Сегодняшний беззаботный ребёнок уже через три месяца станет совсем взрослым, станет первоклассником. У родителей в голове роятся вопросы: а что ему сказать, а как его подготовить, а если его обидят или он обидит другого сам и так далее. Мой сын Рома в этом году тоже идёт в первый класс, и все эти вопросы, так или иначе, мелькают в моей голове.
Предлагаю начать по порядку - подготавливаем морально своего будущего школьника к тому, что ему надо будет каждое утро вставать и идти на занятия. Особенно процесс подготовки важен для тех, кто не ходил в садик.
Для начала начните вводить школьный режим, когда надо уже в 7:45 быть у школьных дверей. Будите ребёнка раньше, соответственно и укладывайте спать не в 22:00. Также объясните ребёнку, что если он захотел в туалет, то должен поднять руку и попроситься выйти. При этом дайте заранее своему ребёнку разрешение встать и выйти, даже если учитель не разрешит. Пусть лучше вас потом отчитают за плохое воспитание, чем первоклашка описается при всех.
Кроме того, говорите с ребёнком. Именно это советует делать педагог-психолог, директор семейно-досугового центра, который в том числе занимается подготовкой детей к школе, Ирина Кулешова.
Чтобы морально подготовить своё чадо к школе, надо рассказывать о том, как учились вы сами, что делали в школе, акцентировать внимание на позитивных моментах.
- Это очень увлекательный период в жизни маленького человека. Если родители начнут делиться интересными, смешными историями из своей школьной жизни, то ребёнок будет воспринимать школьную жизнь с интересом. Говорите, что это не только новые знания, но и общение с друзьями, творческие занятия. Ещё здорово помогают прогулки мимо школы. Гуляйте, рассматривайте, как ребята идут в школу, из школы, акцентируйте внимание на том, чем они заняты, как весело они обсуждают школьные моменты. Обычно у школьников хорошее настроение: смеются, общаются, шутят. Желательно окунуть ребёнка в эту атмосферу хотя бы со стороны. И он сам начнёт расспрашивать про школу, потому что он видит другую жизнь, эмоции и другой уровень общения, - уверена Ирина.
Кроме этого, можно смотреть фильмы про школу, про то, как и чем живут школьники, покажите свои школьные фотографии, расскажите, сколько детей было в классе, каких успехов добивались вы, как вы к ним шли. Как иногда получали двойки и как их исправляли. Но ни в коем случае не навязывайте свои истории. Это нужно делать в подходящий момент, в уместной для этого ситуации, словно между прочим, например, за семейным ужином.
- Бывает так, что родители не любили школу, и у них с тем периодом связаны негативные эмоции. В таком случае лучше не рассказывать ребёнку о своей школьной жизни никаких подробностей. Не перекладывайте свой негативный опыт на него, чтобы он не вырос с отрицательными убеждениями, которые ему навязал родитель. Не углубляйтесь в личную драму. В любом случае ребёнок будет проживать в школе свой личный опыт, - уточнила психолог.
К тому же физиологически подходит тот возраст, когда ребёнок уже не хочет оставаться маленьким, он хочет быть старше, более взрослым - таким, как школьник.
Активным деткам, которые, что называется, душа компании, конечно, проще адаптироваться в новых условиях. Но есть и такие ребята, которым общение даётся труднее - стеснительные, застенчивые. Иногда это зависит от темперамента самого ребёнка, иногда - от каких-то внешних факторов.
Конечно, если вы видите, что ваш ребёнок скромняга, то о том, как ему помочь, лучше задуматься за год до похода в школу. Если же у вас осталось несколько месяцев и вы понимаете, что сам будущий первоклашка не справится с адаптацией, то Ирина советует найти интересный детский центр с доброжелательной атмосферой, с увлекательными занятиями.
- Ребёнка нужно влюбить в учебный процесс. Не просто заставить учиться, а влюбить. Деткам, как и взрослым, навыки дают определённую уверенность. Но и она должна быть подкреплена не только знаниями. Здорово, когда у ребёнка есть коллектив. В этом коллективе он будет говорить, показывать свои знания и умения. И он будет знать, что он молодец. При этом и педагог должен поддерживать, хвалить, поощрять. Да, в силу темперамента ребёнок останется скромным, но он будет уверенным в себе, в своих силах. Тогда он не будет бояться спросить, ответить на уроке. Важность не в знаниях, а в том, как ребёнок будет их применять, - подчёркивает Ирина Кулешова.
