- Юрий, ты участник форума волонтёрского движения. Твой проект - про искусство, но как он связан с волонтёрством? Это разве не разные истории?
- Нет, почему же? Уже год мы активно развиваем движение "Волонтёры культуры ARTПатруль". Это и привело нас в Омск. Это объединение молодых ребят по всей стране, которые подписаны на меня, следят за проектом "ARTПатруль" и хотят активно участвовать в культурной деятельности, приобщаться к искусству. И мы даём им такие возможности. Они могут водить экскурсии в музеях, помогать с монтажом выставок, писать статьи и снимать видеопрограммы об искусстве. Мы им помогаем и мотивируем их, соединяем волонтёров с музеями и галереями. И это комьюнити растет. Есть волонтёрские чаты, где мы раздаём бесплатные билеты в музеи и театры. Тем самым эти ребята получают крутой скилл.
Волонтёрство - что это такое? Это помощь на безвозмездной основе, и надо это понимать. Мы тоже о них заботимся, дарим мерч, делаем всё, чтобы об искусстве писали и говорили ещё больше. И сейчас уже порядка тысячи человек по всей стране вступили в это движение. И это не просто мои зрители, это люди, которые чувствуют себя частью этого движения. Они готовы помогать в проектах, связанных с искусством, на фестивалях и выставках. И Омск пригласил нас рассказать об этом проекте.
- Ты уже несколько лет ведёшь свой YouTube-канал об искусстве и галереях. Кто твой зритель?
- Проблема в том, что молодёжь во многих местах нашей страны чувствует себя отрешённой от культурных процессов. Они хотели бы быть внутри них, но не знают, куда пойти. Бывает так, что вокруг нет вообще ничего, связанного с искусством. Омск - шикарный город. Мы прошлись по "Эрмитажу-Сибирь", и здесь как в Версале. Чтобы увидеть эти шедевры, люди в Европу едут, а у вас они под рукой. И это в Сибири! Это очень круто и очень важно! Хорошо, что государственный Эрмитаж делает такие вещи, открывает свои центры по всей стране и привозит коллекции. Но везёт не всем, здесь не работает правило: "Везёт тому, кто везёт", потому что страна огромная. Мы стараемся сделать так, чтобы зрители чувствовали себя в комьюнити, при деле. На мой взгляд, до нашего арт-проекта была огромная пропасть между окраинами и столицей.
- Когда ты понял, что подобный проект необходим?
- Я понял это в 2017-18 годах, когда моя семья открыла Omelchenko Gallery - галерею современного искусства в Москве. Мне тогда было 22 года. Я смотрел и понимал, что даже в Москве многие равнодушно относятся к этим вещам. А ведь это настолько интересно, важно, ярко, необходимо. Но никто не умеет об этом рассказывать об этом простым языком и доносить до молодых людей.
Я посчитал, что искусство должно маячить отовсюду и надо использовать для этого интернет-инструменты. Молодёжи нравятся рилсы, так почему бы этого не делать так же, но вокруг искусства и тоже с юмором. И молодёжь в это интегрируется даже против своей воли. Вот в чём идея "ARTПатруля". Что касается простого языка, то это чисто мой стиль. Как я чувствовал и умел, так я и рассказывал. Я учился на юриста, и, когда мы открыли галерею, для меня это тоже всё было ново. Но была возможность общаться с очень серьёзными людьми в искусстве, мастодонтами, фундаментальными людьми - художниками, кураторами, директорами музеев и так далее. И я начал общаться с ними простым языком и тем самым сокращать расстояние между обычным человеком из глубинки России и этими мастодонтами, чтобы первые чувствовали, что не надо бояться искусства, что оно не только для избранных, для каких-то снобов голубых кровей, а то, что искусство - это на самом деле национальное достоинство.
- Есть ли противники твоего взгляда, придерживающиеся мнения об элитарности искусства?
- Таких мнений хватает. Да, искусство - это изысканно в любом случае, я это не отрицаю. Но искусство искусству рознь. Есть искусство изысканное, есть менее изысканное. Главное, чтобы оно не оставляло равнодушным. Лучше плюнуть в картину, чем просто пройти мимо и не обратить на неё внимания. Не обязательно должно быть красиво, оно должно быть разнообразным. Хотя красивое искусство мы все любим.
