"Не выпендрёж, а созидание". Как говорить с подростком
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  5 октября 2021, 10:46  •  печать

"Не выпендрёж, а созидание". Как говорить с подростком

Публикуем интервью с Альфиёй Мячиной - экспертом нового подкаста о психологии подростков от студии "Да будет talk" - "Мы такими не были".

Подкаст-студия "Да будет talk" запускает новый сезон. Мы продолжаем говорить на актуальные темы: о здоровье, саморазвитии и реализации, о сексуальной жизни, психологии отношений и путешествиях. В новом сезоне мы предлагаем ещё одну важную тему - воспитание подростков и их адаптация к взрослой жизни в современном обществе.

Знакомим вас с экспертом подкаста "Мы такими не были" (12+) Альфиёй Мячиной, вместе с которой мы будем разбираться в сложных вопросах пубертатного периода: какие страхи одолевают подростков, когда происходит сепарация, как проявляются агрессия и аутоагрессия в этом возрасте, как помочь ребёнку выбрать профессию и какие навыки полезно развивать подросткам. А главное, как найти общий язык со своим ребёнком, который становится взрослым.

Альфия Мячина - психолог частной практики, супервизор, тренер, лектор, генератор и организатор проектов в области психологии, эксперт подкаста "Мы такими не были". Автор проектов по развитию soft skills и профориентации для подростков, курсов для родителей, тренер по командообразованию и ценностному клиентскому сервису. С 2014 года - руководитель Школы "Вверх"для подростков и взрослых.

- Альфия, как так вышло, что работа с подростками стала делом твоей жизни?

- С подростками я работаю со школы. Я стала вожатой для старшеклассников, будучи сама старшеклассницей. Я вообще активную жизнь вела в школе. В 10-11 классах мы работали в разных выездных проектах, в Школе "Лидер", в центрах социальных услуг для молодежи, сотрудничали со скаутами и участвовали вообще в любом классном городском движении. В университете я работала преподавателем в школах для одаренных детей, в лидерских сменах. На старших курсах и после выпуска у меня была основная работа, а участие в подобных проектах было больше волонтёрством, делом для души. Потом наёмная работа меня вообще перестала устраивать, плюс уже накопилось достаточно опыта и амбиций. В общем, к 2014 году я поняла, что хочу делать собственный проект, как его вижу, как нравится мне. Произошло осознание себя как автора, руководителя. Так состоялся первый выездной лагерь – Осенняя Школа "Вверх". Несколько лет мы просто раз в год выезжали загород и личностно росли там с подростками. Года через три стали обрастать еще и проектами в городе, проектами для родителей, для бизнес-команд. Я получила психологическое образование и продолжаю идти по этому пути. Сейчас я работаю не только с подростками. Примерно половину времени я провожу как частный психолог-консультант и супервизор, иногда работаю как тренер с командами. Но подростки – это огромная часть моей жизни и я очень люблю проекты с ними и для них.

 

- Если описать подростковый возраст, какой он в твоём понимании?

- Подростки очень классные! Ранимые, трогательные, способные на искренние чувства, доверчивые. Они прозрачные, открытые, честные. Если тебе удалось показать себя настоящего, ты честен с ними, они уже не перепроверяют. Они доверяют всей душой и открываются. Это доверие очень ценно, его важно уважать. У меня хороший контакт с подростками. Мы можем говорить обо всём. Мне с ними легко. И им со мной тоже, как мне кажется.

- Чему ты учишься у подростков и чему хочешь научить их?

- Любить. Доверять. Быть смелым и меняться. Решаться на то, что никогда не делал и то, что страшно. Нестандартно мыслить. Я хочу, чтобы подростки научились слышать себя, почувствовали свой центр, приняли его. Чтобы они научились взаимодействовать с миром не через войну, не через выпендрёж, а созидали. Чтобы они были по-хорошему амбициозными, замахивались на большее. Я хочу, чтобы они выбирали себе будущее всегда лучше, чем им кажется сейчас. Чтобы они не ставили границ и верили, что у них всё получится, если они захотят и будут вкладываться всей душой.

 

- В чём видишь недостатки и плюсы современной педагогики?

- Пережитки авторитарного образования, бюрократия, унизительное отношение к ученикам. Система "я начальник - ты дурак". Слепая концентрация на задачах, а не на целях обучения. Важно отвести урок, поставить галочку и оценку, и не важно, кто и что понял, и уж тем более не важно, кто что почувствовал. Это проблемы системы, да. Но страдают живые конкретные люди. Плюсы современной системы - сейчас гораздо больший выбор школ и вузов, можно выбирать по ценностям и целям образования. Есть альтернативные направления, крутые вузовские программы. Огромное поле для реализации. Это радует.

- В чём сложность твоей работы?

- В ответственности. В большом объёме задач и в сложности совмещать руководительскую, менеджерскую функцию, автора программ, ведущей, плюс у меня частная практика, плюс я выступаю спикером в других проектах. С одной стороны - это здорово, мне никогда не бывает скучно, нет залипания в однообразной деятельности. С другой стороны, у меня максимум включённости во все процессы. Я редко делаю что-то как машина, по заданному алгоритму, а иногда так хочется (смеётся).

- Что наполняет и даёт тебе силы?

