В День почерка, который отмечают 23 января, корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с педагогом, изобретателем, автором курса коррекции почерка "Каллиграфъ" Татьяной Михайловной Леонтьевой и узнала, как составить психологический портрет, взглянув на написание букв человеком, почему важно вернуть "Чистописание" в школьное расписание, и в чём корень проблемы "куриного" почерка.
- Татьяна Михайловна, расскажите, что можно узнать о человеке по почерку?
- Если убрать с вопросов о почерке и графологии мистический налёт, то я считаю, что по почерку о человеке можно узнать если не всё, то очень многое. Начнем с того, что работа нервной системы напрямую влияет на способ начертания букв. Здесь можно говорить о том, твёрдо ли буквы стоят на строке, или они подскакивают вверх, или они уходят вниз под строку - это говорит об эмоциональном состоянии во время письма. Если в почерке пишущего буквы твёрдо стоят на строке, это говорит об устойчивой нервной системе, хорошо стабильно работающей, о том, что человек контролирует свои движения во время письма, грубо говоря, не психует. У него стабильное ровное эмоциональное состояние, поэтому он и выстраивает чётко свои буквы по линии.
Кстати, способ удержания букв на строке может многое сказать не только опытному специалисту в области письма, как я, но и психиатру. Даже можно диагностировать наверняка расстройства психики депрессивного характера именно по тому, как человек удерживает буквы на строке.
- Это единственный параметр, по которому можно составить психологический портрет пишущего?
- Здесь и форма букв о многом говорит, и наклон букв, и умение держать поля. Угловатые, островерхие буквы говорят об агрессивности характера, а агрессивность - это выражение какого-то нарушения нервной системы. Пробивание полей говорит о том, что человек не привык себя ограничивать, не привык соблюдать установленные правила. Есть ещё один настораживающий способ написания букв: когда каждую буковку человек пишет отдельно, буквы разделены между собой, это достаточно тревожный сигнал, который говорит о том, что пишущий склонен закрываться от всего мира внутри себя. И со стечением нескольких условий это может характеризовать склонность человека к аутизму.
Очень узкие буквы говорят о том, что человек внутренне напряжен. Чем вызвано это внутреннее напряжение, стоит думать, разгадывать. Либо это внутренний страх, комплексы, либо это сиюминутная неприятность, которая повергла человека в состояние стресса.
- Зачем в современном мире учиться писать красиво, если можно всё напечатать?
- Да, можно напечатать, но есть такая штука, которую трудно заменить, - это мозг. Человек - это не одноклеточное существо, которое тычет по кнопкам и ему для этого достаточно одного пальца. Начиная с 18 века и заканчивая веком 21, психология постоянно задаётся вопросом: как работает человеческое мышление, мозг, что нужно сделать, чтобы человек стал ещё умнее, а значит счастливее?
Во-первых, многочисленными и именитыми исследователями было доказано, что мышление развивается через речь. Ребёнок в год должен говорить простыми предложениями, в два - развёрнутыми, а если речь не развивается, то и мышление развивается позже с большим отставанием. Во-вторых, речь развивается в прямой взаимосвязи с тонкой моторикой. Мозг не развивается без должного развития речи, а речь развивается только при условии постоянной работы мелкой моторики. Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил, что ум ребёнка - на кончиках его пальцев.
- Какие методики вы используете в своей работе, может, есть какие-то тренажёры?
- Для того чтобы выработать у наших учеников красивый и быстрый почерк, мы используем целую мозаику методик. Коррекция почерка - это не только графическая работа. Это многосторонняя работа дефектолога, невролога, психолога, нейропсихолога. Мы не учим тупо рисовать графические значки и буквы - мы заставляем работать мозг ребёнка правильно, по чётко созданным алгоритмам.
- Какая связь почерка с неврологией?