- Художники-классики могли бы удивиться: почему про наши картины рассказывают, будто это банальный и короткий "Тик-Ток"?
- Многие классики уже точно этого не скажут. Они, к сожалению, отошли в мир иной и оставили после себя только великое наследие. Так что я не совсем понял, о каких художниках говорить. Как не оскорбить мастодонтов искусства? Придерживаться общепризнанных норм морали. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Художника обидеть может каждый, но я здесь не вижу никакой проблемы. Самое главное - об искусстве говорить. Но обычно о нём говорят очень сложно. Вот на выставке рядом с картиной висит кураторский текст, люди начинают его читать и видят, что каждое второе слово надо в словаре искать, чтобы понять. И сразу возникает отторжение. Это тоже хорошо. Но нужны и простые тексты рядом. Даже сложные трактаты можно заменить синонимами и показать, что русский язык - богатый, в том числе и простыми словами. Это вопрос целевой аудитории и того, на какой подход она заточена - более серьёзный или, наоборот, более популярный, демократический. Но оба подхода ведут в искусство. "ARTПатруль" - проводник в искусство, чтобы люди обратили внимание на него. А дальше мы оставляем на откуп, какой вкус у них сформируется: кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик, кто-то любит импрессионистов, а кто-то - авангард.
- Как правильно доносить до людей такую информацию простыми словами?
- Спокойно, можно даже без мата (улыбается). Хотя ныне живущий великий русский художник Павел Пепперштейн в одном из моих выпусков говорил: "Мы в России не нуждаемся в психоанализе, у нас есть для этого мат". Он прав. Это вопрос того, как ты умеешь общаться, каков твой жизненный опыт. Просто нужно объяснять. Все эти процессы очень интересные, захватывающие и, если копнуть, во многом понятные. За этим стоят судьбы людей. За всеми картинами стояли художники, которые родились в конкретное время, в конкретном месте. Мы можем сложить карту понимания, в какой обстановке они творили, почему делали то или иное. Достаточно объяснить это любознательному человеку простым языком, и он будет слушать. Сколько сейчас художников в мире, в России, и они переживают все те же процессы, которые переживали наши предки. Просто сейчас время другое, оно изменилось. Есть термин "современное искусство", и его многие боятся. Но надо понимать, что современное искусство всегда было, и оно всегда было современным. Любой автор был современным художником на момент написания картины. Это было современное искусство, которое сделано в период, когда живёшь ты и твои современники. Есть, конечно, уже более глубокие критерии, как оно менялось, делилось, modern art, contemporary art. Но можно простым языком сказать, что Микеланджело, когда расписывал Сикстинскую капеллу, был современным художником. Это было современное искусство, и наверняка не все его идеи принимались. Мы можем об этом только догадываться, но общество в любое время, в любой стране разнопланово, разнообразно. Всегда кто-то понимает искусство, а кто-то нет. Это нормально. Главная задача искусства - запечатлять человека, человеческое развитие конкретного времени или часто с закосом на будущее. Если бы не было картин, мы бы мало понимали, как жили сотни лет назад. Именно искусство это передаёт через книги, живопись.
- Что бы ты посоветовал людям, которые хотят классно рассказывать о современном искусстве?
- В первую очередь любить это дело, изучать по мере возможностей. У меня мало знаний, я не искусствовед, а арт-дилер, продюсер. Например, мы делаем огромные конкурсы для художников. Но в искусствоведении у меня мало знаний. Этому надо посвящать много времени. Люди учатся на искусствоведов годами.
- Тебе же это не мешает?
- Нет, не мешает. Но я постоянно нахожусь в процессе изучения. Возможно, недостаток знаний в какой-то мере даже помогает, освобождает мою позицию. У меня есть общее понимание, из чего состоит искусство и как оно развивалось, я могу его разложить по периодам. А так, конечно, это целая наука. У меня миссия немного другая - мы занимаемся развитием. Всё изучить - очень здорово, но на это можно всю жизнь потратить и так ни с кем этими знаниями не поделиться.
