Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с солисткой-стажёром Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Марией Лупаревой и узнала, как девушка из Омска покоряет своим голосом столицу.
- Мария, расскажите, как вы пришли в музыку? Как начиналась эта любовь?
- Мне было шесть лет, и я очень хотела играть на фортепиано. Мы пришли с мамой в музыкальную школу, меня буквально схватили за руку и отправили петь. С этого момента вот так меня и вели. Не давали свернуть с пути. Сначала Юлия Александровна Ханжина в ДШИ № 4, выпускалась из музыкальной школы я уже "в руках" Натальи Маратовны Сухотериной. У неё же училась в училище, где я по-настоящему уже сама выбрала эту профессию. Так и получается, что в определённые периоды жизнь даёт тебе нужных людей. И хочется верить, что так и будет дальше. Я уже пятый год учусь в консерватории в классе Хиблы Леварсовны Герзмавы, и это большое счастье, когда рядом такой наставник.
- Вокал - это мечта детства?
- С детства я мечтала о сцене. Наверное, больше мечтала о каком-то эстрадном исполнении, потому что это считалось круто: в школе вечера, концерты, мероприятия, хотелось тоже что-то исполнить, но я совсем не умела. Да и сейчас не умею петь эстраду.
- Когда в Москву переезжали, было ли тяжело адаптироваться? Может быть, были какие-то страхи? Долго ли привыкали к новому ритму жизни?
- На самом деле, все четыре года в училище я часто выезжала на конкурсы и мастер-классы в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, на четвёртом курсе была стажировка за границей. Я уже жила на чемоданах, "в самолёте", я так мечтала, что скоро буду жить в Москве. Совершенно иную жизнь представляла. Во-первых, это другой ритм жизни, другие расстояния. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что я адаптировалась. Во-вторых, когда я только переехала в столицу, мне не хватало солнца, хотя приезжаю в январе в Омск - минус 30, и солнце жарит. Это было непривычно. Омск же вообще занимает одну из лидирующих позиций в России по количеству солнечных дней! Воспоминания всегда согревают душу, как лучи омского солнца.
- А в Омске у вас какие любимые места? Куда хочется возвращаться вновь и вновь?
- Наверное, достаточно просто выйти на Иртышскую набережную в самое начало и пройтись до Зелёного острова, можно вообще пойти дальше - до Советского парка. И мне нравится, что наш город меняется. Стало больше скверов и вообще мест, где можно хорошо провести время. Помню из детства песню Наташи Королёвой "Маленькая страна", она вызвала столько теплоты, так хотелось увидеть эту "страну". Вот я выросла и знаю, что эта добрая страна действительно существует, это мой родной город!
- Новые реалии - это мобильность. Вы и в консерватории учитесь, и являетесь стажёром в театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с 2020 года. Как удаётся это совмещать?
- К счастью, общежитие консерватории находится в центре, и это плюс к мобильности. Педагоги понимают ситуацию, они, наоборот, ещё и поддерживают, с удовольствием приходят на спектакли. На 4-5 курсе уже легче совмещать.
- А нет такого, как в театральных вузах, где большинство педагогов запрещают студентам работать?
- Наоборот, хорошо, что с третьего курса консерватории я имею возможность стажироваться в театре, выходить на сцену. Повторюсь, педагоги только поддерживают. Моя учительница всегда рядом, следит за моей нагрузкой: где я, что я, как прошла репетиция и т. д. Мы всё обсуждаем: какие партии ещё рано делать, что уже нужно иметь в репертуаре. Наверное, особенно отслеживают и что-то могут запретить на самых первых курсах, так как меняется город, окружение, методика преподавания, нужно как-то акклиматизироваться. А дальше уже всё проще.
- Вы позитивно настроены, это здорово, но, как вам кажется, есть ли сегодня какие-то "узкие места", проблемы в музыкальном образовании, что-то, что вы бы поменяли?
- Я бы хотела, чтобы у наших ребят было больше возможностей "познакомиться" со своей профессией. Представляете, только в одном нашем театре в стажёрской группе четыре вокалистки из Омского музыкального училища, это говорит об очень высоком уровне. В нашем городе замечательная филармония. Часто приезжают именитые музыканты. Но очень непросто привезти настоящий оперный спектакль. Допустим, гастроли Большого театра или Мариинского. Это другая величина. Отсюда и нужда в мастер-классах, стажировках. Работа с настоящими оперными дирижёрами и певцами - это возможность вдохновиться, наполнить себя, мотивировать на упорную работу.
- Что можно делать и чего нельзя, чтобы голос всегда был в строю?
- Каждый находит что-то своё. Я знаю, что мой голос мне ничего не простит. Тут речь не только о вреде алкоголя или сигарет. Когда много работы, репетиций, не можешь просто провести вечер с друзьями. Потому что нужно много разговаривать, а это голосовая нагрузка. Допустим, сегодня у тебя оркестровая или сценическая репетиция трёхчасовая, потом урок в театре, и ещё надо на специальность в консерваторию успеть, а завтра самолёт, и надо везти совершенно другую программу. Если период не такой насыщенный, то ты всё равно много занимаешься, надо быть в форме. Я сейчас ищу себя в спортивных тренировках. Это тоже важно, певец должен чувствовать своё тело. Для кого-то это бег или йога, может даже, танцы.