В свою очередь и родители тоже обязательно должны подкреплять знания и уверенность в ребёнке. Надо просто много разговаривать с ним, находить интересные общие темы, углубляться в них. Задавайте своим детям вопросы, вместе ищите ответы. Интересуйтесь его мнением. Проговаривайте разные ситуации: если бы было так, что бы могло произойти, если обстоятельства изменились, что можно сделать. В таком случае у ребёнка разовьётся гибкость ума. От этого укрепится уверенность в своих силах.
Стоит рассмотреть вариант, когда ребёнок и так боится знакомиться с новыми людьми, а над ним ещё и посмеялись в большом детском коллективе. Что же делать? Как помочь и поддержать? Ирина уверена, что смех - это классный психологический момент. Он на самом деле расслабляет. Но в школе такая ситуация кажется большим стрессом. Родители могут сами показать пример и посмеяться над кем-то, но в хорошем смысле. Надо объяснить ребёнку, что смех - это нормально.
- Мы в центре объясняем, что если ты сказал что-то невпопад и над тобой начали смеяться, то это на самом деле хорошо, потому что ты сделал детей счастливее. Если преподносить смех в качестве позитива, то ребёнок поймёт, что в подобных ситуациях нет ничего страшного. Многие дети даже начинают понимать, что так привлекают внимание аудитории и даже иногда начинают пользоваться этим, чтобы обратить на себя внимание, - подчёркивает собеседница.
Самый лучший метод - разговаривать с ребёнком, рассказывать смешные истории со своим участием. Он поймёт, что в смехе нет ничего плохого, и тогда будет видеть вокруг себя "не злые глаза, а добрые и искрящиеся, потому что это смех".
- Конечно, бывают разные ситуации, но я сейчас говорю не о сложных психологических моментах, стрессах. Это отдельная история, требующая внимания. Я об адекватных школьных решаемых моментах. Бывает, что на занятиях может кто-то пукнуть. Боже, как это смешно, это же самое смешное слово, которое могут услышать детки. Надо просто всем вместе посмеяться над этой ситуацией, - советует Ирина Кулешова.
Но есть дети-задиры, которых тоже надо отправить в первый класс. Здесь уже надо контролировать ребёнка и много говорить о поведении и этикете. Когда такой ребёнок воспитанный, уважает родителей, учителей, то он обязательно будет прислушиваться. Да, он останется задирой, особенно если не найдёт себе авторитета среди сверстников, а станет им сам, но это будет на перемене.
- Родители должны рассказать, кто такой учитель, в чём его ценность, зачем он нужен, почему его нужно слушаться. Когда ребёнок это воспринимает, понимает, то эти ценности начинают его тормозить. Не сразу, но помогают только разговоры: доброжелательные, открытые, с улыбкой, никогда не стоит переходить на крик. Задиру крик будет только сильно задевать, и он начнёт вести себя ещё хуже, - подчеркнула психолог.
Но во всей этой подготовке к школьной жизни родители должны запомнить одно - надо успокоиться самим и перестать собирать ребёнка в космос. В предшкольный период его тщательно готовят куда-то, но он не понимает куда, и от этого напрягается. Родителей часто проявляют любовную гиперопеку, и сами начинают стрессовать. Они должны забыть о своих страхах: моё чадо не услышат, на него начнёт кричать учитель, он не понравится никому, опоздает в туалет и описается при всех, упадёт с лестницы и так далее. На самом же деле лучше отпустить ситуацию и начать радоваться. Это прекрасный период, в котором ребёнок становится более опытным, самостоятельным. Он увидит мир в новых красках. Родителям нужно подойти к этому спокойно и начать анализировать.
Клинический психолог Елена Пекарь говорит, что много необоснованных страхов чаще всего встречается у тревожных родителей. Они ищут ответ на вопрос: а как же нам самим морально подготовиться к тому, что ребёнок идёт в первый класс.
