"Я люблю, чтобы всё менялось,
я человек-трансформатор"
История риэлтора со своей таксой
Телевизионщица родом из Омска, ставшая питерским риэлтором, рассказала о том, как несколько раз поменяла всё в своей жизни и стала счастливым человеком.
Юлия Черникова работала в Омске на радио и телевидении, создавала авторские программы, организовала с единомышленниками телекомпанию и делала проекты на заказ. Шесть лет назад решилась на перемены, рассталась с Омском и переехала в Питер.
А год назад в её жизни произошла ещё одна важная смена курса, она освоила новую профессию, стала риэлтором и живёт с чувством, что занимается своим делом. Юлия рассказала нам, какие события из детства заложили в ней любовь к путешествиям и Питеру, и почему её не испортил "квартирный вопрос". Разговор с Юлией вдохновляет, начинаешь думать: она смогла, и я смогу. Её жизнь, словно учебник по нелёгкой науке быть бесстрашным и открытым новому. Спойлер: залог счастья - всегда оставаться верным самому себе и чутко слушать свои желания.
- Юлия, какое у вас самое яркое воспоминание детства?

- Я очень любила путешествовать. Мы жили в маленьком закрытом городе Озёрске, и поэтому любая поездка куда бы то ни было для меня была большим событием. И самые яркие впечатления - это поездки в Омск летом. В Озёрске мы жили маленькой семьёй: мама, папа, брат и я, а когда мы приезжали в Омск, оказывалось, что у нас очень много родни, я это любила. А когда мне было лет 10, мы с мамой съездили в Ленинград, ходили по театрам и музеям, это было очень яркое впечатление. Тогда я словно получила прививку: на всю жизнь полюбила путешествия, театры и Ленинград.

- В 17 лет вы переехали в Омск и поступили здесь в вуз. На кого вы учились?

- Я училась на экономическом факультете, на кафедре управления предприятием, специальность "менеджер управления производством". Ни дня не работала как экономист, но как управленец, наверное, работаю всю жизнь, например, режиссёром. Там те же функции реализуются: контроль, планирование, принятие решений.
- 25 лет вы отдали журналистике, кино, телевидению, работе режиссёром, редактором. Как вы выбрали для себя эту сферу и что вас держало в ней столько лет?

- Выбрала я эту сферу, потому что мне было скучно, я искала себе применение помимо учёбы в институте и пошла работать на радио. Я работала в разных средствах массовой информации: на радио, в журнале как пишущий журналист, потом меня пригласили на телевидение, и постепенно я отказалась от всего остального в его пользу, потому что оно было мне более интересно. А там уже обычная карьера: сначала ты работаешь журналистом, потом редактором, потом режиссёром, у тебя есть авторская программа, потом несколько авторских программ (смеётся). А держало меня много лет в этой сфере то, что я люблю, чтобы всё менялось, мне скучно, если этого не происходит, я человек-трансформатор, а журналистика и работа на телевидении даёт эти перемены как ничто другое.

- А какие у вас были авторские программы?

- Первая моя программа была году в 1998-м, ток-шоу "Персона" на ГТРК-Иртыш, там я была ведущей. Потом я ездила учиться в школу Познера, и начались какие-то самостоятельные проекты, независимые, где я частично как продюсер выступала. А потом мы создали свою телекомпанию "Контр-медиа" и делали программы по заказу, которые размещали на разных каналах. Например, программа "Трендсеттеры" - это венец моей карьеры, мы сделали её по заказу телеканала "Продвижение".
- Вы долго жили в Омске. Как бы вы его описали?

- Омск - это место, где редко что-то меняется. С одной стороны, это может не нравиться людям, которые любят перемены, как я. С другой стороны, это очень ценно, потому что есть какой-то островок стабильности, который нам всем нужен. Это может быть связано с какими-то твоими воспоминаниями детства, ты спустя много лет во всё это погружаешься, конечно, это приятно. С возрастом мы становимся сентиментальными, и когда ты видишь какие-то неизменные, тёплые, родные "островки" - это приятно.

В Омске очень важно понятие статуса для людей. Люди могут десятилетиями добиваться какой-то позиции и, добившись, очень трепетно к этому относятся, периодически подчёркивают свой статус. Это то, чего совершенно нет, например, в Питере, где граница между социальными слоями размыта. В Омске же всё очень чётко, и есть стремление как-то себя позиционировать, подчеркнуть, какая у тебя машина, в каком магазине ты одеваешься. Да, это немного провинциальная черта, и для меня это особенность Омска. А я этого не люблю, никогда не умела в эти статусные игры играть и всегда чувствовала себя не в своей тарелке на различных тусовках и мероприятиях.

