Всё началось не так давно. По крайней мере, гораздо позже, чем появилось само человечество. В древнем мире не было понятия нижнего белья, мужчины и женщины носили набедренные и нагрудные повязки. До нас, например, дошли римские мозаики, где можно увидеть нечто вроде бикини, но это форма для состязаний.
Ну а в Средневековье появился культовый предмет, который с разным подтекстом прошёл сквозь эпохи, - корсет. Местом изобретения называют Испанию и Францию. Первые из них больше напоминали рыцарский панцирь. Они делались из металлических пластин и шнуровались китовым усом (к слову, резинки изобрели только в начале 20 века). Позже от металла благоразумно отказались. Но не от элемента гардероба. Корсет носили даже беременные, хотя и более свободный. Считалось, что он поддерживает спину. Поэтому одно время в корсет "упаковывали" и детей, и мужчин.
- Корсеты получили распространение в кавалерии. В седле позвоночник страдает, а корсет практически стал экзоскелетом. А потом обнаружилось, что корсет формирует изысканный силуэт и стал обязательной программой для денди 19 века, - рассказала культуролог Галина Черба.
С другой стороны, особо усердные поклонники и поклонницы могли нанести им вред, чрезмерно шнуруясь и тем самым деформируя внутренние органы. В том числе лёгкие. Специалисты не отрицают тот факт, что корсет сыграл не самую положительную роль в эпидемиях туберкулёза, но, конечно, не главную.
На трансформации белья веками сказывались миграционные процессы, революции, эмансипации. Решительным образом к отказу от сложных элементов привела Первая мировая война. Женщинам пришлось заменять мужчин у станков. Так появился бюстгальтер. А вот панталоны, "предок" трусов, наоборот, пришли в женский костюм из мужского. Случилось это в начале 19 столетия.
- Если сейчас сказать: "Она не носит трусики", то это как бы такая пикантная характеристика. А был период, когда говорили: "Она носит трусики, она привлекает внимание к интимной части тела", - привела аналогию культуролог.
Так, помимо обычной бытовой функции, с нижним бельём связан внушительный смысловой нарратив. Фрейд вообще считал, что вся культура - это репрессия, припомнила Черба. Она пояснила, что есть понятие биокультурного парадокса, когда культура этики, культура потребления заставляет вас действовать неким образом, и этот образ претит вашей биологии.
Об отношении общества к нижнему белью, табуированности темы и, наоборот, открытости некоторых клиентов интим-магазинов, несмотря на их возраст, о психологии потребления и принятия себя и своего тела, вы узнаете в специальном репортаже "Ближе к телу" (16+) телеканала "Продвижение" в Омске.
Фото: скриншоты телеканала "Продвижение"