- Тревога вполне нормальная реакция, озабоченный родитель хочет, чтобы всё было хорошо. На самом деле, здесь больше вопрос сепарации. И чем выше тревога, тем сложнее она протекает. Нужно для себя понять, где мой страх неконструктивен, а где действительно стоит переживать за ребёнка и что-то предпринять. Часто родители переживают, а справится ли он с программой. Ответ прост. Если ваш ребёнок ходил на занятия по подготовке или занимался с вами дома, то он справится. Можно сводить его к психологу на диагностику. На самом деле с вопросом интеллектуальной подготовки всё понятно: знает - не знает. Тут родитель может быть спокоен в случае, если подготовка была, даже самая минимальная, - подчеркнула Елена Пекарь.
Вот вопрос с социальной адаптацией намного глубже. Регуляторные функции созревают к 7 годам, именно поэтому в школу не рекомендуют отдавать раньше. Если отдать ребёнка в школу до этого возраста, то в первом классе он будет моторно-расторможен, неусидчив. Сложно адаптироваться тем детям, которые до школы никуда не ходили: детский сад, кружки, развивающие центры. Отсюда и возрастающая тревога у родителей - мой малыш не справится.
- Мы переживаем тогда, когда у нас нет информации. Если он никуда не ходил, тогда нужно сделать правила дома. Режим дня: сколько телевизор, телефон. Создаём правила и даём инструменты к их выполнению. Когда мы знаем, что дали ребёнку инструменты, чтобы справиться с социальными условиями, то сами успокаиваемся и ребёнку становится легче. Кроме правил можно играть в ролевые игры с животными, человечками, проецировать на них разные ситуации, - советует Елена.
Зачастую родители боятся, что их ребёнок будет втянут в конфликты в классе - станет их зачинщиком или наоборот жертвой.
Да, конфликты были, есть и будут всегда в большом коллективе. В первом классе формируется новая социальная группа, в которой должны быть лидеры и те, кто за ними идёт.
- Грамотный педагог в школе проводит с родителями беседу на эту тему и регулирует процесс с детьми. Учитель должен постараться сделать так, чтобы лидерство это было комфортным для всех. Но конфликты будут всегда. Агрессию проявляют обычно в сторону тех, кто чем-то выделяется на общем фоне одноклассников: внешность, любимчик учителя и так далее. Нападают на тех, кто не умеет общаться, не может завести друзей, потому что они чувствуют их слабость. Ребёнок, которому необходимо на кого-то вылить агрессию, на ком-то самоутвердиться, показать, что я главный, - побоится пойти к сильному, он нападёт на того, кто слабее. Ещё одна категория детей - внешне они кажутся спокойными, но у них вербальная агрессия - они любят говорить гадости исподтишка. Провокаторы. Могут сказать, ущипнуть. Умные физически не будут воздействовать, а только говорить гадости, тем самым получая удовольствие, если жертва взорвалась. Они в основном выбирают импульсивных детей, не агрессивных, а просто очень эмоционально возбудимых. И они от этого получают удовольствие, - рассказывает психолог.
Что же делать родителям в такой ситуации? Елена советует ни в коем случае не оставлять без внимания ситуацию, если их ребёнка начали обижать. И перестать советовать своему чаду ударить в нос в ответ. Ни к чему хорошему это не приведёт. Он сразу этого не сделал, а потом тем более не станет. При этом будет чувствовать себя ещё более виноватым, уязвимым. Родители сказали, я не смог - самооценка ребёнка стала ещё ниже.
- На самом деле детям жалко кого-то бить. Ребёнок может вообще не знать, что такое конфликты. Есть детки, с которыми можно просто поговорить, научить без насилия выходить из подобной ситуации. Обязательно надо поговорить с классным руководителем - без напора и приказного тона. Выяснить у него, что произошло. Но вопрос нужно решить обязательно, пресечь на корню нападки на своего ребёнка. В противном случае он продолжит страдать от обидчика, а агрессия, которая в нём копится, может вылиться на себя самого. Если учитель включится в проблему и поможет её решить - замечательно, у вас хороший учитель. Если нет (бывает и такое), разговаривайте с родителями ребёнка-агрессора. Предложите мирно решить проблему, потому что ещё долго учиться в одном классе, всем месте поговорить с детьми. Как правило, это помогает, - уверена Елена Пекарь.