У нас очень важны связи, омичи держатся друг за друга, правило трёх рукопожатий в Омске работает.

А ещё в Омске очень много романтиков, творческих, талантливых людей, это правда. Это касается и художников, и школы моды, и вообще креатива. Не знаю, в чём причина, в наших безумных красивых закатах или в чём-то ещё.
- А за что вы любите Омск?

- Как раз за то, что он не меняется, остаётся очень самобытным, со своей атмосферой, своим вайбом непередаваемым. Люблю омичей за то, что, хоть они иногда ноют и ворчат, они любят свой город. Мне кажется, чувство патриотизма достаточно сильно в омичах. Попробуй где-нибудь за пределами Омска что-нибудь плохое про него сказать (смеётся). Я так никогда не делаю и сама ловлю себя на том, что если кто-то в моём присутствии говорит, мне это не нравится.

- Шесть лет назад вы переехали в Питер. Что вас подвигло на этот переезд?

- Я всегда очень любила этот город. На самом деле это обычная история. У нас были заказчики, для которых мы делали несколько фильмов, там были очень хорошие перспективы работы, и мы решили попробовать релоцироваться и работать непосредственно в Петербурге, поближе к заказчикам. Плюс у нас подрастала дочь, и мы хотели, чтобы она поступала в вуз в Петербурге. Это же самое популярное место миграции из Омска - Петербург и Краснодарский край.
- Вы уже упомянули об одном отличии Питера от Омска. А чем ещё он отличается?

- В Питере все очень расслабленные. Здесь низкое давление, для меня, например, это хорошо. В Омске давление высокое, и я не могу себе позволить там пить много кофе, несмотря на то, что очень его люблю. И, кстати, культ кофе, который есть в Петербурге, это мне кажется как-то связано с низким давлением, если мы не будем его пить, то просто уснём.

В Питере есть некая необязательность, которая уже стала притчей во языцех, тебе могут что-то пообещать, но сами не воспринять это буквально как обещание - его выполнят, но когда-нибудь потом. Поэтому решать какие-то вопросы в Питере сложнее. Люди могут бесконечно строить планы, но до дела может не дойти.
И опять же, о чём я уже говорила, по поводу размытия классовых границ, ты по внешности можешь вообще не понять, кто это. И именно потому, что здесь нет чётких внешних сигналов классового разделения, здесь люди большое внимание уделяют культуре речи, манерам, образованию. Это тот самый маркер, который помогает идентифицировать человека. По внешности тяжело судить, люди одеваются, как правило, очень просто, никак не подчёркивают свою социальную принадлежность внешне, но они её подчёркивают с помощью речи, культуры, манер. Здесь все очень вежливые, иногда подчёркнуто вежливые, поначалу это даже кажется странным и комичным, потом ты сам начинаешь себя так вести, и это превращается в норму, что приятно. И тогда ты понимаешь, что ты ассимилировался.
- А как быстро и насколько легко прошла адаптация к новому месту?

- Достаточно быстро. Я себя сразу почувствовала на своём месте, я не представляю города, где мне было бы лучше, чем в Санкт-Петербурге. Мне здесь очень комфортно, потому что не нужно прикидываться кем-то, кем я не являюсь. Здесь все ведут себя так, как они считают возможным, никто никого не осуждает, все проявляются так, как хотят.

- Чем вы занимались после переезда в Питер?

- Мы занимались продакшеном, мы делали фильмы в области компьютерной графики по заказу компаний. Это то же самое, чем мы занимались в Омске.
- Год назад вы решились на большие перемены, освоили новую профессию, стали риэлтором. Как вы решились на такую резкую смену курса?

- Год назад случилось начало моей профессиональной карьеры, я помогла своей подруге купить квартиру, мы прошли с ней весь цикл от постановки задачи, через поиск, до сделки, и я поняла, как это бывает от начала и до конца. До этого я много раз покупала себе и продавала недвижимость. Плюс я очень много консультировала друзей, знакомых по поводу переезда, когда уже жила в Питере. Мне всегда это было интересно, и несколько моих телевизионных проектов были связаны с ремонтом и дизайном. Например, проект "Свободная планировка", он выходил несколько лет на омском телевидении. Всё это мне всегда очень нравилось. А год назад, когда наша жизнь резко изменилась, у меня отменилось несколько запланированных крупных проектов. И я подумала, что, наверное, можно попробовать себя в новой профессии.
- Что вам больше всего нравится в вашей новой работе, со стороны она кажется утомительной и нервной, люди потому и нанимают специалистов, что считают покупку/продажу квартиры неподъёмной задачей для себя?