- Если кто-то захочет создать свой арт-патруль, с чего ему начинать?
- Наверное, с того, что надо любить творчество, чувствовать себя творческим человеком. Я себя всегда чувствовал творческим человеком. Более того, я никогда не делил музыку, поэзию, книги, живопись и театр. Для меня это всегда было искусство. Это люди одного поля, одного звена, и их судьбы неразделимо связаны друг с другом. В истории искусств всё так и есть - всё переплетено. Дальше - говорить от души, так, как ты чувствуешь. Надо говорить спокойно, свободно, быть собой, не стесняться. Если ты где-то ошибешься, ничего страшного не случится. Часто это и есть искусство - сюр, фарс, анекдот, самоирония.
- Говорить о сложном простым языком - это тренд сейчас? Люди утомились от сложных объяснений или просто уровень знаний падает?
- Нет. Дело не в том, что люди утомились. Утомился только маленький процент тех, кто этим интересовался. А большинство людей находилось вообще за полем искусства. Они даже не успевали утомиться, потому что они и не включали это в свою жизнь.
- Почему искусство до них не доходило?
- Потому что никто не рассказывал о нём простым языком. А надо делать это массово. Было мало тематических СМИ, медиа, блогеров. Мало частных галерей в России, мало историй про продажу картин в современном мире. А сейчас об этом начали говорить. Когда пять лет назад начинался проект, я себе поставил задачу - популяризировать искусство, чтобы оно становилось модным. То есть говорить о нём всеми возможными способами. И сейчас мы имеем огромные проекты, работаем с людьми шоу-бизнеса самого первого звена. И через таких людей, как Андрей Малахов, Тимати и других, я тоже популяризирую искусство. Эти люди тоже уже пришли к коллекционированию, собиранию картин. Шестерёнки заработали, процесс пошёл.
- Почему искусство не было модным в России?
- Это вопрос периода. Когда-то было модно. У нас есть величайшие коллекционеры: Щукина, Морозова знает весь мир, они собрали сумасшедшую коллекцию импрессионизма. Но на смену пришла новая история. Страна изменилась - из царской стала совсем другой. Изменилась форма правления, стало другим и искусство. Оно всегда идёт в ногу со временем. Оно как бы модно, но не массово. Это просто вопрос культуры, знания. В какой-то момент народ оторвался от искусства в своих бытовых заботах, особенно в 90-е годы. Страна новая, всё рухнуло, надо было что-то новое строить. Конечно, людям было не до этого, они устраивали жизнь, зарабатывали на хлеб. Сейчас время другое. Сейчас всё стабильно, и настало время вспоминать о том, кто мы и что нам необходима культура. Россия всегда славилась своими великими людьми. Любую страну определяют не по её правителям или полководцам. Когда называешь какую-нибудь страну, сыгравшую ключевую роль в рамках цивилизации, в первую очередь идёт речь о её культурных деятелях. Говоря об Италии, в первую очередь люди вспоминают Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Спроси тысячу человек об Испании, и они назовут Сальвадора Дали или Пабло Пикассо. Россию весь мир знают по Достоевскому, Чехову, Толстому, Чайковскому. Я много путешествовал по миру, общался с иностранцами, и они в первую очередь говорили не о Сталине и Петре Великом, они говорят об Анне Павловой, русском балете, Чехове. И сейчас нам нужно делать таких же великих современников.
- Частные галереи - это относительно новая история. На мой взгляд, не все понимают разницу между галереей и музеем. В чём заключается их различие? Отличаются ли наши галереи от иностранных?
