"Без боли не выйдет": Олег Курнявко о стратегиях как стать умным и выиграть олимпиаду
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  8 ноября 2023, 16:24  •  печать

"Без боли не выйдет": Олег Курнявко о стратегиях как стать умным и выиграть олимпиаду

"Умным быть классно" - в Омске создан новый образовательный проект, позволяющий школьникам прокачивать свои мозги, учиться решать "нереальные" задачи и побеждать не только на олимпиадах, но и в жизни.

Как найти мотивацию в учебном процессе и превратить его в удовольствие? Почему математика и физика - науки страсти? И, конечно, как обойти соперников на соревновании? Обсуждаем с Олегом Курнявко, руководителем Центра олимпиадной подготовки "Трамплин", заведующим кафедрой естественных наук и информационных технологий Омского института водного транспорта.

- Олег, о преподавательской деятельности не всегда говорят с энтузиазмом, а вы, кажется, безгранично любите своё дело. Почему?

- Преподавать я начал ещё аспирантом. И на сегодняшний день занимаюсь этим уже почти 25 лет. Мне всегда нравилось заниматься наукой, а наука и преподавание - два вида деятельности, которые мне кажутся неразрывными. Математика - это невероятно красивое знание, и, когда ты открываешь эту красоту для себя, хочется поделиться ею с окружающими. Идеальное решение - пойти в аудиторию к студентам, которые выбрали эту науку делом своей жизни.

- Проект "Умным быть классно" стартовал в начале октября этого года. Неужели так востребована подготовка к олимпиадам? Или у проекта есть некая иная сверхзадача?

- Мы хотим, чтобы Омск стал городом, где талантливые дети становятся успешными взрослыми. Но чтобы помочь детям реализоваться в жизни, нужно создавать условия, в которых они смогут заниматься тем, что им действительно нравится и раскрывает их потенциал. В нашем случае это математика.

Опыт показывает, что дети, которые активно участвовали в олимпиадном движении, добивались успехов в этом деле. И очень часто они добиваются значительных успехов и во взрослой жизни. При том не так важно - побеждали они или нет. Олимпиада - это крутая тренировка интеллекта. По степени напряжения, которое требуется для победы, школьные олимпиады можно сравнить со спортом высоких достижений. А высочайший уровень конкуренции, как и в спорте, требует от детей предельной интеллектуальной мобилизации и во время самой олимпиады, и особенно в период подготовки к ней.

Как и в спорте высоких достижений, успех в олимпиадах невозможен без специальных условий. Важнейшим из них являются преподаватели, которые, с одной стороны, помогут детям не потеряться в математических джунглях, а с другой - не сломаться, не перегореть в условиях высочайших интеллектуальных нагрузок.

Для нас, как для организаторов, самый большой риск был не собрать такой "тренерский штаб", но нам очень повезло - мы смогли это сделать. У нас не просто сильнейшая команда преподавателей математики. Это команда людей, для которых успех учеников - это абсолютная ценность и личная цель. Они готовы сделать для этого всё, что они могут, и даже больше.

- В этом году вы провели набор школьников в три группы: 7, 8, 9 классы. Почему именно этот возраст? А как же 10-11 классы, ведь ребятам именно в финале школьной жизни тоже важно участвовать во всех активностях, чтобы работать на поступление в вуз, зарабатывая дополнительные баллы на олимпиадах, разве не так?

- Да, вы совершенно правы. Со временем в нашем проекте появятся и старшие классы. В этом году у нас пилотный запуск, поэтому мы ограничились группами 7, 8 и 9 классов. Седьмые - обычно в этом возрасте у детей начинает проявляться осознанный интерес к математике, и нужно его не упустить. Восьмые и девятые - это начало больших турниров по математике, самое время начинать пробовать свои силы.

Что касается поступления в вуз, нас часто спрашивают, планируем ли мы готовить детей к ЕГЭ и ОГЭ? Это не входит в наши планы, прежде всего потому, что в наших группах занимаются дети, которые уже продемонстрировали значительные успехи на математических олимпиадах различного уровня. У нас дети решают задачи существенно более сложные, чем задачи ЕГЭ, поэтому мы уверены, что этот экзамен для них не станет проблемой. Хотя, конечно, если цель - получить 100 баллов за математику, то для этого нужно целенаправленно поработать какое-то время. Но, как я уже сказал, это не проблема, потому что работать наши дети умеют. Это ключевое качество, которое формируют олимпиады.

- У прирождённого математика есть отличительные черты? Как вообще люди понимают: "Да, я люблю математику", если в школе поголовно всем лень вникать в основы алгебры и геометрии?!

- Безусловно, у детей, которые проявляют успехи в математике, есть особая сила. Это опять же похоже на спорт, где достижения связаны с преодолением себя, со способностью существовать в условиях максимального напряжения, когда нервы, мышцы, сухожилия работают на пределе возможного. Обычный человек к этому не готов. Но есть особые люди, особые дети, которые обладают силой не просто жить в таком режиме, но и постоянно двигаться вперёд. Для них любая другая жизнь кажется пустой и бессмысленной. И, конечно же, дополнительный заряд мотивации дают победы - прежде всего над собой и, конечно, над соперниками.

