Ошибки в коде лечатся опытом, или Когда джуны начинают окупать инвестиции
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 23 июля 2023, 10:03  •  печать

Ошибки в коде лечатся опытом, или Когда джуны начинают окупать инвестиции

Может ли айтишник избежать ошибок в работе, цениться на этом рынке и кого сейчас ищут в IT-компаниях, мы узнали в рамках нашей еженедельной рубрики "Войти в IT".
 

Нам стало интересно узнать, что сейчас в тренде в IT-сфере, чем дышит рынок мобильных приложений и так ли страшно делать ошибки - особенно, когда ты только начинаешь свой путь айтишника. Также хотелось понять, почему джуны стали мало кому нужны. Именно поэтому мы обратились в компанию, которая уже 13 лет занимается дизайном, разработкой и поддержкой мобильных приложений. В беседе с "Омск Здесь" партнёр, директор по маркетингу компании "Лайв Тайпинг" Евгений Бойченко также пояснил, почему у них не увольняют за ошибки, рассказал, как войти в сферу без профильного образования и чем молодое поколение айтишников отличается от тех, кто начинал лет 10 назад.

- Евгений, насколько быстро меняется мир IT в современных реалиях?

- Это очень быстро меняющаяся сфера, которая постоянно работает в виде какой-то смены хайпов и трендов и о которой кричит весь мир. Лет 10 назад было рождение мобильных приложений, сторов. Все делали приложения. Потом появились ещё какие-то тренды, потом на несколько лет пришла крипта. Затем в Россию пришла мода быть айтишником, и появилось много онлайн-школ. А сейчас в тренде искусственный интеллект GPT компании OpenAI. Появляется много проектов, которые используют API-шку OpenAI и делают на основе GPT свои проекты. Пожалуй, на ближайший год это главный тренд, который нас ожидает и существенно повлияет на нашу жизнь. В отличие от крипты, которая оказалась слишком сложной для входа, непонятной для человека. И, кажется, она так и осталась в центре внимания только тех, кто делает пирамиды, тех, кто пытается быстро разбогатеть.

- Ваша компания занимается разработкой мобильных приложений. Что происходит на этом рынке?

- Глобально - мобильное приложение стало такой штукой, как хлеб. У всех есть мобильные приложения, все понимают, как ими пользоваться. Если появляется какой-то проект, он делает мобильное приложение, и это уже не новинка. Это то, к чему мы привыкли в нашей повседневной жизни и ожидаем, что оно будет у всех. Если говорить про Россию, то, с одной стороны, у нас сейчас некоторое затишье. Многие сделали себе мобильные приложения, но есть и те, кто ещё не сделал этого, и сейчас они на паузе. Потому что Россия под санкциями, и люди боятся, что сторы закроют, и вкладывать миллионы рублей в мобильные приложения пока не готовы. С другой стороны - активно развиваются технологии, которые ускоряют и удешевляют разработку мобильных приложений. Такие, например, как Flutter.

Изображение создано с помощью Midjourney

- У вашей команды сейчас много работы? Какие проекты в работе?

- Работы меньше, чем хотелось бы, потому что мы работаем на российский рынок, а здесь сейчас непростое время. Люди экономят бюджет, как я уже говорил, ставят на паузу проекты, чтобы не рисковать деньгами. Крупные заказчики из финансового сектора и из промышленности, которые попали под санкции, - их приложения отключены. Поэтому гигантский спрос, который мы видели в 2021 году, сильно просел в 2022 и сейчас, кажется, начал понемногу, чуть-чуть идти вверх.

Но всё же у нас в работе сейчас много проектов. В основном это наши постоянные клиенты, с которыми мы работаем много лет: это крупные игроки, разные стартапы в сфере строительства и дизайна. Есть крупный бренд, который производит краску, для него мы делаем цифровизацию - не только приложение, но и сайт.

- Назовите свои самые любимые кейсы.

