Вы ошибаетесь, если думаете, что охранять свой товарный знак должны известные бренды или крупные компании. Да, если вы открыли небольшой ларёк с надписью "Цветы", то здесь регистрация не нужна, но если вы предприниматель, который смотрит в будущее и хочет, чтобы его товар, услуги ассоциировали с определённым обозначением, то лучше зарегистрировать свой товарный знак. Иначе кто-то может сделать это раньше вас и потом получить неплохую компенсацию с вас. А вы к тому же лишитесь права использовать обозначение. Ещё один плюс в пользу регистрации ТЗ - это хороший актив, который можно продать или передать в пользование.
О нюансах регистрации ТЗ и преимуществах, которые получает его обладатель, "Омск Здесь" поговорил с юристом, специализирующимся на защите интеллектуальной собственности, членом ассоциации юристов России Светланой Тетериной.
Светлана Тетерина
- Что юристы имеют в виду, говоря о товарном знаке, и кому требуется его регистрация?
- Товарный знак - это обозначение, по которому потребитель узнаёт производителя товара или услуги. Например, покупатель, увидев логотип надкусанного яблока, поймёт, что это продукция корпорации Apple, а не Samsung. В этом и состоит одна из самых главных функций товарного знака. Поэтому если предпринимателю важно, чтобы его товары, услуги были узнаваемы, ему нужно регистрировать товарный знак. Подать заявку на регистрацию товарного знака могут предприниматели, юридические лица, а с 29 июня 2023 года и самозанятые.
- Какие преимущества получает предприниматель, зарегистрировав свой товарный знак?
- По сути, это монополия на бренд. Регистрация товарного знака подтвердит его уникальность и даст вам право запрещать конкурентам его использование. Кроме того, появится возможность заниматься бизнесом по схеме франшизы.
- Что необходимо делать, чтобы успешно пройти регистрацию и как долго она действует?
Роспатент зарегистрирует товарный знак, если он соответствует требованиям закона и при этом не похож на другие знаки. Поэтому необходимо сделать следующее:
- выбрать обозначение и определить виды деятельности, для которых будет регистрироваться товарный знак;
- провести проверку по базам Роспатента, чтобы убедиться, что нет похожих товарных знаков, из-за которых эксперт откажет в регистрации;
- заплатить госпошлину за подачу заявки и экспертизу;
- подать заявку;
- вовремя отвечать на запросы эксперта;
- при принятии положительного решения, оплатить пошлину за регистрацию.
Регистрация товарного знака действует 10 лет. Затем её можно продлевать неограниченное количество раз.
- Его достаточно зарегистрировать только в одной стране и он будет иметь охрану во всех странах?
- Нет, регистрация должна быть в каждой стране, где планируете продавать свои товары или услуги. Например, права на товарный знак, зарегистрированные в России, действуют только в России. Если нужен товарный знак, действующий за рубежом, нужно подавать отдельные заявки в патентные ведомства тех стран. Или можно воспользоваться Мадридской системой международной регистрации - подав единую заявку, можно зарегистрировать товарный знак сразу в нескольких странах. Однако стоимость регистрации по Мадридской системе будет выше. Это из-за пошлин, которые установлены каждой страной, где регистрируется товарный знак.
- Какие основные ошибки допускают предприниматели при самостоятельной регистрации?
- Типичными ошибками являются неточности в оформлении заявки, неверное определение классов товаров и услуг, в которых регистрируется товарный знак, ошибки при оплате госпошлины.
- По каким причинам в основном отказывают в регистрации? И можно ли оспорить решение?
- Пожалуй, самой частой причиной отказов является выявление экспертом Роспатента схожих товарных знаков. Также часто отказывают в регистрации, если считают, что регистрируемое слово описывает товар или услугу. Например, нельзя зарегистрировать словосочетание со словом "кофейня". Откажут в регистрации и в том случае, если решат, что обозначение противоречит морали. По такому основанию получили отказ знака Bledina. Каждое решение об отказе можно, а иногда и нужно обжаловать. Сначала в Палату по патентным спорам, потом и в суд. Потому что эксперты тоже ошибаются. И процент отменённых решений об отказе в регистрации говорит о том, что обжалование - небезнадёжное дело.
- Что значит сходный до степени смешения товарный знак и можно ли такой зарегистрировать?
- Если два знака похожи друг на друга настолько, что их можно перепутать - это и есть сходство до степени смешения. Если эксперт Роспатента приходит к такому выводу, то здесь есть три пути. Первый - спорить с экспертом в Палате по патентным спорам и в суде. Второй - получить письменное разрешение на регистрацию у правообладателя похожего товарного знака. Третий - оспорить правовую охрану мешающего регистрации товарного знака.
- На что обратить внимание, заключая договор с юристом для регистрации знака?
- Нужно внимательно читать условия договора. Что конкретно делает специалист, сколько это стоит, будут ли дополнительные расходы и в каких случаях они возникают. Если появились сомнения в экспертности юриста, можно попросить показать товарные знаки, которые специалист уже зарегистрировал.
- Из чего складывается стоимость услуг юриста при регистрации товарного знака?
- В стоимость входят услуги юриста и госпошлина. Если размер госпошлины установлен законодательно и её можно посчитать самостоятельно, например, на сайте Роспатента есть такая возможность, то стоимость юридических услуг определяется экспертом самостоятельно.
- Расскажите об интересных, сложных случаях в вашей практике и коллег.
- Сейчас нет простых, автоматических регистраций, каждый случай требует детальной проработки. Дело в том, что в прошлом году Роспатент зафиксировал рост заявок на регистрацию товарных знаков. Всего было подано больше 112 тысяч заявок. Это означает, что регистрировать товарные знаки становится всё сложнее.
Сейчас у меня в работе находится кейс, где несколько лет назад Роспатент отказал в регистрации, а теперь мы подали новую заявку на то же самое обозначение и доказываем наличие различительной способности. Я с интересом слежу за работой своих коллег, особенно когда они регистрируют нестандартные товарные знаки. Например, цветовые, как это сделали МТС и Сбербанк, или звуковые - как сейчас регистрируется позывной "Яндекс.Такси".
В целом на защиту интеллектуальной собственности имеют право не только предприниматели и компании. Каждый человек должен быть подкован в этом вопросе. Поэтому Светлана Тетерина ранее рассказала нам о том, как защитить свои авторские права (даже на пост в социальной сети), и пояснила, почему интеллектуальная собственность - это новое золото.