- В работе меня вдохновляют люди. Это моя батарейка. В частной практике, в групповой работе, во время лекций. Когда я вижу, что моя работа полезна, уровень энергии зашкаливает. Когда люди пишут через годы о своих достижениях и переменах, вырастают крылья. Хочется создавать ещё и ещё. Важно, что я реально могу менять то, что мне не нравится. Не только возмущаться (это я тоже люблю), но и конкретными действиями менять мир в лучшую сторону. Это большое вдохновение. Если говорить о другом источнике наполнения, то море. Огромный ресурс - красота, успокоение, расслабление, единение с природой, новые идеи. Рядом с морем мне легко чувствовать себя частью мира - одновременно и значимой, и маленькой.

- Помнишь свой подростковый возраст? Если бы был шанс прожить его снова, поменяла бы что-то?

- Да. Хорошо помню. Мне было нелегко, как и всем подросткам (улыбается). Я не верю в шансы прожить снова своё прошлое. Но если бы была возможность, я сказала бы себе-подростку: "Альфия! Ты замечательная, особенная, достойная любви и уважения, твои мысли и идеи ценны, и то, как ты чувствуешь, - это правильно". Услышать это важно каждому человеку. И мне тогда, и ребятам сейчас.

- За что скажешь спасибо родителям и учителям?

- Родителям благодарна за то, что я умею трудиться. За лидерское отношение к жизни. Я дисциплинирована, умею доводить дело до конца, берусь за большие задачи, я в целом, надёжный и ответственный человек. Что касается учителей… Людей, кого я могу назвать Учителями с большой буквы, появились в моей жизни уже во взрослом возрасте. Это отдельная большая тема.

- Какими проектами ты гордишься?

- Я горжусь проектом Школа "Вверх" - он классный. Он для подростков от 13 до 18 лет, для их родителей и просто для взрослых. Это про раскрытие личности, про навыки коммуникации, лидерства, про развитие эмоционального интеллекта. Это наш классный выездной лагерь профориентации, где "потерянные" школьники могут находить себя в безопасной и принимающей среде.

Ещё у нас были крутые стендап-конференции "Дайте сказать!". Выступление школьников перед полным залом в своей же школе. Небольшая яркая речь на волнующую спикера тему. Мы с командой тренеров готовили ребят, учили говорить, выступать, помогали школе организовать это шоу. Мы провели три такие конференции в омских школах благодаря гранту и несколько городских за свой счёт. Мы показали, что диалог со сверстниками и взрослыми может быть модным и культурным. Это было мощно - энергетика, эмоции, зал очень раскачивался, задавали вопросы, рассказывали с мест какие-то свои истории, поддерживали - атмосфера хорошего концерта! Продолжать на постоянной основе этот проект стало сложно - он дорогой и очень сложный в организации. Думаю, в Москве или Питере это зашло бы лучше.

Ещё очень хочется продолжить наш видеопроект "Говорит Z". Несколько выпусков есть на YouTube. Я беру интервью у подростков. Они рассуждают на разные темы - эмоции, взросление, профориентация и так далее. Режиссёр, с которым мы сотрудничаем, настоящий художник - тонко чувствует ребят, ловит момент, монтирует классно. Эти ролики про то, что за всеми стереотипами "типичный тинейджер" или "зумер", стоит реальный человек, тёплый, живой и уникальный. Этот проект я очень люблю и хотела бы продолжать, но пока нет ни времени, ни финансов. Хочется, чтобы этими роликами кто-то ещё заинтересовался. Мне кажется, у проекта есть потенциал.

- Что хочется ещё реализовать, но пока не время?

- Например, хочу написать много книг (смеётся). Красивое пособие для родителей подростков, где по-доброму и доступным языком объяснить, что происходит с ребёнком в подростковом возрасте - с картинками, списками, примерами, практическими советами. Чтобы поддержать родителей, им тоже ох как не просто справляться! Хочется сделать лёгкое, доступное и красивое, пособие по сексуальному воспитанию для ребят. Очень хочется написать книгу-помощницу для школьных учителей, на основе рассказанных ребятами историй и нашего опыта работы. Книгу, которая не будет ругать, а вдохновит учителей меняться, уходить от старых разрушающих методов, видеть новые пути для себя, снова полюбить свою работу. Хочется сделать школу подростковых тренеров, научить работать с этим возрастом через игру, общение и самораскрытие. У меня миллиард идей и жалко, что не 60 часов в сутках. Школа "Вверх" тоже требует трансформации и полёта - надеемся скоро ещё выше взлететь.

- В каком городе мира, кроме Омска, хотела бы жить?

- Ничего конкретного в голову не пришло на этот вопрос - наверное, отвечу тогда: в Омске. Я обожаю путешествовать, мне почти везде классно. Мне очень понравилась Европа, хочу вернуться туда. Я бы хотела пожить в других странах и городах - надо превратить это в план как-нибудь.

- Помимо основного направления, чем увлекаешься?

- Самое главное моё увлечение - я сама... Мне всегда интересно и не надоедает изучать себя, свои границы и осознавать ограничения. Принимать свою тень, свои особенности, уважать свой уникальный рисунок. Узнавать себя через профессию, людей, отношения, психотерапию, путешествия, через цигун, пение или юмор. Для меня это про творчество - выражать себя ещё чуть более точно, избавляясь от фальши и чужого во мне. В жизни главное - делать то, что хочется, получать от этого удовольствие и радоваться.

* * *

Первый выпуск подкаста "Мы такими не были" на тему "Сепарация" вы сможете послушать уже сегодня, 5 октября. Речь пойдёт о здоровом взрослении личности и закономерном отделении подростков от своих родителей.

Читайте также