В математике всё точно так же: есть дети, которые способны выдерживать в течение длительного времени высочайший уровень интеллектуального напряжения. Такое качество называется когнитивной выносливостью. Это способность решать задачу до тех пор, пока она не будет решена. Суть этого качества может быть выражена в трёх словах: "Терпеть и идти вперёд". Преодоление - это всегда больно. Но без этой боли добиться успеха невозможно. Уверен, это справедливо для любой области деятельности человечества.

- Возможно ли эту выносливость развивать? Или она, по-вашему, либо есть, либо её нет?

- Конечно, она развивается. Ключевую роль играет мотивация. Мой научный руководитель однажды сказал: "Не бывает нерешаемых задач - бывает, что нет желания их решать". Мне кажется, это правда. Для меня всегда основной мотивацией был круг людей, вместе с которыми я хочу общаться и работать. А для этого нужно заниматься с этими людьми одними задачами.

В моей жизни очень большую роль сыграл мой научный руководитель. Это человек, глядя на которого, я говорю себе: хочу уметь так же. Восхищение наставником - это один из ключевых факторов высоких результатов ученика. У ребят должны быть "маяки", глядя на которые, они решат: хочу так же. Именно поэтому мы планируем знакомить наших детей с лучшими в своей области людьми: математиками, физиками, предпринимателями и т. д. Мы будем стараться приглашать их к нам на мастер-классы, встречи и иные мероприятия. И всё это в рамках проекта "Умным быть классно".

- А почему математика и физика - это нескучно? В чём секрет страсти к этим техническим наукам?

- Математика - это прежде всего решения. Решение задач, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Именно это самое восхитительное в математике. Когда смог сделать то, что казалось невозможным, получаешь невероятный выплеск эндорфинов в кровь и желание повторить это с другой задачей.

К сожалению, в школе не всем удаётся почувствовать восторг от математики. Восторг возникает там, где у тебя успех. Но успех не бывает без усилия над собой. И внешние факторы не всегда помогают в этом, например, когда атмосфера в классе к этому, мягко говоря, не располагает. Когда в классе есть те, кто не просто не хочет сам учиться, но и активно демонстрирует остальным, что учиться и быть умным - это совсем не круто. Это очень частая ситуация. Да и вообще идея преодоления себя не очень популярна. Но факт остаётся фактом: без преодоления успех невозможен.

Безусловно, нужно сделать всё, чтобы интеллектуальные нагрузки не нанесли вред здоровью ребёнка. Но также надо понимать, что избавлять ребёнка от необходимости преодолевать себя - это тупиковый путь, пусть даже это вызывает некий дискомфорт. Всё, чему учит школа, и что, возможно, кажется совершенно ненужным и бессмысленным в жизни (применительно к математике особенно часто любят говорить про всякие синусы, косинусы, логарифмы и т. п.) - это тренировка для интеллекта вашего ребёнка. Во взрослой жизни такой опыт станет дополнительной защитой от всякого рода манипуляций и иных угроз и социальных рисков, с которыми они могут столкнуться.

- А как у вас в детстве было с желанием учиться и любовью к олимпиадам? Проект "Умным быть классно" создавали как для себя маленького?

- Мне кажется, что я учился не так настойчиво и не так целенаправленно, как мог бы и как нужно было бы. У меня были потрясающие учителя: Сергей Михайлович Андрюшечкин (учитель физики) и Любовь Ивановна Панфилова (учитель математики и наш классный руководитель). Но я взял в школе меньше, чем можно было. Что касается олимпиад, то там были определённые успехи, но большей частью они были связаны с какими-то моими врождёнными способностями и в меньшей степени с моей регулярной работой. Но тем не менее участвовать в олимпиадах мне нравилось. Что касается нашего проекта, то, наверное, в этом, действительно, есть некая попытка учесть свои ошибки и помочь нашим детям избежать чего-то похожего.

- То есть это был азарт, а не подготовка длиною во всю школьную жизнь?

- Вряд ли ребёнок относится к этому подобным образом. Тебе просто интересно общаться с учителем, интересно решать задачи, интересно, когда у тебя это получается.

- А выиграли-то вы сколько олимпиад?

- Несколько лет подряд удавалось выигрывать областные олимпиады по физике, ездили несколько раз на республиканские олимпиады, но чем дело закончилось, честно говоря, не помню. Но в целом мои олимпиадные успехи существенно более скромные, чем у некоторых наших учеников (улыбается). Они круче - это 100 %. И побед у них будет больше.

- Олег, умным быть классно?

- Мне кажется, очень классно! Прежде всего потому, что ты можешь заниматься делом, которое тебе нравится, в окружении людей, которые понимают тебя и твои интересы - своих друзей и наших потрясающих преподавателей. Ну и мы всё-таки хотим, чтобы как можно больше людей тоже увидели, что умным быть действительно классно. В следующем году, кстати, планируем запустить стипендиальную программу. Весной 2024 года проведём свою олимпиаду и победителю ежемесячно будем платить стипендию, как в универе, только побольше, чтобы на книги хватало (улыбается). Так что планируем расти!


Сейчас группы учеников сформированы из числа школьников, которые уже показали высокие результаты на математических олимпиадах. В следующем году занятия на базе "Точки кипения" будут открыты для всех желающих. Чтобы на них попасть, нужно будет принять участие в математической олимпиаде, которая будет организована в мае 2024 года. По её результатам будут сформированы группы на следующий учебный год, в которых ребята ещё раз убедятся - "Умным быть классно"!

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также