Общество уже давно перестало относиться к татуировкам как к атрибуту уголовного мира. Всё больше людей хотят набить себе какую-нибудь картинку или узор, чтобы выделяться из толпы. Корреспондент "Омск Здесь" обратился к известным омским тату-мастерам, чтобы раскрыть секреты этой профессии.
Кирилл Сивов, Анна Вишня и Андрей Крюков
- Как можно стать тату-мастером? Нужно ли проходить специальные курсы, какую роль играет наличие художественных навыков?
По мнению татуировщиков, умение рисовать может быть неплохим бонусом для начинающего мастера, но не является обязательным условием. Навыки всегда можно развить. Если есть желание, всегда будет куда расти. В конце концов, не все художники могут быть татуировщиками, но и не каждый татуировщик является художником. Художник - это не только про умение рисовать, это также и про авторское видение, композицию, вкус. Учиться можно по-разному, главное, упорно идти к своей цели. К примеру, в омских тату-салонах можно пройти обучение у мастеров, где вас научат теории и практике как на искусственной коже, так и на моделях, которых вы должны будете найти сами. Формально обучение может длиться около двух месяцев, но по факту, мастера, которые заинтересованы в развитии, занимаются самообразованием и обучением на протяжении всей рабочей практики.
Анна Вишня: "Работа в тату-салоне даёт опыт, клиентов, помощь и обучение. Мало кто может стать хорошим специалистом, обойдя этот этап".
Кирилл Сивов: "Самое главное, не торопиться. Профессия достаточно дорогая с точки зрения финансовых вложений. На первых порах может быть тяжеловато, поэтому лучше иметь какую-то финансовую подушку. Опять же, всё зависит от целей. Если цель - делать художественную татуировку в своём уникальном стиле, то нужно быть готовым к тому, что и собственный стиль, и клиенты у вас появятся не сразу. Это займёт какое-то время. Я сейчас работаю уже четвёртый год, но до сих пор считаю, что нахожусь на старте. Если есть вариант поработать "на проходняке" (исключительно по эскизам клиентов, не адаптируя их), можно попробовать, чтобы набраться опыта в самом процессе нанесения тату. Также это даст понять, насколько сильно ты хочешь этим заниматься, развивать свои навыки, стоит ли вообще игра свеч. И, конечно, нужно уметь общаться с людьми. Те, кто не испытывают дискомфорта в общении с клиентом, в большинстве случаев развиваются быстрее. Доверие между клиентом и мастером позволяет добиться самого лучшего результата".
- Есть ли сейчас какой-то стиль, который наиболее популярен? Например, чтобы освоить его и заполучить побольше клиентов?
Кирилл Сивов: "Вообще достаточно распространён реализм. У него простая визуальная составляющая, тебе не нужно разгадывать смысл таких татуировок, что на них изображено. Плюс обыватели считают, что чем реалистичнее выглядит изображение, тем оно качественнее. Конечно, с технической стороны это так. Но, как мне кажется, есть более важные художественные моменты, которые в татуировке более интересны".
Ну а в целом, сложно выделить один самый модный стиль. Их становится всё больше, и мастера стараются развивать свои собственные техники, а не гнаться за мейнстримом. В чём стоит потренироваться начинающему татуировщику, так это в изображениях животных. Они популярны во многих стилях: от реализма до японской татуировки, где очень много завязано на изображениях реальных или мистических животных.
- Допустим, я уже что-то умею. Какую цену мне ставить за свою работу?
Тут всё просто. Самое главное - это то, как сам мастер оценивает свою работу. Потому что если начинать копаться и начинать считать каждый расходник, то всё равно всего не учесть. Цена в принципе должна быть адекватно сопоставима с прайсом других татуировщиков такого же уровня.
Андрей Крюков: "Плюс ещё нужно учитывать средний уровень доходов в городе. Если, скажем, в Омске поставить цену 25 000 за час, то будет чудом, если придёт больше одного человека".
