Лидер или манипулятор. Как воспитать лидерские качества
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  5 ноября 2023, 17:38  •  печать

Лидер или манипулятор. Как воспитать лидерские качества

Разбираемся, кто такой лидер и что влияет на формирование лидерских качеств в человеке.

Лидеры всегда существовали как в животном мире, так и в человеческом социуме. Принято считать, что лидер - это человек, который играет в группе ключевую роль, является для её членов авторитетом и вектором движения. Изучением вопроса лидерства активно занимается социальная психология, и главный спорный вопрос - можно ли стать лидером, или это качество, которым наделяет природа при рождении? Ряд специалистов утверждают, что лидерство - это навык, который можно и нужно развивать в процессе всей жизни.

О лидерстве и особенностях его проявления мы спросили психолога, руководителя Школы "Вверх" для подростков и взрослых Альфию Мячину.

Кто такой лидер?

- Мы в Школе "Вверх" рассматриваем лидерство шире, чем принято обычно. Часто, когда говорят о лидерстве, представляется человек, который управляет коллективом, - лидер в классе, в компании и так далее. Мы рассматриваем лидерство как управление своей жизнью в первую очередь, как осознанность, целенаправленность и предсказуемость для самого себя. Когда человек взращивает в себе внутреннего лидера, он обретает ответственность. У большинства людей при слове "ответственность" горбится спина, кончаются силы и так далее. Но в лидерстве есть классный момент: ответственность даёт свободу. И когда человек это понимает, он становится более управляемым для себя, и, как следствие, он становится таким, что люди хотят за ним идти. Не когда человек управляет коллективом манипуляциями, а когда люди говорят: "Ты такой классный! Скажи мне, что делать, и я с тобой, потому что эта цель мне близка!".

Второе, лидер всегда мыслит и говорит из категории "Я хочу!". Создать, достичь, понять. Менять пространство - это его потребность, в отличие от тех, кто действует, чтобы чего-то избежать. Лидер сконцентрирован на своей цели и находит единомышленников.

Как отличить лидера от манипулятора?

- Когда ты сотрудничаешь с манипулятором, у тебя внутри нет ощущения удовлетворения и создания. Внутри будет ощущение, что тебя обманули, что-то сделали против твоей воли. Манипуляция - это насилие из категории: "Я хочу, чтобы ты, не осознавая, что это моя воля, что-то сделал, думая, что ты сам так хочешь". Манипулятор будет запугивать, льстить, покупать расположение. Лидер честен сам, и ему хочется строить отношения с честными людьми, которые честно говорят, могут попросить, не ведут двойную игру.

Как помочь ребёнку развивать и укреплять лидерские качества?

- Первое. Задача взрослого - с уважением и с трепетом относиться к тому, что ребёнок хочет. Ребёнок ещё не умеет жить в социуме, ему важно научиться дисциплине, режиму, не подавляя ничего внутри. Это тяжелее для родителей, и они часто впадают в крайности. Когда ребёнку ничего не запрещают, всё можно и нет границ, у ребёнка растёт тревога. Задача взрослого рядом - помочь направить в конструктивное созидательное русло энергию ребёнка, при этом сохраняя границы вокруг него. Ни в коем случае нельзя обесценивать его желания. Везде, где только можно, предлагать ему выбирать: еду, одежду, мнение, как провести время, что читать, смотреть. В тех условиях, которые приемлемы для семьи. Потому что выбор - это то действие, которое у лидера ключевое. Лидер совершает выбор, и в выборе всегда есть желание, а также ответственность за последствия, которые будут. Здесь важно поддержать ребёнка, когда придётся встретиться с неприятными последствиями выбора.

Второе. Проектная деятельность. Когда мы идею превращаем в последовательность действий, понимаем, какой нам нужен результат, как мы к нему пойдём. Действия при помощи планирования превращаются в задачи, которые помогают получить результат. Это навык. Навык брать ответственность на себя и за свои действия. Само по себе это абстрактное понятие, а создание проектов семейных, учебных, творческих, - это как раз тот инструмент, который позволяет эту ответственность чувствовать. Важно, чтобы ребёнок как можно больше участвовал в проектах. Чтобы он ставил цели, понимал, сколько у нас есть времени, какие ресурсы, какие задачи, какая нужна помощь.

Третье. Поддержка и ясность целей и мечты. Нельзя раз и навсегда придумать, и тебя это будет двигать вперёд. Нет. Надо поддерживать свою мечту, вспоминать свои цели, желания. Общаться с соответствующими людьми, когда ты унываешь, забываешь эти смыслы, знать, куда себя привнести, с кем поговорить, как поддержать. Не бывает, что человек руку поднял и полетел как Супермен. Нет, мы люди, нам свойственно унывать, сомневаться.

Четвёртое. Говорить об абстрактных вещах и понятиях вслух: лидерство, большая цель, намерение, потребности. Культура внутри семьи или коллектива должна включать в себя рефлексию по каким-то произошедшим событиям. Рассуждать, дискутировать, толкаться мозгами. Важно научиться думать такими категориями.

Пятое. Формирование благоприятной среды. То, что нас окружает, то, где мы находимся, - составляет наше мировоззрение. Если мы находимся в авторитарной среде, где "я начальник - ты дурак", просто мысли не возникает о каком-то творческом проявлении. В среде лидеров идёт зеркальное копирование мировоззрения, поведения, стиля жизни. У детей, выросших с сильными взрослыми, у которых есть мечта, хобби, любимая работа, друзья, больше шансов вырасти такими же. Личный пример - хороший способ воспитания лидерства в ребёнке. Хорошо познакомить ребёнка с такими взрослыми. Не по телевизору, а в жизни, в действии. А для этого важно создать условия, где он будет видеть лидеров и успешных людей.


Полную версию разговора о лидерстве можно послушать в подкасте о подростках и их родителях "Мы такими не были!" (12+).

Главное фото и фото в тексте созданы с помощью Midjourney

Читайте также