Декабрь, пока! Что вы пропустили за месяц, если не следите за омскими новостями
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  1 января 2024, 15:24  •  печать

Декабрь, пока! Что вы пропустили за месяц, если не следите за омскими новостями

Коротко для тех, кто не готов постоянно погружаться в повестку, но хочет быть в курсе того, что случилось в Омске. 

О чём пойдёт речь?
Как мы пережили холод
Как мы пережили холод дома
От мазута к солнечной энергии
А вы уже видели косулю?
Первые успехи новой троллейбусной сети
Начинаем готовиться к ремонту ещё одного моста
Готовится сменить статус долгострой ОмГУ
Искусственный интеллект внедрился в омские светофоры


Как мы пережили холод

Погоду ругают часто. Ею сложно угодить. Но уже второй месяц подряд она преподносит сюрпризы. После аномально тёплого ноября случились аномальные морозы. Стремительное похолодание хорошо сказалось только на снеговиках и Иртыше, который не хотел замерзать. Штормовое предупреждение объявили с 6 по 12 декабря. Столбик термометра падал до -43 градусов.

Школьники могли не ходить на занятия. А мы, сидя на парах и на работе, вспоминали, чем развлекались в такие дни дома и как чувствовали себя хозяевами опустевшей школы. Холод страшен не только для людей. Зоозащитники просили подкармливать бездомных животных.

Почему бы после этого не устроить резкое потепление до +3 градусов? Легко. И вроде все ждали его, чтобы отогреться, но вышел перебор: 26 декабря в сердце Сибири пошёл дождь. Всё это, конечно, на фоне гололёда, так как ночью всё-таки держался минус. На загородных трассах из-за этого ограничили движение пассажирского транспорта. В последний рабочий день года пробираться по городу пришлось через лужи, как весной.

Представить себя пингвином советовали травматологи, чтобы снизить риск падений пешеходам в гололёд. Способ смешной, но эффективный. Нужно чуть согнуть ноги в коленях и идти мелкими шажками, ступая на всю подошву.

Добавим лишь, что в 60-х, в 80-х в Омске тоже фиксировался плюс, а в 20-х - экстремальный минус. Так что не то чтобы этот декабрь уникален. Но как говорится в мемах, читать об исторических явлениях и испытывать их на себе - не одно и то же.

Как мы пережили холод дома

Не меньше эмоций вызвали городские ТЭЦ. На протяжении недели в Омске только и было разговоров, что о батареях. Кроме шуток, омичи спали в шапках, искали, у кого переночевать. Обогреватель стал мастхэвом.

Ситуация вскрылась как раз в морозы. Жители Центрального округа стали массово сообщать о неподходящей для зимы температуре в домах. Утром 6 декабря появился первый официальный комментарий от ТГК-11, обеспечивающей Омск теплом: "По техническим причинам 4 декабря на теплосетях, запитанных от ТЭЦ-5, произошло снижение давления. Организованы аварийные работы, которые были завершены к вечеру 5 декабря. <…>. Все ТЭЦ города работают в штатном режиме".

Однако затем история повторилась и коснулась других районов города. Комментарии причастных лиц выходили с завидной регулярностью. Говорили об аномальной погоде, пиковых нагрузках, экстренных совещаниях, запуске резервных котлов (правда, на мазуте). Дошло до уголовного дела из-за услуг ненадлежащего качества. Всего, по информации прокуратуры, без тепла остались 1600 многоквартирных домов и 193 образовательных учреждения. Холодно было даже питомцам зоопарка.

Однако глобального отключения теплоснабжения удалось избежать. Иначе бы дома вымерзли надолго. За тепло, которое омичи так и не получили, обещали сделать перерасчёт. Управляющие компании и ТСЖ должны были подать акты о фактических температурах. В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта, это будет видно по квитанциям за январь. А оборудованных - в 1 квартале.

К слову, несколько последних закупок для ТГК-11 коснулись ремонта оборудования топливоподачи на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 (на 22,9 млн рублей), капремонта турбоагрегатов на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 (на 32,6 млн рублей), а также ежегодного страхования, в том числе на случай перебоев в предоставлении коммунальных услуг.

От мазута к солнечной энергии

Плюсик в экологическую карму обещает добавить новая солнечная электростанция "СЭС Авангард-1" мощностью 15 МВт. В декабре прошли торги по поиску подрядчика. Под неё рассматривался обширный участок на 2-й Солнечной, за пивзаводом. Контракт планировалось подписать с московской компанией "Юнигрин Инжиниринг". На работы выделено 1,08 млрд рублей и время до конца 2024 года.

Заказчиком выступила компания "Возобновляемые источники энергии Юг" (ВИЭ Юг). Она зарегистрирована в Омске и входит в федеральную группу компаний "Хевел". Последняя известна в нашей области тремя СЭС - Нововаршавской и Русско-Полянской на 30 МВт (по оценкам компании, это 3,8 % от общей мощности энергосистемы региона), а также сравнительно небольшой коммерческой СЭС на 1 МВт в промзоне города.

А вы уже видели косулю?

Аномальная погода, помимо прочего, поставила под угрозу сибирских косуль. Животные поздно начали миграцию, в поисках прокорма стали забредать не только в пригород, но и жилые микрорайоны и даже центр города. По словам экспертов, в таких масштабах это явление редкое. К сожалению, знакомство с городом для косуль не всегда оканчивается благополучно: стресс, травмы, нападения, ДТП.

Что делать, если вы заметили животное в беде? Дежурный номер, которым поделилось региональное Минприроды для таких случаев: 8-913-612-37-09.

