Искусство повсюду! Будь то картина в галерее, чайная пара на столе, сумочка в руке женщины или упаковка любимого йогурта. За всеми этими вещами стоит мастерство, особый взгляд художника и труд профессионального дизайнера. Мы поговорили с графическим дизайнером о популярности профессии сегодня, узнали, какие навыки необходимы творческому человеку для успешной реализации на рынке труда, почему ручной труд всегда будет в цене, каким особым взглядом на мир обладает дизайнер, что больше вдохновляет: город или природа, где искать свободу выражения в коммерческом заказе и почему техника коллажа сегодня набирает популярность.
Дарья Калашникова - графический дизайнер. Профессию выбирала осознанно. Сотрудничает с коммерческими компаниями. В свободное время занимается иллюстрацией, вышивкой, лепкой из глины. Увлекается техникой коллажа, собирая на творческие встречи тех, кому это также интересно.
- Дарья, кто такой графический дизайнер?
- Это человек, который в своей работе воплощает идеи в реальность, создавая новый смысл. Человек, который делает красиво из ничего и упрощает выбор для тех, кому адресована работа. Я поступала учиться в 2007 году, и нам говорили, что мы получим профессию, когда в России она будет на пике востребованности. Так и вышло. Я ещё тогда понимала, что дизайнер сможет работать где угодно, всё при нём: компьютер, графический планшет, голова, руки.
Это и сейчас профессия будущего. Она постоянно развивается, появляются новые направления. Дизайнер может быть одновременно и верстальщиком, и оформителем, и программистом. Сейчас есть дизайнер ландшафта, графический дизайнер, дизайнер костюма, промышленный дизайнер. Активно развивается UX-дизайн, или пользовательский дизайн. Например, как правильно расположить элемент на макете, чтобы он привлёк внимание? Если справа, его увидят больше людей. И здесь необходимы подготовительная работа: опросы, анализ, исследования. Это интересно.
- Какие качества и навыки необходимы дизайнеру, чтобы успешно реализоваться в профессии?
- Во-первых, это способность анализировать. Очень много необходимо замечать вокруг, держать в фокусе сразу несколько моментов: техническое задание заказчика, реализация идеи в мире, как человек будет воспринимать конечный результат. Дизайнеру нужно внести в изображение некий смысл. Во-вторых, любознательность. Дизайн - это та сфера, где всё очень быстро меняется. Много трендов, течений, рабочих программ. Ты всегда должен быть в теме, нельзя выучиться один раз и на этом ехать, это постоянный процесс обучения и освоения новых знаний и навыков. Ко всему прочему, дизайнеру должна нравиться работа. Потому что иначе будет сложно создавать. Для меня, по крайней мере. Ещё сам человек тоже должен быть активным и при этом усидчивым, чтобы выполнять задачу технически.
- Как сочетать два состояния - активности и усидчивости?
- Говорят, для художника важно вдохновение: что придумал, то и продаёт. Графический дизайнер - это коммерческое направление, где тебе нужно и вовремя это вдохновение получить, и сделать задачу к сроку, и чтобы она соответствовала запросу заказчика. Тут и тайм-менеджмент, и способность управлять своими состояниями важны.
- Профессии дизайнера можно научить или всё-таки тут большая доля таланта?
- Это параллельные процессы. Я не встречала людей, которые, будучи совсем не творческими, приходят в дизайн. На моём опыте основываясь, скажу, это как правило люди, которые просто внимательнее относятся к окружающему миру. Им нравится искусство, они чем-то творческим увлечены. Что касается обучения, то ты параллельно нарабатываешь скилы в графических программах, изучаешь цвет, композицию, умение сочетать формы, разбираешься, как это воспринимают люди. Очень много узконаправленной теории, которую ты потом перекладываешь на работу в программу. Уметь рисовать от руки тоже важно. Когда ты только учишься, очень многое не замечаешь, чего-то не знаешь, торопишься, не такой глубокий анализ проводишь. Тонкое чувствование появляется со временем.
