Пётр Вибе
краевед, доктор исторических наук, директор ОГИК музея
Гордость и влияние ОГИК музея
За последние 30 лет деятельности краеведческого музея было сделано очень много. Давайте начнём от большего к меньшему.
Первое - это создание новых музеев. В мою бытность был создан этнопарк "Музей сказки "Васин хутор". Когда-то мы разработали концепцию этнографического музея под открытым небом, но её не удалось реализовать, поскольку предприятие было очень затратное. Тогда мы провели некий ребрендинг и на основе той территории, которая у нас была, создали музей сказки под открытым небом, который сейчас пользуется огромной популярностью у омичей. Я считаю это одной из серьёзных заслуг.
Кроме того, мы поучаствовали в формировании целого ряда других музеев, которые, как изначально предполагалось, могли бы стать филиалами нашего музея. Но судьба распорядилась несколько иначе. Так, мы очень внесли вклад в образование нынешнего Центра изучения истории Гражданской войны, в подготовке регионального контента при создании Мультимедийного исторического парка "Россия - моя история". Мы также приняли участие в воссоздании Воскресенского собора.
Если уже на более приземлённый уровень выходить, то я, безусловно, горжусь тем, что мне удалось отремонтировать наши экспозиционные залы. И самое главное - создать там новые экспозиции. Среди них "Сибирский град Петров" и "Этническая панорама Сибири", а сейчас мы завершаем экологическую экспозицию "Самой природой так заведено". В результате к концу этого года у нас будет замкнут цикл музейных экспозиций (я надеюсь).
Если же говорить о других краеведческих проектах, то, конечно же, хочется выделить издание "Энциклопедия омского краеведения" - подобных примеров в Российской Федерации нет. Ещё из примечательного - серия книг "Загадки и мифы омской истории", наш научный сборник "Известия истории краеведческого музея" и другие наши научные издательские проекты.
Если говорить о чём-то более, скажем так, возвышенном - за 30 лет моей работы в музее было воспитано достаточно большое количество музейных сотрудников, которые теперь трудятся практически во всех музеях и нашего региона, и за его пределами. И у нас есть все основания гордиться их деятельностью. Это тоже, я считаю, моя заслуга.
Почему стоит посетить "Васин хутор"
В начале двухтысячных мы получили территорию в посёлке Политотдел Любинского района, где сейчас находится этнопарк. Тогда возникла идея, что было бы хорошо, если бы у ОГИК музея был свой филиал где-то за пределами города. Потому что коллекция экспонатов очень большая, а в городе нам удаётся показывать не более 5 % предметов. И полученная территория нам приглянулась для этого дела, там и природа хорошая, и база отдыха рядом, а это постоянно сменяемый контингент зрителей, и им есть где остановиться жить, уехав за город. В общем, было очень много факторов в пользу создания музея именно там. Единственный отрицательный фактор - это трудная дорога, а точнее, последний её участок. Но, судя по опыту, его все преодолевают.
Потом, уже работая в архиве, я выяснил, что в 1920-х годах наш музей именно в этом месте имел свой "филиал". Это была так называемая школа коммунокраеведения. Я считаю, это какой-то знак свыше - именно туда нас и определить. И после некоторого ребрендинга мы повернулись в сторону сказки. Мне доводилось посещать подобные музеи, например, "Поляна сказок" в Ялте. Но в Сибири ничего похожего нет - в России-то их немного. Мы решили создать музей, который был бы привлекателен прежде всего для детей и семейных посетителей. На основе исторических материалов у нас появился "этнографический навес", куда мы из экспедиции привозили предметы быта. Потом появились сказочные персонажи из дерева, которые по нашему заказу с помощью бензопилы создавал один из омских специалистов. Потом "выросли" крупные объекты: избушка Бабы -яги, волшебный колодец, печь, дуб, волшебная мельница. И наконец, крестьянская усадьба. Двигаясь по этим локациям, как сейчас принято говорить, мы знакомим посетителей с теми или иными сказками, а они бывают разные - волшебные, бытовые, о животных и др.
"Васин хутор" пользуется огромной популярностью, и перспективы у него очень хорошие. И это при том, что в нём работает всего лишь три сотрудника. Для нас это большой труд, так как мы создали принципиально новый музей. Такого в нашем культурном ландшафте не было точно. Поэтому мы хотим, чтобы этот проект развивался, и знаем, как это сделать. Помимо этой территории, где мы сейчас работаем, у нас есть ещё 50 га в лесу, куда можно расширяться (но вы сами представляете, какое это затратное дело). А подобного рода музеи никогда не останавливаются в своём развитии. Пример тому - "Тальцы" в Иркутской области, они уже на протяжении десятилетий разрастаются. Такова судьба музеев под открытым небом. В нашем этнопарке важна не только научная составляющая, но и рекреационные возможности. Ведь это место, где посетители не только отдыхают, но и приобретают знания.