Позвоните и расскажите:

  • время и местонахождение животного (адрес или иная территория);
  • ваши контактные данные для уточнения информации (ФИО, телефон);
  • состояние животного (наличие травм или установление факта гибели), предполагаемые причины, которые к этому привели.

По возможности не допускайте к косуле неизвестных (можно попросить предъявить служебное удостоверение), собак. Если животное не имеет видимых повреждений, не стоит пытаться его поймать и тем более делать селфи. Пострадать может и косуля, и вы.

В случае ДТП - звоните в Госавтоинспекцию, не покидайте место аварии. Если машина застрахована, ущерб, причинённый Минприроды, будет взыскан по ОСАГО. С водителей, которые пренебрегают автострахованием, взыщут по суду.

Первые успехи новой троллейбусной сети

На улицах Крупской и Волгоградской завершилось строительство двух тяговых подстанций. Они нужны, чтобы обеспечить энергией троллейбусы, которые запустят по трём новым маршрутам: от "Меги" до посёлка Юбилейного и до завода Попова, от ж/д вокзала до строящегося микрорайона Зелёная река.

Модульные здания возвёл и оснастил "СибСтрой Монтаж" за 163,2 млн рублей. Это второй подрядчик. К первому - "АртСервису" - были вопросы по части достоверности опыта работ. Госконтракт, заключённый в ноябре 2022 года, расторгли в марте 2023-го.

Тем не менее объект успели сдать по первоначальному графику. Он был утверждён два года назад под инфраструктурный кредит, который получила Омская область от Москвы на транспортное развитие Левобережья. Расширение бульвара Архитекторов и появление дополнительных "Адмиралов" - тоже его часть.

А вот с другим пунктом этого плана сложнее - реконструкцией депо на Ватутина. С первым подрядчиком, которым по итогам торгов стала "Хатман Групп", тоже расторгли контракт, в августе. По данным депстроя, компания не предоставила в срок техническую документацию и результаты инженерных изысканий, а проект, подготовленный ею, не прошёл экспертизу. Кроме того, компания наставала на увеличении стоимости работ с 295,6 млн рублей до 506 млн.

В декабре дело сдвинулось. Департамент рассказал о появлении второго подрядчика - "СтройТраста", который разработает проект и проведёт реконструкцию по начальной цене. Дедлайн перенесли на год от исходного - на конец 2024-го.

Начинаем готовиться к ремонту ещё одного моста

Проект будущих работ на мосту 60-летия ВЛКСМ у Телецентра отправился на экспертизу. Если всё согласуется, то будет организован поиск подрядчика. Ориентировочно приступить к ремонту хотят в третьем квартале этого года, завершить - до конца 2025-го. Если не согласуется, то проект придётся корректировать, а сроки отодвигать.

Предварительная стоимость работ - 2,5 млрд рублей. Они включают расширение проезжей части до 23 метров (при этом число полос останется прежним) за счёт выноса опор освещения и контактной сети, замену бордюров и тротуарных консолей, ремонт пролётов и мостового полотна, появление архитектурной подсветки.

Хотя полностью перекрывать мост на время ремонта не планируется, ограничение движения по полосам не избежать. Ситуация будет похожа на ремонт Ленинградского моста. Плюс в перспективе ремонт путепровода между Телецентром и СибАДИ, Комсомольского моста, появление новой развязки у метромоста.

Готовится сменить статус долгострой ОмГУ

По яркому фасаду здание будущего главного корпуса университета им. Ф. М. Достоевского на улице Фрунзе кажется готовым. Но в таком состоянии оно уже минимум шесть лет. Строительство началось в 2006 году, а сроки окончания регулярно отодвигались, обеспечивая объекту место на одной полочке с аэропортом Фёдоровкой и метро (хотя по масштабу вложений ему, конечно, далеко).

В декабре вуз сообщил, что "завершить все строительно-монтажные работы планируется до 31 марта 2024 года", повторив тем самым июльское заявление о дедлайне. Из чего может сложиться надежда, что план ещё в силе. По последним данным, на объекте шла поэтапная сдача противопожарных систем, готовились документы для получения заключения о соответствии техническим регламентам и проекту.

Поможет ли завершение стройки-эпопеи внутреннему сплочению вуза? Посмотрим. По словам замглавы Минобрнауки РФ Дмитрия Афанасьева, под конец года побывавшего в омском госе, "университет переживает непростые времена", но "на наш взгляд, из острой фазы кризиса вуз вышел".

Искусственный интеллект внедрился в омские светофоры

Звучит как завязка фильма-антиутопии, но всё реально и без трагизма. Речь об интеллектуальных транспортных системах, которые должны помочь сократить пробки на омских дорогах. После четырёх месяцев работ завершилось внедрение ИИ в 29 светофоров на Левобережье, улицах Красный Путь и 10 лет Октября (полный список здесь).

Как это работает? Если на участке образуется пробка и, что важно, есть резерв увеличить время проезда не в ущерб другим направлениям, транспортный инженер может изменить работу светофора.

Нюанс в том, что, хотя светофоры получили апгрейд, полностью ИИ стоимостью 185 млн рублей заработает только в 2025 году, когда будет внедрён модуль адаптивного управления. Система сможет самостоятельно оценивать степень загруженности дорог (кстати, о чём переговариваются омичи в пробках, можно посмотреть здесь) и принимать оптимальное решение. Но изменения всё равно будут происходить под контролем человека-оператора.


P. S. Новый год наступил. Стоит ли подводить итоги и строить ли планы? Ищем непростые ответы с экспертами.

Читайте также