- Как дизайнер смотрит на мир?
- Ещё в университете нас учили анализировать всё, что вокруг. Мы выходили с учёбы и смотрели на билборды, плакаты, устройство книги и так далее. Мы анализировали всё даже там, где не надо это делать. И сейчас это продолжается. Я обращаю внимание на упаковку в магазине, как сделан дизайн. Возможно, я даже куплю товар, который мне понравится и который приятно взять в руки. Или, наоборот, я быстро вижу, где в оформлении пропущено слово, неправильно свёрстано, проигрывают цвета. Я анализирую всё, что вижу, и прогоняю это через свой внутренний сканер. Иногда отвечаю на вопросы: а как бы я сама сделала, а как можно сделать лучше? Или почему мне нравится эта работа? Если это сочное и необычное сочетание цветов, шрифт интересно применён, то я это откладываю в свой "профессиональный ящичек", чтобы потом использовать в своей работе.
- Говорят, лучший способ отдыха - это смена деятельности. Как у тебя обстоят с этим дела?
- Мне кажется, я не отдыхаю. Не умею. Если говорить именно про компьютер, то от него я отвлекаюсь, переходя на ручную деятельность: вышиваю, делаю коллажи, украшения, рисую традиционными материалами, читаю. Либо вообще убираю визуальный шум, иду в парк или еду за город, на природу, где всё настоящее и нет ничего созданного человеком.
- Что вдохновляет сильнее: город или природа?
- Хочется сказать - природа. Она просто самый чистый первоисточник. Но как будто 50 на 50. Я научилась находить в самом, на первый взгляд, некрасивом месте что-то особенное. Заброшенное здание может таить в себе уникальные фактуры, срезы, формы. Я сейчас фотографирую всё, даже отражение себя в луже или тени деревьев в городе. Любая мелочь может натолкнуть на идею. Вдохновение повсюду, главное - это увидеть.
- Что даёт ручной труд?
- Это то, что можно потрогать, ощутить, то, что реально существует. Я создаю что-то прямо сейчас, в этот момент, и это очищает сознание, обостряет восприятие. Для меня это важно и в графическом дизайне: то, что ты создал, можно распечатать, оно обретёт 3D-формат. Созданное тобой выходит в жизнь, а не остаётся только в виртуальном мире.
- Ты увлекаешься техникой коллажа. Расскажи об особенности этого вида искусства?
- Если дословно переводить с французского, это наклеивание или аппликация. Это комбинация разнородных элементов, которые собираются во что-то новое. Даже самые, на первый взгляд, несочетаемые образы собираются в единую композицию, несущую смысл. Если говорить об истории, то трудно сказать, когда он зародился. Примерно в то время, когда придумали клей, бумагу и мозаику. В Китае это считается 105 год н. э. Мы нашли работу с элементами коллажа, которая датируется 900 годом н. э. Это пергамент, на котором были иероглифы и разного цвета бумага была наложена друг на друга как имитация гор.
Объясняя популярность коллажа сейчас, я провожу аналогию с миром моды: что-то угасает, но спустя 20 лет вновь становится популярным. Сейчас коллаж опять на пике популярности. Я думаю, что чем больше создаётся чего-то компьютерного, тем больше в противовес этому возникает техник ручной работы. Во всём есть гармония. Например, есть коллаж аналоговый. Он создаётся руками, затем его сканируют и размножают. Ещё влияет на популярность чего-то и выбор знаменитостей. Как в мире моды: какая-то звезда надела жёлтую шляпу, и все вдруг увидели: "О, здорово! Давно не было жёлтых шляп. Все носим жёлтые шляпы!". Возможно, всплеск популярности коллажа сейчас можно объяснить в том числе и этим.
- Почему ты решила выбрать это направление, чтобы погрузиться туда основательнее?
