенсации по более широкому спектру событий, чем страховки от перевозчика. Помимо несчастного случая, они могут покрывать и другие риски, с которыми сталкиваются путешественники. Например:
- вы были вынуждены отменить поездку в последний момент или опоздали на посадку по независящим от вас причинам;
- в аэропорту задержали вылет или поезд с опозданием пришёл в пункт назначения;
- ваш багаж потеряли, повредили или выдали спустя несколько дней, так что вам пришлось делать незапланированные покупки.
Прежде чем соглашаться на покупку добровольной страховки или отказываться от неё, если вы уже по ошибке оплатили полис, стоит изучить все условия. Возможно, дополнительная защита окажется вам полезной.
Разберитесь, в каких именно случаях положена выплата, а в каких нет. В частности, страховка багажа при авиаперелётах обычно не распространяется на ручную кладь. Покупка полиса будет оправдана, если вы боитесь, что при погрузке чемоданов повредятся ваши дорогие горные лыжи. Но страховка окажется бесполезной, когда самое ценное - ваш ноутбук в рюкзаке. Даже если из-за жёсткой посадки он упадёт с багажной полки и разобьётся, полис не покроет ущерб.
Можно ли отказаться от уже купленной страховки?
Да. Если вы передумали или оплатили полис по ошибке, то вправе получить деньги обратно. Все добровольные страховки можно сдать во время периода охлаждения - как минимум в течение 14 дней после покупки, при условии, что срок действия полиса ещё не закончился и не было страховых случаев, по которым положена компенсация.
Вернуть полную стоимость полиса удастся, только пока он не начал действовать - обычно до начала посадки в самолёт, поезд или автобус. Если вы купили билеты туда-обратно и не успели оформить отказ до первого рейса, сделайте это до следующего - сможете компенсировать хотя бы часть денег. После поездки вам уже ничего не вернут.