Исторический перелёт совершил самолёт авиакомпании из Казахстана Qazaq Air. Экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400 состоял полностью из женщин. Они совершили два перелёта: Астана - Петропавловск - Астана и Астана - Омск - Астана.
В штате авиакомпании только две девушки-пилота. Они и составили экипаж исторического рейса.
Командир экипажа 26-летняя Екатерина Сверчкова работает в авиакомпании с 2018 года, а за штурвал самолёта впервые села в 16 лет.
Моя любовь к авиации проросла через парашютный спорт, я отдала этому делу шесть лет. Там ближе и познакомилась с авиацией и самолётами. Решила просто попробовать свои силы как частный пилот - так и случилась взаимная любовь с гражданской авиацией. За всё время работы никогда не сталкивалась с гендерными стереотипами, - говорит девушка.
Второй пилот Ажар Несипбаева после полёта поделилась впечатлениями в социальных сетях:
На борту каждый выполняет свои обязанности и знает своё дело. Вчера мы такие красивые и счастливые работу работали. Удивляли всех вокруг и очень душевно провели ещё один рабочий день.
С пассажирами в салоне работали бортпроводницы Аида Кенжебекова и Дарья Гончаренко.
Согласно исторической справке, первой женщиной, которая села за штурвал самолёта, стала в 1909 году француженка, баронесса Элиза Дерош (известная актриса, выступавшая под псевдонимом Раймонда де Ларош). По трагическому стечению обстоятельств она погибла в авиакатастрофе в 1929 году, когда летела пассажиром в самолёте под управлением мужчины-пилота.
В России первой лётчицей, получившей официальный лётный диплом, стала Лидия Зверева. Это произошло в 1911 году.
Самая громкая история в советской авиации сохранилась на странице газеты "Правда" от 1938 года. В сентябре того года полностью женский экипаж - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели на двухмоторном самолёте из Москвы на Дальний Восток. Спустя сутки связь с экипажем была потеряна, десять дней девушек искали в тайге. Оказалось, что они совершили посадку в районе Комсомольска-на-Амуре, впервые в мире пролетев около 6000 километров.
В 1967 году единственный в мире женский экипаж воздушного лайнера Ил-18 поставил ряд мировых рекордов по скорости, высоте и дальности полётов. Командир судна Любовь Уланова, второй пилот Валентина Слободская, штурман Гертруда Олехнович, бортрадист Мария Адаменко и бортмеханик Валерия Попова совершили беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Магадан (6 тысяч 270 км) за 10 часов 17 минут.
В последние несколько лет всё больше авиакомпаний допускают к полётам полностью женские экипажи. В 2014 году 14 девушек на самолёте испанской авиакомпании Iberia совершили международный перелёт от Мадрида до Сан-Паулу в Бразилии. На борту находилось 350 пассажиров. В 2018 году полностью женский экипаж был сформирован в российской авиакомпании "Победа", который на самол`те Boeing успешно выполнил рейс из Москвы в Стамбул и обратно. В мае 2022 года саудовский лоукостер Flyadeal совершил первый в истории королевства рейс с полностью женским экипажем. Пилотировала самолет Airbus A320, летевший из Эр-Рияда в Джедду, 23-летняя Яра Ян.
Теперь ряды отважных женских экипажей пополнили лётчицы из Казахстана, вписав в историю и наш город.
Фото: Илья Петров; пресс-служба авиакомпании Qazaq Air