- Общемировая тенденция - женщины стали реже рожать без осложнений и хирургического вмешательства, поэтому с каждым годом становится меньше детей, рождённых здоровыми. Очень распространён такой способ родовспоможения, как кесарево сечение, плановое или экстренное. Кесарево сечение считается сильнейшей родовой травмой у ребёнка. Во-первых, на ребёнка воздействует анестезия, которую вводят маме в вену. Кто-то, может, поспорит, но достают ребёнка в течение 20 минут, а лекарство по пуповине доходит за 15 минут. Если лекарство по пуповине пришло гораздо быстрее, то микрофлора кишечника ребёнка получает ненужный заряд веществ, который для малыша весом чуть больше трёх килограммов не предназначен. Второй удар от кесарева сечения - это эффект кессонной болезни. Давление внутри живота у мамы и снаружи - это две большие разницы. Когда ребёнок рождается сам, то в течение 10-12 часов проходит медленно по родовым путям, и разницу давления он переживает в течение этого времени, и его кровеносные сосуды к давлению привыкают постепенно. При кесаревом сечении у ребёнка может случиться эффект кессонной болезни, когда сосуды головного мозга просто взрываются от перепада давления, и некоторые участки мозга, которые ответственны за речь, эмоциональное состояние перестают работать. Вот откуда могут быть проблемы с эмоциональной нестабильностью, с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью и с тяжелейшим нарушением письменной речи - дисграфией.
- Если говорить о левшах и правшах, есть ли различия в их почерках?
- Почерк левшей от правшей ничем не отличается. Есть миф, что у левшей почерк наклонён влево. Нет! Наклон почерка человека определён не праворукостью или леворукостью человека, а настройками его характера. Наклон влево говорит о том, что у хозяина почерка два мнения - его и чужое неправильное. То есть этот человек очень трудно привыкает к обществу других людей, принимает мнение другого человека.
Единственное, что левше приходится гораздо больше пристраиваться во время письма. Наш мир придуман для правшей: инструменты, тетради, способ письма слева направо и так далее. Поэтому левшам приходится пристраиваться. Только техника письма левшей и правшей отличается. Но почерк как результат письма ничем не отличается.
- В каком возрасте легче научиться красиво писать?
- Конечно, легче научить писать ребёнка сразу. Это лучше сделать в 7-летнем возрасте, когда он поступает в 1 класс. Но во втором классе дети переходят в новую разлиновку - в широкую строку, и этот переход является огромным стрессом для детского почерка. Его не все выдерживают. Даже те, у кого в узкой строке был красивый почерк, при переходе в широкую строку могут потерять его. Методики перехода в широкую строку нет совсем. А есть ещё 3-й класс, где увеличивается скорость письма, объём работ, появляются изложения, сочинения, творческие работы, и всё это без поддержки методистов приводит к проблеме некрасивого почерка.
Мой совет - в первом классе лучше учить детей красиво писать, во втором - грамотно переводить почерк ребёнка в широкую строку, а в третьем - ставить почерк на хорошую скорость.
- Можно ли поменять почерк у ребёнка в домашних условиях?
- Никак не поменять. Сейчас очень модно, когда тебе по определённому вопросу дают кучу советов. Из каждого утюга слышны советы, как научиться писать левой ногой. Почерк должен исправлять специалист. Но существуют технические условия, позволяющие облегчить работу детской руки. Во-первых, научите своего ребёнка правильно сидеть во время письма. От этого зависит работа детского глазомера, а от работы глазомера будет зависеть, насколько единообразно будут наклонены буквы в тексте. Также от правильной посадки зависит, насколько будет напряжена пишущая рука. Спина должна быть прямая, обе ноги стоять на полу полной стопой. Для этого пишущему нужно отодвинуть стул назад, а самому сесть на краешек стула. Вот тогда ноги сами встанут, и спина выпрямится. Плечи во время письма должны быть на одной линии. Одна рука пишет, локоть лежит на столе, а вторая рука не в позе Байрона во время сочинения стиха, а на тетради. Обе руки работают полноценно: одна пишет, вторая двигает тетрадь. Чтобы кисть пишущей руки не заворачивалась буквой "зю", кисть должна быть согнута на 45 градусов.
- А как писать не только красиво, но и быстро?
- Чтобы пишущая рука выдавала хорошую скорость письма, нужно правильно взять ручку. Сейчас только каких кульбитов дети не выдают: и накладывают средний палец на корпус ручки, и держат ручку как отбойный молоток. Мой совет - пишущий инструмент нужно брать двумя пальцами - большим и указательным удерживать корпус ручки. Третий палец подложить под корпус ручки на среднюю фалангу. И самое главное - корпус ручки при этом должен лежать в анатомической ложбинке между указательным и большими пальцами. Это единственное правильное положение, других советов я не даю.