Ещё одна тревога родителей - их ребёнка не будет хвалить учитель. Для многих в этом случае словно мир рушится. На самом деле в этом страхе идёт непринятие родителями самих себя. Как правило, их в детстве замечали только за хорошие отметки в школе. К тому же часто мамы переживают, что о ней подумают плохо, если ребёнок будет не так успешен в учёбе, как остальные.
- Нет принятия собственного права на ошибку. То есть родитель живёт в ситуации, когда должны любить за оценку. Пока я успешен на работе, правильная мама - я должна быть такой, у меня идеальный ребёнок. Если ребёнка не похвалили, значит я плохая мама - критика к себе. Надо разрешать ошибаться себе в родительстве и ребёнку дать право на ошибку. Страх у кого - у мамы, которая с красными дипломами. Как же ребёнок не оправдает её ожиданий - я смогла, и он сможет. Маму хвалили дома и не давали ей любви, это к вопросу о потребности. Если маму не принимали безусловно, то она так же ведёт себя со своими детьми. У мамы, которая безусловно любит своего ребёнка, не возникнет таких мыслей. Если ему хорошо, то и мне хорошо. А учитель когда-нибудь да похвалит, - считает Елена Пекарь.
Бывает и так, что по каким-то причинам учитель не отмечает личные успехи первоклассника. В классе 30 человек, и не всегда есть возможность уделить внимание всем. Просто подойдите к учителю и скажите, что для, например, Серёжи важно ваше мнение, он ценит вас, ему нужна ваша поддержка - он старается и у него действительно буква "а" стала получаться лучше, он стал читать чётче, быстрее и так далее.
- Если вы поговорите с учителем в формате просьбы, а не требования, то он обязательно услышит вас и с радостью обратит внимание на успехи вашего ребёнка. Но и сами не забывайте хвалить своё чадо. Говорите ему, что здесь у него хорошо, а тут ещё лучше, подчеркните то, как он старается. И никогда не сравнивайте его с другими детьми. Сравнить можно только с его личными достижениями, с ним самим день назад и сейчас. Если сравнивать с другими, то опять же можем получить от ребёнка агрессию, протест. У ребёнка, которого дома оскорбляют, в школе унижают и сравнивают, низкая самооценка.
Также Елена советует научить ребёнка отдыхать. Первоклассники быстро переутомляются и несколько секунд отдыха им жизненно необходимы. Особенно, если регуляторный механизм ещё слабо сформирован. Обычно первоклашки 20 минут занимаются и прерываются на короткий отдых, а такому ребёнку и 5 минут посидеть - это уже победа.
- Обычно я родителям советую: видите, он устал, скажите ему об этом, расскажите о признаках, по которым вы это поняли, чтобы потом в классе он сам понимал. Скажите ему сделать вдох-выдох, кулачки сжать-разжать, нарисовать глазками радугу, посмотреть влево-вправо, вниз. Достаточно пары секунд, чтобы немного переключить внимание. Если дома у него это войдёт в привычку, то и в классе он будет это использовать. Скажите, что если становится неинтересно, то нужно устроить себе такой отдых, - советует Елена Пекарь.
И напоследок, обобщающие советы для родителей. Разделите тревогу на ту, которая помогает, и ту, которая мешает. Если тревога непонятная, вы боитесь, то конкретизируйте - чего именно. Найдите инструменты, которые помогут ребёнку. А себе скажите: я дала ему инструмент, алгоритм действия, на который он может опереться. Ребёнок научится и станет сильнее.
- Родителям нужно понять: когда ребенок сталкивается с трудностью, он учится её преодолевать, он становится сильнее. Это его самостоятельность, он говорит: я могу. Когда родитель понимает, что ребёнок может сам, то родитель может выдохнуть, - резюмировала психолог.
Но самое главное, говорите чаще своему ребёнку, что вы его любите, цените просто потому, что он у вас есть. Говорите, что вы всегда рядом и готовы его поддержать и помочь найти выход из любой ситуации. Устройте незабываемый праздник 1 сентября для своего первоклассника: поход в парк всей семьёй, просмотр фильма вместе на уютном диване с мороженым в руках. Выделите этот день из череды других. Он вступает в новую для себя жизнь, а вы будьте рядом и, когда будет надо, протяните руку.