- И в мире, и в России галереи занимаются коммерческой деятельностью - продажей искусства, продюсированием художника, созданием выставки. Ты делаешь вернисаж, туда приходят коллекционеры, кураторы, происходит арт-рынок, ярмарки, аукционы, искусство бурлит, продаётся. Музей - самая высокая точка иерархии, дальше уже некуда идти. Очень редко искусство из музея попадает в частные коллекции. Чаще наоборот: люди передают картины из своих частных коллекций музею и тем самым увековечивают своё имя. Коллекция - это хороший путь увековечить через искусство своё имя как коллекционера и мецената. Многие серьёзные люди этим пользуются, это их мотивирует. Какими бы богатыми ни были купцы и дворяне, их забыли. А коллекция - это связь, потому что она будет висеть в музее и через 100 лет. Тем самым они сохраняют себя в истории. С художником это так и работает. Мы заходим в зал музея и видим картину, которой 500 лет, а её краски такие, будто вчера нанесены. Оказавшись в музее, мы будто находимся в компании Ван Гога, Моне, Дега, Ренуара - ребят, которые тусовались в Париже, кутили в кабаках, развлекались с девчонками, пили, курили и жили, как настоящие художники, создавали и сами не догадывались, в какую историю они попадут.
Как галерея понимается в России? Сейчас этот культ набирает обороты. В Москве очень сильно расширяется, постоянно открываются новые галереи. Потому что появился клиент. Всё больше и больше людей в России готовы покупать искусство, вкладываться в него как в инвестицию. Раньше люди удивлялись: "Как можно отдать за картину 100 тысяч рублей? Я что, дурак?". У картины же нет практического применения, ей можно только наслаждаться. Это не айфон, по которому можешь позвонить. А что делать с картиной? Непонятно! Ты платишь за внутреннее эстетическое удовлетворение. Сейчас люди привозят миллионы, забирают картину, счастливы и трясутся над ней. У них даже не возникает мысль, куда они выкинули эти деньги. Общество поменялось, и это очень хорошо. Не только богатеи готовы вкладывать, но и средний класс готов потратить 100, 150, 200 тысяч рублей. Купить картину в нашей стране может огромное количество людей. Пока что покупают те, у кого есть такая возможность, примерно 5 процентов населения. А нам надо сделать так, чтобы покупали 100 процентов. Невозможно не любить искусство. Я не верю, что нормальный, психически здоровый человек может не любить искусство. Ему может не понравиться та или иная картина. Но если он начнёт в этом разбираться, он обязательно найдёт своё и захочет это приобрести. Если у него есть возможность поддержать художника, повесить картину у себя, наслаждаться ей и знать, что она ещё в цене растёт. И наша задача - взращивать коллекционеров. От этого лучше живут и галереи, и художники, потому что идёт денежный оборот. Например, на ярмарке, которая идёт четыре дня, в первый же день сметают всё. Там картины стоят и по 30-40 тысяч долларов, и люди их забирают. Раньше люди с деньгами купили бы двадцатую сумку Birkin. У них бы шкаф ломился, а они бы даже не подумали о том, что можно купить картину. Сейчас, выбирая между бутиком и галереей, люди покупают искусство. Это очень здорово.
- Как добиться того, чтобы галерея приносила доход и себе, и художникам?
- Вообще говорят, что галерея живёт три года. И если она за это время не закрылась, значит дальше она будет себя окупать и появится клиент. Нужно три года, чтобы со всеми познакомиться, завоевать авторитет. Но сейчас можно и сразу удачно открыться, и всё купят. Необходимо выстраивать адекватные отношения "галерея - художник" и "галерея - коллекционер", делать красивые вечера. Для искусства антураж очень важен. Оно должно сопровождаться флёром изысканности, тусовки, музыки, крепких напитков, которые очень часто мотивируют коллекционеров хотеть купить ещё больше. Мы ведём аукционы, я стою с молотком. Это уникальная история, когда ты торгуешь лотами с молотка. Сидит зал, они друг с другом борются, а ты всё это контролируешь. Мы провели порядка 30 аукционов, на них всё было продано, полный солд-аут. Я всегда устраиваю шоу. А на Западе аукционы - это вообще основной инструмент. Аукционные дома Sotheby's, Christie's продают шедевры стоимостью по 30-40 миллионов долларов. Понятно, что это покупают сверхлюди, которых 1 % в мире.
- Как ты себя чувствуешь, когда поднимаешь руку с молотком и называешь сумму с шестью нулями?