- У какой культуры, на ваш взгляд, самый красивый почерк?
- И восточная, и западная каллиграфия как вид искусства великолепны по-своему. Однако в современном обществе каллиграфия существует в двух видах: как вид изобразительного искусства и как бытовая каллиграфия, которая и используется человечеством в повседневной жизни для перекодирования устной речи в письменную.
Но красота почерка зависит не от востока-запада, а от способа обучения бытовой каллиграфии. Так вот способ обучения в нашей современной общеобразовательной школе - никакой. Отсюда такое обилие некрасивых, страшных куриных почерков, начиная с 1-го класса. И не потому, что учителя ленивые, они просто подневольные, скованные по рукам и ногам ФГОСом. Новый закон об образовании говорит о том, что школа не учит, а оказывает образовательные услуги.
- Раньше ведь был урок чистописания в школьном расписании.
- К сожалению, чистописание извели как класс после реформы образования 1968 года. До этого было 4-летнее начальное образование, и на протяжении всей начальной школы были уроки чистописания. Дети учились 6 дней в неделю, и каждый день в расписании присутствовал этот урок. До реформы 68 года в начальной школе присутствовало 4 вида разлиновки, для каждого класса. В первом классе первые полгода дети писали палочки-крючочки. Разлиновка для первоклашек была гораздо крупнее. Сейчас у нас в продаже появляются тетради в частую косую разлиновку, такая в те времена была для второго класса, а разлиновка для первого класса была крупнее. Сначала дети писали карандашом, потом разрешалось писать перьевой ручкой. Это перо формировало у ребёнка и степень нажима, и правильное положение ручки. Во втором классе разлиновка становилась чуть меньше - приходила к тому стандарту, к которому мы сейчас привыкли: узкая рабочая строка - 4 мм, нерабочая строка, широкая - 8 мм и расстояние между косыми вспомогательными линиями - 2 мм. В третьем классе переводили в строку без вспомогательных линий, и только в 4 классе в широкую строку.
- Сейчас в школах есть аналог чистописания?
- Сегодня на уроках русского языка, чтобы якобы поддерживать детский почерк на протяжении всей начальной школы, проводятся минутки чистописания, но, к сожалению, это песня ни о чём. Эти методисты, которые изобрели велосипед с квадратными колёсами в виде безотрывного письма дают рекомендации, как проводить минутки чистописания. Реформа 1968 года нанесла два тяжелейших удара по детскому письму и повлияла на дальнейшее уродование почерка детей. Первый - детей стали учить писать буквы и слова безотрывно. Отрывное письмо - это органичное письмо, где нажим чередовался с отрывом. Мы знаем, что наш мир дуален: если есть день, то есть ночь, если есть белое, то есть чёрное, если есть напряжение, то есть расслабление. Чтобы не загнать наш организм в тупик, нам нужно чередовать напряжение с расслаблением. Во время письма мы напрягаем кисть руки, когда отрываем перо от бумаги и делаем кратковременный отдых. Отрывное письмо физиологично. К тому же красоты от болезненных ощущений в руках не прибавится. Второй удар - детям разрешили писать шариковыми ручками. С одной стороны, шариковая ручка универсальна, и не требует постоянной заправки, как чернильная ручка, она не течёт, и пишет почти во всех состояниях. В результате многие дети взяли ручки неправильно. На почерк сегодня влияют все те нововведения людей, которых близко подпускать к образованию нельзя было.
- Есть ли решение этой проблемы?
- Повторяя известный лозунг: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Мы понимаем, что сейчас на ход истории нашего народного образования повлиять невозможно, поэтому в таком случае нужно принимать правильные решения. Если у вашего ребёнка с почерком творится что-то не то, ни в коем случае не нужно себя убеждать, что оно как-то само рассосётся. Проблема почерка не рассасывается сама, потому что почерк - это отражение многих внешних и внутренних факторов. Чтобы почерк вашего ребёнка не стал причиной снижения оценок в школе, снижения балла на ЕГЭ, на вступительных экзаменах, нужно эту проблему решать прямо сейчас. Самостоятельно вы эту проблему не решите, нужно искать опытного специалиста по почерку, который гарантирует результат.