- Мне нравится результат, когда человек уже решает какую-то свою задачу. Вообще, мне кажется, очень многие люди, в отличие от меня, боятся перемен. А всё, что связано с покупкой, продажей недвижимости, как правило, связано с какими-то изменениями в жизни, и они не всегда приятные. И помочь человеку совершить переход из точки А в точку В, наверное, именно это мне и нравится. В этом есть какая-то немного магическая составляющая. Когда человек в итоге получает то, что он хочет, и мы разруливаем какую-то сложную схему, разыгрываем, как по нотам, нужную сделку, каждый остаётся при своём интересе, и все довольны. Каждая сделка, каждый кейс - это шарада, вы никогда не знаете, что будет скрываться в этой сделке. Когда вы продаёте квартиру, вы не знаете, какой к вам придёт покупатель, это всегда интрига. И здесь можно бесконечно прокачивать свою экспертность, потому что каждый раз это новая история, как я и люблю.
- Какие квартиры сегодня хотят (и выбирают) люди? Что ценно, а что утратило актуальность, вышло из моды?

- Как говорится, depends on. Всё хуже обстоят дела с хрущёвками - их время сочтено. Какой бы ремонт там ни был - я не советую покупать такие квартиры. Они не растут в цене и низколиквидны - продать потом будет сложно. Не говоря уже о качестве этого жилья. Стабильно высоким спросом пользуются 1-2-комнатные квартиры в спальных районах в нестарых домах. Огромное значение имеет состояние квартиры. Я часто работаю с иногородними - для них это вообще важнейший запрос. Квартира из разряда "заехать и жить". Поэтому при продаже я всегда стараюсь убедить собственника сделать косметический ремонт. Выкинуть старую мебель и поклеить свежие обои - затраты не велики, а привлекательность квартиры возрастет в разы. Ну и, конечно, у людей изменилось отношение к новостройкам. Питерские застройщики держат достаточно высокую планку. Пожив в доме с закрытой территорией, ландшафтным дизайном (даже в комфорт-классе), современными площадками для игр и отдыха, колясочными, лапомойками и прочим "тюнингом" - вы просто не захотите возвращаться в типовые панельки. А учитывая разницу в ипотечной ставке на вторичное жилье и новостройки - статистика складывается сама собой.
- Риэлтор - это выгодная нынче профессия? Каково соотношение энергозатрат и вознаграждения?

- Слово "выгода" скорее применимо к бизнесу. Сфера недвижимости высокомаржинальна - за счёт высокой стоимости самого объекта купли-продажи. Агент получает комиссию. Чем дороже товар - тем выше доход. Поэтому, конечно, доходы риэлторов в Москве и Петербурге выше, чем, скажем, в Ульяновске или Сургуте. Но работать приходится очень много. В этой профессии не бывает так, что ты достиг определённого уровня и почиваешь на лаврах. Нет. Твоя комиссия останется в процентном отношении той же, но ты будешь быстрее и эффективнее решать задачи. У топовых риэлторов обязательно есть помощники, а то и два. И доходы их исчисляются семизначными суммами. Но таких единицы, это настоящие звёзды.

Если же говорить о энергозатратах - это 24/7, два телефона, в сумке - обязательный блок питания и рулетка, десятки активных чатов в "Телеграме" и Whatsapp, мешок с ключами от квартир в багажнике. Ну а у меня ещё "чемоданчик хоумстейджера", который на самом деле тянет на отдельный фургон.
Фото до и после хоумстейджинга
- Как раз хотела спросить. Готовя квартиру к продаже, вы часто занимаетесь хоумстейджингом (подготовка недвижимости к продаже или аренде с учётом психологических, эстетических и маркетинговых принципов - прим. ред.). Расскажите, зачем нужно это "усложнение" и как вы к этому пришли?