- Я познакомилась с этой техникой в университете. Просто выполняла задание, которое нам дал преподаватель. А вообще, я всегда любила вырезать. Ещё в детском саду все знали, что лучше всех вырежет Даша (смеётся). Я об этом вспомнила, когда читала книгу "Мечтать не вредно!". Там надо было описать свои увлечения из детства, которые полностью тобой владели. И вот таким занятием для меня было вырезание. В 2018 году я сходила на психологический тренинг, после которого коллаж всплыл в моей голове. Он стал для меня самым простым инструментом выражения чувств, терапевтическим способом проживания опыта. Ни художественные материалы, ни дизайн в компьютере этого не давали. Коллаж можно делать и в графической программе, но там он не даст той свободы, которая есть, если выполнять его руками. Мне важно, что всё происходит здесь и сейчас. Есть бумага - всё, я работаю только с ней, и другой не будет. Есть только мои руки, моё воображение, мои чувства, ножницы и всё, что мне попадается под руку. Больше нет ничего. И ты из этого создаёшь.
- Что ты чувствуешь в процессе?
- Начинала я спонтанно: листала журнал, что-то думала, прислушивалась к чувствам, к тому, что откликается в изображении, откладывала и вырезала, приступала к созданию композиции. Потом я уже подключала дизайнерские и художественные навыки, собирала композицию, выбирала сочетание цветов, начинала анализировать, что я делаю, про что это, как усилить эффект. Сейчас этап, когда важно делиться этим с другими.
- В начале разговора ты сказала, что много зависит от задачи заказчика. Насколько дизайнеру важна свобода творчества?
- В любой коммерческой работе свободы не так много, но у каждого художника свой стиль - это и есть твоя свобода. Наверное, важно комбинировать: брать чисто коммерческие заказы, где важна исполнительность, но при этом параллельно реализовывать свои проекты, где есть максимальное творчество. Высший пилотаж, когда заказчик приходит к тебе и просит сделать так, как видишь именно ты, и не мешает при этом. До этого надо дорасти.
- Как увлечь людей искусством?
- Я ещё разбираюсь в этом вопросе. Сейчас я собираю группы, где мы создаём коллажи. Многие из тех, кто приходит, совсем ничего не делали руками. Но им и легче. Они пробуют первый раз, и это самое спонтанное и искреннее. Как увлечь? Хорошо бы погрузиться в атмосферу созидания того, что интересно и что хотелось бы освоить. Процесс создания коллажа очень увлекает. Все, кто приходил ко мне, - в восторге. Первое время я давала полную свободу, не грузила правилами композиции, сочетаниями, теорией. Люди просто творили. Сейчас я постепенно направляю вопросами, мы начинаем анализировать, что человек хотел передать в этой работе.
- Каждый человек способен заниматься коллажем?
- Творческая жилка есть у всех. Взрослея, мы хорошо и быстро это забываем. Другое дело, кому-то может не нравиться коллаж, а в кайф кистью мазать, и это нормально. Коллаж настолько многогранен! Он на первый взгляд только прост. Я много уже прошла, но столько ещё не попробовала!
- Тем, кто хочет освоить профессию графического дизайнера, но сомневается, что можешь посоветовать?
- Было бы круто до поступления в университет изучать какие-то программы уже самостоятельно. Их сегодня большое количество. Раньше было две, которые нужно было знать, сейчас их пять. Смотреть видео на YouTube. Пробовать придумать самому себе задания. Например, увидел логотип какой-нибудь компании, а он тяп-ляп сделан, подумай, как его можно изменить, прорисовать, проанализировать. До того, как ты сделал выбор, где учиться, попробуй! Примерно ты уже будешь понимать, увлекает ли тебя это настолько, чтобы заниматься этим всю жизнь. Но добавлю, неверный выбор профессии - это не ошибка всей жизни. Практически всё можно исправить.