Мечты о новом доме
Одна из главных проблем нашего музея в том, что у нас настолько перегружены фондохранилища, что я порой говорю своим сотрудникам: "Притормозите комплектование". Когда я только пришёл в музей, помню, мы каждый год прибавляли по 4500 предметов. Нам тогда ставили планы по их сбору - для чего, непонятно (не всегда количество отражает качество). У нас колоссальная коллекция предметов, а экспонировать и хранить их очень проблематично. И в этом аспекте один пример не даёт мне покоя. В Тюмени построили огромное музейно-просветительское объединение. Когда мы там впервые были, директор мне сказал, что у них 29 000 кв. м отведено под хранение фондов. Я не поверил, откровенно говоря. У нас, я так прикидывал, ну одна тысяча. Оказалось, 700 квадратных метров, а у них 29 000! Я не знаю, чем у них заняты эти площади. Но под этим музеем объединили все крупные музеи Тюмени, в том числе и Тобольский - один из старейших и шикарнейших музеев. Вот всё в совокупности там и помещается. А мы пока только мечтаем об этом. Но, надеюсь, рано или поздно всё равно эти вопросы тоже будут решаться.
Вот я сейчас всегда смотрю на пустующее здание бывшего Кадетского корпуса. Великолепный объект, исторический памятник, а, как правило, во всех городах исторические музеи находятся в исторических зданиях. У нашего музея здание более поздней постройки (здание ОГИК музея построено в 1984 году, - прим. ред.). И мне представляется, что если бы краеведческому музею передали здание кадетского корпуса, ну, я не знаю, может быть, тогда и у нас там было бы 29 тысяч кв. м свободных, хранилищ там точно можно было бы сделать много. И, надеюсь, экспозиционные площади появились бы. И вообще, торжественное здание в центре Омска, вот этот его центральный портал, конечно, мог бы быть задействован для музейной работы шикарно.
Ещё одна наша мечта и боль - хочется, чтобы нам вернули наш Генерал-губернаторский дворец. Этот дворец 100 лет назад, в 1923 году, передали нашему музею, тогда он именовался Западно-Сибирским краевым музеем. Но потом ситуация сложилась так, что мы сосуществовали с музеем изобразительных искусств (в декабре 1924 года в Генерал-губернаторском дворце открылась галерея, где экспонировались картины из расформированного Румянцевского музея, с 1940 года художественный отдел стал функционировать самостоятельно, получив статус городского музея изобразительных искусств, а позже - областного, - прим. ред.). Позже отремонтировали здание, в котором сейчас располагается Центр "Эрмитаж-Сибирь", но объективной потребности в этом здании у музея ИЗО нет, это я вам как специалист говорю. А здание, в котором сейчас находится ОГИК музей, во время строительства по документам проходило не как музей, а как пристройка. Потому что в то время нельзя было называть строящееся музеем, а вот пристройкой или фондохранилищем - можно. Между Генерал-губернаторским дворцом и нашим зданием есть переход. Я образно представляю его как пуповину, то есть мы неразрывно связаны. Если бы дворец к нам вернулся, это в одночасье не разрешило всех территориальных проблем, но появился бы элемент историзма, который так необходим краеведческому музею. Там мы создали бы соответствующую экспозицию, например, об истории административного Омска. Пока не удаётся нам этот вопрос решить, к сожалению. Но я уверен, что это произойдёт обязательно, может быть, не в мою бытность в музее, может быть, через какое-то время, но это всё равно случится. Мне остаётся только сожалеть, что я не буду к этому причастен.
Эти омские улицы
Мы даже не отдаём себе отчёта в том, что краеведение вокруг нас. В нашей повседневной жизни мы так или иначе связаны с ним. Например, вам надо проехать по городу. Современные таксисты без гаджетов и навигаторов не обходятся. А если он, не дай бог, сломался? Есть таксисты из того, прошлого, времени, которые знали каждую улочку, каждую подворотню. Это и есть краеведение - когда мы знаем территорию своего города, своих улиц. Или возьмите топонимику (раздел лингвистики, изучающий географические названия, - прим. ред.). Раньше она была отчётливая, как бы "говорящая".
Вот улица Омская - тут всё понятно, тут про Омск. А улица 10 лет Октября - что нам сейчас говорит это название? Ну, исполнилось в 1927 году 10 лет Октябрьской революции, ну и что? А вообще её название было Думская, потому что в начале этой улицы находилась городская дума. Она и сейчас там находится, только от Думской остался небольшой отрезок. Замечательное было название, для чего надо было переименовать?