- Мы уже много лет делаем приложения для компании "Иль де Ботэ". И её другая версия под названием Sephora. Это было одно из первых приложений в сфере бьюти, которое появилось в России. Я нежно люблю этот проект за то, что они нам тогда доверились и не прогадали. Хотя у нас было мало опыта. Мы их развиваем много лет. И этот проект успешен финансово и нравится людям. Через него совершаются тысячи покупок каждый день по всей стране. Его любят. Ещё мы делали классный проект "Киноголик", который не полетел. Можно было заплатить определённую сумму в месяц и по безлимиту ходить в кино на все фильмы. Его не нужно было долго объяснять людям - ты кидаешь ссылку, а они: "Как классно, я подписываюсь". Настолько эта идея была удачной. К сожалению, у него математика не сошлась. Он отработал в Питере порядка двух месяцев. Вообще, мне нравятся все наши проекты.

- Евгений, насколько молодое поколение айтишников отличается о тех, кто начинал лет 10 назад?

- Мы как раз начинали 13 лет назад и были одной из первых компаний, которая занималась мобильной разработкой. Тогда их в России, наверное, штук 20 всего было. И мы начинали в такое время, когда к нам приходили ребята из Политеха, с матфака ОмГУ, с инженерным образованием. И мы их спрашивали: "А ты кем хочешь быть, iOS- или Android-разработчиком?" Они уже выбирали, самообучались, и мы им активно помогали в этом. Сейчас же способов для образования так много, что у людей разбегаются глаза. Можно научиться на онлайн- и офлайн-курсах, прийти на бесплатную стажировку в какую-нибудь IT-компанию. Порог входа в профессию стал гораздо ниже. Элементарно, купить макбук или айфон для iOS-разработки стало легче, потому что проще выдаются кредиты, много бэушных устройств на рынке. Раньше даже с этим было тяжелее.

Если в рамках этого вопроса вернуться к тому, что сейчас происходит на рынке мобильных приложений, то тут сейчас нет ажиотажного спроса на junior (джунов). Сейчас клиенты оставляют у себя самых мощных разработчиков уровня middle, senior, у которых от трёх лет опыта. А этим многочисленным ребятам, которые окончили школу Skillbox и прочие с "Нетологии" по курсу "разработчик приложений", сейчас очень тяжело найти работу. На рынке джунов сейчас много, но они никому не нужны. Пару лет назад ситуация была абсолютно другая - все охотились за разработчиками любого уровня, а сейчас тщательно выбирают.

- Какое время самое лучшее, чтобы войти в IT: студенческие годы или уже после получения диплома?

- Время любое - никогда не поздно. Кому сильно надо сюда войти, тот это сделает в любом возрасте. Я видел разные примеры, их объединяет большое желание и навык самообразования. Были ребята, которые даже вуз не окончили, только школу, но давно работают в IT, получают хорошие зарплаты, живут в Европе. Есть примеры, когда ребята работали предпринимателями, были владельцами барбершопов, барменами, автомеханиками, им было за 30, а они просто садились изучать какой-нибудь язык программирования и сейчас работают в IT. Так что IT все возрасты покорны.

Изображение создано с помощью Midjourney

- Какие ошибки допускают молодые специалисты? Дайте совет, как их избежать.

- Наверное, зависит от специалиста. Если человек чему-то учится, то он постоянно будет ошибаться и косячить. И тут уже вопрос в его психике, как он будет сам относиться к своим ошибкам. И в том, какой у него будет наставник и учитель, насколько он будет терпелив и насколько захочет помочь своему ученику. Ошибок невозможно избежать. Ошибки в коде лечатся опытом, изучением программирования и вопросами к старшим товарищам. Но есть ещё ошибки в плане общения, когда человек боится спросить или скрывает проблему, долго о ней не говорит. В целом открытость и честность помогут быстрее выявить ошибки. Мы в "Лайв Тайпинг" довольно терпеливо относимся к джунам. Понимаем, что мы должны в них вкладываться, и инвестируем в это в зависимости от того, насколько быстро схватывает человек. Это может быть полгода и год. Есть тимлиды, которые следят за успеваемостью джунов. Отдел собирается на общих встречах, обсуждает эти вопросы, распределяет темы для изучения. У нас за ошибки их не увольняют. Из институтов не выходят готовые программисты, которые всё умеют. Поэтому если ты берёшь джуна, то будь толерантен к его ошибкам и рассчитывай, что год ты будешь в него вкладываться, а на следующий год он, возможно, выйдет в ноль. И только на третий год ты получишь от него какой-то возврат инвестиций.