- Нормально. Шесть нулей - это минимум миллион рублей. Самый дорогой лот, который я продал именно с аукциона, стоил 5 миллионов, это было на Петербургском экономическом форуме. Рука с молотком легко поднимается. Представляешь, как она поднимается на Западе? Аукционист бьёт молотком, а там сумма 150 миллионов долларов. Это уровень, например, "Спасения мира" Леонардо да Винчи или Уорхола. Там сумасшедшие продажи. За один вечер аукционист наторгует на 400 миллионов долларов, и у него всё хорошо. В России надо стремиться к тому, чтобы чеки на аукционах росли и собиралось всё больше и больше денег. Мы способны это сделать. Деньги есть. Может, не 40 миллионов долларов, но несколько миллионов за аукционный вечер можно сделать. Понятно, что это труд. Надо собрать определённых людей в определённом месте, чтобы у них было хорошее настроение, чтобы они сами понимали ценность происходящего. Это бренд, над которым надо работать. Но кто сказал, что будет легко?
- Когда ты начинал "ARTПатруль", ты сразу понимал, что это история о потенциальном привлечении людей и в вашу семейную галерею?
- Да, в том числе. Конечно, я понимал, что это и реклама, и потенциальное привлечение клиентов, людей. Когда появился "ARTПатруль", дела галереи резко пошли в гору, она стала более публичной и медийной. Это стало помогать, всё шло только по нарастающей. Но вообще цели были бескорыстные. Хотя это возымело и коммерческий успех.
- Что для тебя показатель того, что "ARTПатруль" работает?
- Для медийного проекта результат успешной деятельности - это обратная связь. А она может выражаться в чём угодно. Например, конкретные результаты, которые привели к карьере или изменению жизни того или иного человека. Постоянно пишут люди из разных городов. В разных соцсетях благодарят за проект, говорят, что это что-то невероятное. Надежда есть. Но бывает, что в конце большого хвалебного отзыва пишут, что хотят со мной начать работать, чтобы я посмотрел их картины. Это, конечно, очень утомляет в плане того, что это очень большой объём. Тогда мы придумали большие конкурсы, типа "Искусство и спорт", "Искусство и деньги", "Искусство на Север". Сейчас мы с Тимати запустили большой конкурс по всей стране на создание логотипа для бренда пиццы. Это же тоже возможность для художников. Любой из них может сделать логотип для большой компании, и лучший победит. Лучшим может оказаться человек из Чебоксар, Омска, из других регионов. И он пойдёт в огромный тираж. Хорошая обратная связь - это показатель. Она и мотивирует больше всего.
- Что бы ты пожелал тем, кто хочет погрузиться в арт-комьюнити или открыть свою галерею?
- Быть смелее: не в дверь, так в окно. Со всеми знакомиться, дружить, приходить в тусовки. Если вы не из Москвы, ищите такие тусовки в ваших городах. Творческое комьюнити есть везде. В Москве оно гигантское, но и в других городах есть кафе, анти-кафе, бары, где собираются творческие ребята. Нужно обязательно общаться, если ты не интроверт. Если ты художник и не выходишь из мастерской, то окей, таких тоже очень много. Правда, в современном мире такие люди часто проигрывают. Они могут быть очень талантливыми, но их никто не замечает. Потому что они считают, что к ним сейчас придёт арт-дилер, выбьет дверь с ноги и скажет: "Ван Гог, выходи, будем делать из тебя гения". Так, конечно, не работает. Современному художнику надо заявлять о себе, стараться быть ещё и продюсером - это очень помогает. Шустрые, которые так и делают, хорошо себя чувствуют. Они и художники талантливые, и не ждут, пока галерист придёт. Потом их уже галеристы замечают и отрывают с руками и ногами. Поэтому я пожелаю быть смелее, мечтать и идти к этой мечте. Творить, создавать, не бояться. Помнить, что искусству служат, а не работают в нём. И поэтому это очень сложно. С работы уволился - пошёл на новую работу. А искусство как трясина, как болото. Тебя туда затянуло, и ты мучаешься. Ты можешь остаться непризнанным, стать алкоголиком, возможно разное. Но ты уже не можешь из этого выйти. Это другие вибрации души и разума. Это сложно, но очень интересно. Вы уникальны, если занимаетесь творчеством. Флаг в руки, и полный вперёд!
Фото: скриншоты программы "Свободное время"