- Я начала заниматься им до того, как стала риэлтором. Я сначала окончила курсы хоумстейджинга. Хоумстейджинг - это понятие, которое появилось порядка 50 лет назад в Америке. Оно было сформулировано одной женщиной, её зовут Барб Шварц. Она тоже пришла в риэлторство из творческой профессии, была декоратором и дизайнером, работала в том числе в театре. И она использовала свои навыки преобразования пространства, создания некой атмосферы, некоего впечатления, для того чтобы презентовать объекты недвижимости. Её приёмы сработали, квартиры стали лучше продаваться. Вообще сейчас на Западе ни один объект недвижимости без предварительного стейджинга на рынок не попадает. Квартира или дом должны обязательно пройти подготовку, она может быть более или менее глобальной, но она должна быть. Так же как на телевидении, вас не посадят в кадр, если с вами не поработал визажист, он должен вас припудрить, причесать, убрать ниточки с вашего пиджака, чтобы вы в лучшем виде предстали перед зрителем. По сути, стейджер делает то же самое, он помогает презентовать объект недвижимости с его лучшей стороны, раскрыть его потенциал, подчеркнуть все его конкурентные преимущества, чтобы при взгляде на фотографии и при просмотре объекта у покупателя осталось очень хорошее впечатление, максимально хорошее из возможных.
- Я правильно понимаю, что хоумстейджинг бывает глобальный, когда в помещение привозится всё, вплоть до мебели, а бывает, что вы работаете с тем, что есть?

- Действительно, есть очень разные форматы. Наиболее частый формат - классический хоумстейджинг, его ещё называют фотостейджинг, - это когда всё делается ради привлекательных фотографий. И обычно мы работаем с тем, что есть, привнося туда только какие-то элементы декора, только на фотосессию, потом они увозятся, глобально пространство не меняется. Мы просто берём пространство и гармонизируем то, что есть, даём какие-то рекомендации по оформлению, по деперсонализации, уборке - всё это обязательные шаги, которые мы должны осуществить. А потом делаем акценты при помощи декора, света, создаём уютную, классную картинку.

Если мы говорим про привоз мебели и такую инсталляцию, декорацию, чаще всего это бывает в пустых пространствах. В пустую квартиру с ремонтом мы можем привезти мебель и сделать демоверсию жилого пространства, как, например, в "Икее". Это помогает оценить масштабы помещения, потому что когда оно пустое, бывает сложно его зонировать в голове и представлять, что же там можно поместить. Так вот мы задаём масштаб, мы подсказываем человеку, что вот там у него встанет кровать, а здесь поместится детская кроватка, и вон там - письменный стол. Делается это по согласованию с собственником, иногда мебель и декор остаются на показы.
- Да, на различных ресурсах по продаже недвижимости есть масса фото, которые отталкивают уже исключительно хозяйским интерьером, захламлённостью или безвкусицей пространства. Это дорого - создать привлекательную картинку и везде ли можно так изящно "схитрить"?

- Есть разные виды стейджинга, поскольку в России это достаточно новое направление, цена очень сильно варьируется, всё очень индивидуально и обсуждается в каждом конкретном случае. Это интересная работа и на самом деле очень похожая на то, что я делала раньше, потому что я очень много снимала рекламы. И когда тебе нужно в кадре создать приятную атмосферу, чтобы людям прямо захотелось там оказаться, это про то же самое. Это не значит, что мы пускаем пыль в глаза, мы просто показываем объект с выгодной стороны. Иногда собственники даже не знают, какая у них прекрасная квартира, видят её и говорят: "Такая корова нужна самому" (смеётся).
Фото до и после хоумстейджинга
- Дайте, пожалуйста, совет, что самое главное нужно сделать, чтобы выгодно для себя продать квартиру?

- Чтобы продать квартиру, вам нужно представить, что вы её продали и у вас есть пять дней, а лучше три, чтобы её освободить. Время пошло. Начинайте паковать вещи прямо сейчас. Вам это очень здорово поможет на всех этапах продажи квартиры, начиная с фотографирования, которое лучше сделать в расхламлённой квартире, и на показах, когда люди увидят, что вы уже собираете вещи, что они уже как-то организованны, что у вас есть чёткая решимость. Очень много мы наблюдаем таких ситуаций, что люди вроде как продают квартиру, но при этом углы завалены какими-то старыми коробками, на батарее вещи сушатся, на холодильнике магнитики. Человек приходит на показ, и он не видит себя в этой квартире, он видит в ней бывшего хозяина, который никуда не собирается уезжать. Вы наметили себе цель, начните её реализовывать прямо сейчас. Вы удивитесь, как много у вас ненужных вещей, вы потихоньку начнёте себя готовить к переменам, запустите этот процесс.
- Кстати, вы не просто риэлтор, а "риэлтор с таксой". Такое вы придумали себе позиционирование, во всяком случае в соцсетях. Что это за собака, какой у неё характер? Берёте ли с собой на сделки и как реагируют клиенты на хвостатого проводника в новую жизнь?

