Запрет на использование социальных сетей во время работы - самое частое ограничение, о котором сказали омичи в ходе опроса сервиса "Зарплата.ру". О том, что им нельзя пользоваться гаджетами, мессенджерами и соцсетями заявили 40 % респондентов. 27 % опрошенных не могут отлучаться на перекур, а 34 % - слушать музыку в наушниках.
Подобные запреты - это исключительно инициатива компании. Всё это регламентируется внутренними правилами трудового распорядка или иными локальными актами работодателя.
- На введение любых правил у работодателя есть полномочия, но только на те, которые не противоречат Трудовому кодексу РФ. В кодексе на этот счёт всё размыто, что-то вроде "нельзя человека ограничить в праве дышать". Далее варианты. Например, в положении о дресс-коде должно быть прописано: "Все девушки должны носить туфли-лодочки на каблуке 8 см". Если правила прописаны и все работники подписали акт при трудоустройстве (ознакомились и согласились на труд в таких условиях), значит им подчиняются. Если нововведения появляются, когда трудовой договор уже подписан, то о любых изменениях условий труда работник уведомляется не позднее, чем за два месяца до вступления их в силу. Если работник отказывается подписывать новый приказ, работодатель вправе его уволить на основании того, что он не захотел работать в новых условиях. Трудовой кодекс это позволяет. Если работодатель прописывает в своих правилах запрет на использование соцсетей и перекуры, то он должен и прописать, почему. Например, это отвлекает работника от трудовых функций. Чтобы подтвердить, что человек не работал, а сидел в телефоне, вводят мониторинг рабочего времени. Например, в течение недели работник каждые 15 минут записывает то, что он делает, или с ним находится сотрудник отдела кадров, который это фиксирует. Это единственная законная слежка. Камеры или иные технические устройства - это незаконно. Если камера работает, то работник должен быть уведомлён об этом под подпись. Всё, что сказано устно, никакой силы не имеет, - пояснила "Омск Здесь" главный менеджер отдела кадров Анастасия Ераносян.
Частыми запретами также являются: разглашение размера своей зарплаты и негативный отзыв о компании или товарах, которые она производит. Что касается дресс-кода, то чётко его соблюдают только в крупных компаниях с громким именем. Но в некоторых запрещено даже носить обувь на сплошной подошве.
Нашлись и странные запреты, по мнению омичей, не всегда имеющие в основе справедливость и интересы компании. Так, в некоторых организациях нельзя:
- публиковать откровенные фото и высказывать своё мнение в соцсетях,
- пользоваться резким парфюмом,
- заводить служебные романы,
- дружить и обсуждать новости с коллегами,
- ставить личные вещи на рабочем месте,
- есть и даже пить за рабочим столом,
- не знать гимн организации.
- Любые правила должны быть прописаны. Каковы критерии резкости парфюма или дружбы? Такие моменты, я считаю, можно обжаловать в судебном порядке. Работник может призвать работодателя установить критерии резкости парфюма. Либо это будет прописано, либо это аргумент при оспаривании увольнения. Любой запрет должен быть грамотно обоснован. Если этого нет, работник может подать в суд и выиграть его. На том основании, что работодатель не обосновал чёткими критериями правила. Наказания за нарушения едины. Они все установлены ТК РФ: замечание, выговор и увольнение. Рублём наказывать нельзя. Лишение премии может быть обосновано только невыполнением трудовых обязанностей, прописанных в договоре. За то, что премия начисляется, за то её можно и забрать. Слушать или не слушать музыку, знать или не знать гимн компании - это не трудовая функция, за неё в принципе не может быть премии. Лишить премии, кстати, можно за нахождение в соцсетях в том случае, если работнику из-за этого не хватило времени на выполнение своей работы. Тогда в положении о выплате премии будет написано: "Премия не будет выплачена, если работник будет пойман за нахождение в соцсетях", - даёт разъяснения Анастасия Ераносян.
Подобные ограничения приводят к выгоранию сотрудников - так считают 60 % опрошенных. А 40 % заявили, что данные методы дисциплинируют работников. Треть респондентов считают, что бояться запретов не стоит - это формальность. 14 % - не стали бы устраиваться в такие организации, а при введении строгих правил напишут заявление на увольнение.
Фото: Анастасия Ераносян