Мне было проще. Мой путь начался в детском саду, и я всё сделала, чтобы пойти в графический дизайн. У меня были сомнения, буду ли я на этом зарабатывать. Мама очень переживала. Я попробовала техническое направление, поняла, что это невероятная скукотища и пошла на графический дизайн даже вопреки настояниям родителей. Тут ещё внутреннее желание важно. Но пробовать, рисковать, всегда стоит. Если мысль о какой-то деятельности возвращается, а человек не занимается этим, то скорее всего там скрыт потенциал.
- Если пропало вдохновение, чем дизайнеру вдохновиться?
- Лучше не смотреть работы других дизайнеров, а обратиться к какому-нибудь смежному искусству: кино, выставки, прогулки на природе, общение с другими людьми, книги. Самое главное - дать мозгу отдохнуть, чтобы появился проходик для новых идей. Они есть всегда. Но иной раз не хватает маленькой детальки. Она сама придёт. Но в этот момент твой мозг должен быть расслаблен и восприимчив.
- Какими дизайнерами ты вдохновляешься?
- За конкретными дизайнерами я практически не слежу. Больше за коллажистами и иллюстраторами. Но есть пара имён. Олле Эксель - икона шведского дизайна. Когда-нибудь надеюсь создать что-то такое же приятно узнаваемое, актуальное много десятков лет. Анри Матисс - за неутомимое движение в искусстве, за эксперименты, свободу цвета и формы. Однажды, даже написала копию его картины, чтобы почувствовать, какого это - быть Матиссом. Также, кстати, занимался аппликацией (почти коллаж). Julie Van Wezemael - моё открытие в 2021 году, посчастливилось побыть на двухдневном интенсиве у художницы и иллюстратора из Бельгии. Ещё очень нравятся работы иллюстратора Виктории Семыкиной.
- Какую профессиональную литературу ты можешь посоветовать?
- Важно и дизайнерам, и иллюстраторам читать книги об искусстве. Здесь любые подойдут, которые охватывают большой промежуток времени, а можно почитать и про конкретные направления в искусстве. Обожаю всей душой "Настольную книгу коллажиста" Ольги Кирсановой. В ней собрано всё, чтобы начать делать коллаж, продолжить и не заскучать в процессе, если это вообще возможно. Рекомендую почитать и быть в курсе истории дизайна книгу "Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века" Стивена Хеллера и Сеймура Чваста. "Скетчи. 50 креативных заданий для дизайнеров" Уитни Шерман прокачивает вас со всех сторон, очень разносторонние задания. Никогда не знаешь, когда тебе пригодится навык рисования леттеринга, а когда - создание коллажа. "Мечтать не вредно" Барбары Шер вытащит из вас то, что внутри глубоко спит или забыто под давлением взрослости. Поможет найти свой стиль, который в первую очередь исходит от вас как личности. Стиль быть собой. Как двигаться вперёд к своим целям и мечтам.
- Надо ли быть не от мира сего, чтобы создавать что-то уникальное?
- Мне муж иногда говорит, что я немного не от мира сего (смеётся). Я думаю, это как раз про творческое видение. То, как дизайнеры, художники, иллюстраторы смотрят на мир. Мы видим не просто голубое небо и крышу, а будто замечаем что-то ЗА. Некую цепочку событий и ассоциаций. Думаю да, чтобы создать что-то новое, надо иначе смотреть на привычное, а, значит, выделяться из большинства.
- Что такое красота?
- Я редко что называю красивым. Не могу описать, как красота должна выглядеть, но я могу сказать про чувства, которые она вызывает внутри. Для меня красота - это невероятный трепет внутри и дикий восторг от того, что это существует. Хочется иногда кричать: "Смотрите! Это ж невероятно красиво!". Ещё это естественная гармония. Кто-то сказал однажды: красиво то, на что ты смотришь с любовью. Я с этим согласна полностью.
Фото предоставлено героем материала