- А как в таком графике найти время на отдых? И как вы предпочитаете отдыхать?
- Не раз замечала, что люди и в жизни ожидают тебя видеть такой же красивой и воздушной, как на сцене, в образе, но иногда хочется надеть пижаму, собрать волосы в пучок, ни о чём не думать, лежать с книжкой. Поэтому для меня отдых - это больше про одиночество.
У меня про это есть история. Получилось так, что мы с компанией отмечали Новый год в другом городе. Это были насыщенные дни, хотя я ничего не делала, меня везде возили, кормили, так дней пять, и я очень устала от этого. Хотя, казалось бы, я совершенно ничего не делала. А день рождения у меня 10 января. Вот я и взяла билеты в Иваново, в 5:30 утра мне нужно садиться в автобус и ехать в Плёс, потому что там я забронировала домик. Тогда я отморозила всё что можно в этом автобусе, пока ехала час. Выхожу, темно, -28 градусов, такси у них просто нет, я иду пешком, там ещё и местность холмистая. Но я была такая счастливая, я везде гуляла в эти -28. Мне все звонят: "Маша, как так? Ты что одна?" А я говорю: "Да, и мне так хорошо!" Я съездила на полтора суток и, несмотря на этот тяжёлый путь, наоборот, набралась энергии. Я думаю, что для каждого артиста очень важно восстановиться, побыть одному.
- Раз мы начали говорить об отдыхе, есть ли у вас хобби, или же, когда посвящаешь себя музыке, о свободном времени можно забыть?
- Моя профессия даёт возможность путешествовать. Очень люблю посещать новые города, это всегда новые эмоции. Я очень люблю читать, обожаю драматические театры. А ещё я в пандемию получила два диплома: визажиста и стилиста по причёскам. Благодаря этому эксперименту ещё больше убедилась, что безумно люблю свою работу и другого мне не надо.
- Вы сказали о физической подготовке, почему она так важна для вокалиста?
- Ты должен знать и чувствовать своё тело. Очень важна работа с дыханием, вокальной опорой. К тому же режиссёры ставят много действий на сцене. Ты выбегаешь, летишь куда-то, падаешь, лежишь - и вот пой в таких разных состояниях. Но это интересно, я люблю такое.
- Какое, на ваш взгляд, молодое поколение вокалистов?
- Такое ощущение, что сейчас все пытаются найти в молодых певцах Лучано Паваротти, Марию Каллас и так далее. Я думаю, этого не стоит делать, и дело не в том, что все как-то должны понизить планку, а просто сейчас новое время, и всё меняется: и режиссура, и музыка, и новые произведения. Мне кажется, что это хорошо, потому что всё должно развиваться, и даже если мы зайдём в какой-то тупик, то из этого родится что-то новое. И это будет круто. Поэтому новое поколение, это, наверное, про мобильность и готовность к чему-то новому.
- Какую цель себе ставит вокалист перед выступлением? Вообще, ради чего всё это?
- Когда зритель приходит в театр, он хочет получить ответ на какие-то вопросы, или же обрести духовное очищение, или, наоборот, он хочет о чём-то задуматься. Всё это должен давать артист. Наша задача - чему-то научить зрителя, чтобы он ушёл с какими-то ответами или вопросами, или же просто был счастлив, получил удовольствие.
- Какова для вас главная награда?
- Когда режиссёр и дирижёр довольны - вот это главная награда, ведь это результат совместной работы. Но над этим ещё стоит одна важная вещь. Это когда ты чётко уверен, что сделал всё, что мог, и где-то даже победил себя. Мне кажется, что я жуткий перфекционист. Порой я понимаю: "Нет, лучше я не могла. А хуже могло получиться, но этого не произошло. Поэтому получилось так, как надо!"
- Есть ли у вас роль мечты? Чтобы хотели исполнить?
- Мне интересны сильные героини, властные. Да, в классических операх много таких, но как бы было интересно сыграть современницу. Чтобы действие происходило в наши дни. Ведь если сравнить женщин сейчас и лет пятьдесят назад, это совершенно разные истории.
- Теперь давайте заглянем в будущее, как видите себя через 10 лет?
- Через 10 лет мне будет 35 - замечательный возраст, просто прекрасный! В последнее время чувствую, что я счастлива в моменты, когда имею возможность кому-то помочь. У меня есть ученики, с которыми я занимаюсь, и я бы хотела, чтобы это развивалось и дальше. Мне бы хотелось быть в роли наставника, мотивировать людей, помогать находить себя. Ведь это история не только о том, что к тебе приходит человек, который посвятит всю свою жизнь музыке. Иногда жизнь совершенно по-другому всё расставляет. И это классно, когда благодаря встрече, случайному знакомству кто-то обретает дело жизни!
Фото: Алина Кочергина, Анастасия Капитанова, Пётр Колчин