- Первая такса появилась ровно 20 лет назад, летом 2003 года. Я тогда ходила беременная (удивительный, ни с чем не сравнимый период). Я всё ждала, когда мне захочется "сала в шоколаде" и тому подобное. Ну вы знаете эти сказки (спойлер - это не сказки). И вот однажды я проснулась с мыслью - мне срочно нужна такса. Тут нужно пояснить. Я люблю собак, но никаких такс ни у меня, ни в ближайшем моём окружении не было. Ни одной. С этой навязчивой мыслью я жила ровно один день. А вечером вышла с работы и упёрлась в столб с объявлением "Щенок таксы". Уже в 9 вечера мы забрали нашу первую девочку - Лукерью. Она стала ангелом-хранителем нашей семьи и "фирменной собакой". Именно тогда в нашем бизнесе родился слоган "Медиа-группа Контур. У нас своя такса". Нынешнюю собаку по паспорту зовут Пипетка. В жизни она Соня. Ещё щенком попала под машину (на тихой омской улице Серова). Тогда я познакомилась с Таней Пигуновой, создательницей и вдохновительницей общества помощи таксам в Омске. Нашу собачку собрали по частям, пришили лапу, поставили на место челюсть. С тех пор она бегает иноходью и смотрит "искоса, низко голову наклоня". Тане и доктору "Айболиту" Косте огромное спасибо и привет из Петербурга!
Когда я стала заниматься риэлторством, было трудно поначалу перестроиться и начать рассказывать людям про квартиры и ипотечные ставки)) Ведь все меня знали совсем с другой стороны. Очень хотелось придать этому всему какой-то личный оттенок, ведь покупка жилья - это очень личная история, она про доверие и эмпатию тоже. Поэтому я придумала себе прозвище "риэлтор со своей таксой". Теперь она мой тотем, берегу её)))

На показы я её, конечно, не беру. Такса - очень активное, эмоциональное животное. Она точно не будет тихо сидеть на ручках, как йорки и чихуа. Это может помешать просмотру. А может и напугать. Скорее - она моя отдушина после трудных рабочих дней.
- Чувствуете ли вы себя счастливой и на своём месте сейчас?

- Слово "счастье" схоже со словом "сейчас". Чувствую ли я себя здесь и сейчас на своём месте? Да, наверное, в данной точке моего развития и жизни это лучшее, чем я могу заниматься, чему могу себя посвятить. Я много раз в жизни меняла направление своей деятельности. Обычно я чувствую, когда я всё сделала и больше некуда развиваться. Пока что нет такого ощущения, здесь мне очень интересно и есть куда развиваться. Тем более что мы сейчас в компании, где я работаю, развиваем направление стейджинга. Оно появилось с моим приходом. Ко мне многие коллеги стали обращаться, и этот интерес растёт, риэлторы стали понимать, что это действительно работает. И мы решили создать отдельный департамент, будем представлять услугу стейджинга в пакете услуг и таким образом повышать качество сервиса.
- Как вы думаете, будет ли в вашей жизни ещё период, когда вы смените место жительства или опять же работу?

- Честно говоря, я не знаю. Я в принципе не могу планировать как-то всё надолго, тем более сейчас у нас такая жизнь, что ничего нельзя планировать. Я не исключаю такой возможности.

- Чем помимо работы вы увлекаетесь?

- Я в своё время окончила курсы гидов-переводчиков, даже думала работать по этой специальности. Очень люблю историю, архитектуру, иностранные языки, например итальянский. Кроме того, я 20 лет занимаюсь йогой, у меня в Омске даже была своя студия йоги.
- Что вы больше всего цените в людях?

- У меня есть, наверное, какая-то профдеформация. Я очень ценю в людях талант, когда в человеке есть дар Божий, это очень ценно для меня. Причём этот дар не обязательно должен проявляться в творчестве, это может быть доброта, умение дружить. Нужно окружать себя такими людьми.

- О чём вы мечтаете?

- Наверное, глобально я мечтаю о том, чтобы не было границ. Я очень люблю путешествовать и очень люблю свободу, она для меня базовая ценность. Для меня важно, чтобы я могла делать то, что я хочу в данный момент. Я хочу, чтобы мы могли все перемещаться, встречаться, общаться без каких бы то ни было ограничений.
Автор: Анна Воробьёва
Фото: Ксения Головина, Евгения Дорошенко, Татьяна Злотникова