- Как войти в IT, не имя профильного образования?

- В IT есть много подразделений: программирование, тестирование, дизайн, управление проектами, маркетинг, в том числе SEO-поисковое продвижение, и написание текстов. Вокруг много разных нужд, и надо просто выбрать, что нравится, что получается, чем хочется заниматься целый день. А потом начать самообразование в этой сфере. Сделать свои маленькие проекты, оформить небольшое портфолио о себе, рассказать об этих проектах, рассказать о других интересах и достижениях в жизни. Приложить список, например, олимпиад, в которых вы победили, и попытаться попасть в IT-компанию на стажировку или на позицию джуна. Конкуренция среди таких ребят высокая, но если голова на месте, есть какие-то достижения, заслуги и большое желание развиваться, то шансы выше.

- Все говорят, что айтишник, чтобы быть актуальным и востребованным, должен постоянно учиться. Ваше мнение на этот счёт?

- Так оно и есть, наверное. Люди, которые растут в своём профессионализме, делают задачи быстрее, умеют руководить другими - ценятся больше, у них выше зарплата, на них лучше спрос. Плюс технологии постоянно меняются. Вчера все хотели проекты на крипте, сегодня все хотят на GPT. И мы, как айтишники, которые работают на заказ, должны всё отслеживать, переформатироваться, чтобы поспевать за тем, как меняется рынок.

- Кого сейчас ищут IT-компании: разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и т. д.?

- Ищут всех, берут немногих. Высокая конкуренция по вакансиям: много приходит откликов и мало берут людей в штат. Компаний айтишных много. Всегда есть шанс что-то найти и для начинающего, и для крутого разработчика. Только надо быть готовым, что это не произойдёт за один день, придётся походить на собеседования, причесать резюме и научиться себя выгодно продавать на собеседовании. Конкуренция большая.

- Недавно в рамках этой рубрики мы писали про IT-акселератор ОмГУ. "Лайв Тайпинг" в нём участвует?

- Нет, но мы каждый год участвуем в HappyDev. Это такая айтишная конференция для школьников и студентов. Делаем стенд, наши сотрудники там находятся. Там проводят разные активности, игры, забавы. На этой конференции мы пропускаем через себя несколько десятков студентов, знакомимся, приглашаем на экскурсию. И конверсия такая, что с каждого HappyDev мы нанимаем по одному очень талантливому человеку, который потом у нас несколько лет работает и показывает крутые результаты. На данный момент это наши дизайнер Лера Панакова и Android-разработчик Денис Попков. До них были ещё ребята, которых мы взяли студентами, но это было давно.

Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов
1 / 10  •  Словарь терминов

Вы можете освежить в памяти информацию о том, кому отдают предпочтение работодатели, если речь идёт о начинающих айтишниках. И напоминаем вам, что IT не место для интеллектуальных лентяев и лучше хорошо поработать над своими мягкими навыками, которые так необходимы программистам. Ещё UX/UI-дизайнер Gems development Евгений Аношин рассказывал о том, как и почему он провел ивент по дизайн-разбору и зачем действующим программистам нужна прокачка. Также мы выяснили, где и как студенты-айтишники могут прокачать свои знания и навыки и даже устроиться на работу в одну из компаний города сразу после получения диплома. Вместе с деканом ФЦТК ОмГУ Александром Кабановым мы получше покопались в стереотипах об айтишниках и поняли, что нужно делать, чтобы стать специалистом и как набраться нужных компетенций для этого. А после узнали у Unity-разработчика (senior) с Кипра кто такие зомби-программисты и на его личном опыте посмотрели, как войти в IT. Специально для тех, кто хочет сделать первый шаг в мир IT, опросили 33 айтишника, которые на своём опыте рассказали, где учились. Они по-честному обозначили плюсы и минусы этих вузов и дали им оценку, по которой мы составили свой рейтинг учебных заведений. Также респонденты дали советы, по каким критериям выбирать вуз.

Фото: Наталья Панчетовская, Midjourney

Читайте также