Или вот улица Масленникова - я недавно писал книгу об Александре Масленникове и связанных с ним событиях. Это был революционер авантюрного типа, который на короткий промежуток времени оказался в Омске - он был арестован, его сюда привезли, и здесь он бежал. За короткое время организовал два восстания, одну стачку, сотни омичей погибли совершенно бессмысленно. И его имя многие годы носит эта улица. А когда-то она называлась Перевозная, потому что, когда ещё не было Ленинградского моста, она упиралась в Иртыш, и в летнее время паром перевозил людей, а в зимнее время была переправа по льду. На мой взгляд, хорошее название.
Затем улица Красных Зорь - вот что, каких там красных зорь? А раньше это была улица Никольская, потому что, когда по ней идёшь, прямо выходишь на Никольский собор.
Замечательная была улица Гасфордовская, сейчас это улица Карла Либкнехта. Густав Гасфорд - западно-сибирский генерал-губернатор, одна из ярчайших фигур омской истории, а Любочка - его супруга. И по-хорошему, раз на одной стороне улицы Ленина памятник Любочке, то на другой, где из люка Степаныч выглядывает, было бы отличное место для самого Гасфорда. А может быть, их рядом на одну лавочку с женой посадить. Где Карл Либкнехт, а где Омск, что общего? Непонятно совершенно. И таких примеров можно очень-очень много приводить.
Где памятникам место
Омск - особый город, очень интересный с точки зрения отношения к его истории и её увековечению. В этом смысле мы, пожалуй, единственные, где памятник основателю появился только аж к 307-й годовщине основания города. Я помню наш разговор с мэром по поводу места установки памятника Бухгольцу. Где его ставить? Ну, объективно, на площади Бухгольца - там, где высаживался отряд, где появились первые редуты и изначально Омская крепость. Сейчас там шар из папье-маше, и общественность не одобрила перенос "Державы". Чтобы не вступать в прения с общественностью, приняли решение установить Бухгольца на Иртышской набережной в районе магазина "Океан". А когда-то там Колчака хотели поставить.
Памятник Петру I почему-то поставили на другом берегу реки, хотя в 1916 году городская дума принимала решение назвать фрагмент от нынешней улицы Ленина как раз на участке, где находится наш музей, проспектом Петра Великого. И здесь же Пётр I должен был встать - по-моему, там, где сейчас стоит памятник Ленину. Именно на левом берегу Оми, где и возникла первая Омская крепость в Петровскую эпоху! А на правом берегу Оми поставить бы памятник Екатерине II - тоже достаточно известная дама и не последняя в российской истории. Я всегда такой пример привожу: было бы удивительно, если бы памятник Куликовской битве поставили, скажем, на Бородинском поле.
Похожее положение и с историческими зданиями. Я всегда выступал за то, что они должны быть модифицированы по возможности. Вот, например, особняк купца Батюшкина, или Дом Колчака, как его иногда ещё называют. Я считаю, что это, конечно же, должен был быть музейный объект, потому что его знают, приезжают посмотреть, спрашивают "а где у вас тут Колчак жил" и т. д. Ну, слава богу, здание определили под "исторические нужды", но произошло это опять же не совсем так, как мы предполагали. Мы-то хотели создать музей, а не Центр изучения истории Гражданской войны - ведь изучать документы можно и в современном здании, где-нибудь в архиве, в его подразделении архива (Центр изучения истории Гражданской войны образован как структурное подразделение Исторического архива Омской области в 2011 году, - прим. ред.). Но хорошо, что это вообще произошло, а то был ведь просто ЗАГС. И вновь, почему был ЗАГС? Насколько это эффективно? Ведь памятники должны использоваться эффективно.
Конечно, хотелось бы, чтобы у нас всё-таки прислушивались к краеведам и к историкам, а не с потолка брали решения. Но, конечно, то, что памятники появляются - и Петру I, и Бухгольцу - сам по себе замечательный факт.
Напомним, сейчас корпус ОГИК музея закрыт на капитальный ремонт фасада и крыльца, но в нём продолжаются исследовательские работы и подготовка новых экспозиций, а также проводятся пешеходные экскурсии.
Ранее Пётр Вибе стал героем нашего подкаста "Наука запросто". Из выпуска вы узнаете, зачем музеям научные сотрудники, в чём цель краеведения, в каких ситуациях оно может пригодиться жителю города, почему эта отрасль науки не так проста, как кажется на школьных уроках, а выставки - лишь верхушка айсберга в музейной работе.