Если это уже какой-то сформировавшийся мастер, к которому идут именно за его стилем, то тут, конечно, он может поставить такую цену, какую захочет. Чем больше востребован мастер, тем выше будет его прайс, это связано с тем, что он в какой-то момент может просто закрыть запись из-за слишком большого потока клиентов. Либо поднять цену, что также охладит трафик.
В целом, минимальная цена за тату в омских студиях может составлять 1500-2000 рублей. Здесь речь о небольших рисунках. Большие проекты набивают на долгих сеансах, которые длятся до 5-7 часов и стоят от 10 до 20 тысяч рублей. Исходя из этого можно составлять свой рабочий график. Если есть спрос и вы готовы выкладываться на полную, то можно работать хоть все 7 дней в неделю по 1-2 сеанса в день, если позволяет студия. Но тут важно не поймать выгорание, для этого тату-мастера оставляют пару свободных дней для отдыха и самообразования, разработки новых эскизов. Если у мастера есть желание и возможность найти работу в столице, чтобы улучшить своё материальное положение, почему бы и нет, но также можно ездить работать на небольшой промежуток времени из Омска в Москву, если мастер востребован и его там ждут.
- От кого чаще исходит идея эскиза тату, клиенты приходят со своими или просят набить по уже разработанным мастером заготовкам?
Кирилл Сивов: "Чаще всего приходится работать по эскизам клиентов.Это ни в коем случае не является проблемой, потому что всегда можно сделать переосмысление идеи клиента. Если он обратился ко мне, значит, ему нравится то, что я делаю. Поэтому он вряд ли откажется, если его идея будет немного изменена под мой стиль. Просто не всегда клиент это проговаривает словами. Может обратиться человек с примером чужой работы, попросить сделать что-то подобное и не озвучить конкретно фразу: "Я хочу, чтобы это выглядело в твоём стиле".
- За какую работу мастеру неинтересно браться?
Андрей Крюков: "Мне вообще не нравится стиль реализма в тату, вот такие работы я бы не стал делать. Если рассматривать концепцию татуировки, то это больше про орнаменты, которыми расписываются тела, про изменение тела. Татуировкой можно визуально увеличить, удлинить, укоротить, расширить какие-то части тела. А реализм - простое копирование фотографий, я не вижу смысла в этом, по-моему, это какая-то глупость. Такими татуировками занимаются в основном клиентоориентированные татуировщики, ремесленники. Просто взять и перерисовать картинку - особого ума не требует. Работа в реализме может выступать частью единого орнамента на теле человека, но если это отдельная татуировка, то я в ней не вижу художественной ценности. Я считаю, что работа на теле должна нести в себе идею какой-то бодимодификации. Скажем, если у меня узкие плечи, то, если, забивая рукава, их оставить повыше локтя, то чистые плечи будут казаться шире на контрасте с цветной татуировкой. А реализм к этому не особо подходит".
Кирилл Сивов: "Я думаю, что откажусь в том случае, если пойму, что человек не готов к татуировке. Если человек пытается сделать татуировку импульсивно, то я стараюсь дать ему время подумать. У меня у самого есть татуировки, и я прекрасно представляю, что такое импульсивные тату".
Анна Вишня: "Тут всё просто. Я вообще не берусь за всё, что не соответствует моим вкусам и стилю. Капризулька, да, а как иначе делать хорошо? Я работала над воздушными татуировками, которые отличаются техникой, нетипичной для татуировок прошлого. В этой технике рисунки выглядят не такими тяжёлыми и тёмными, какими мы привыкли их видеть. А что касается импульсивных тату, то даже не припомню таких случаев. Мои клиенты вообще отличаются своей осознанностью. Ни одной такой поспешной тату я не сделала".
В процессе нанесения татуировки мастер вводит под кожу пигмент, который остаётся там навсегда. К сожалению, бывает так, что татуировка перестаёт нас радовать и от неё хочется избавиться. Сводить или нанести новую поверх старой?
Процедура сведения работает следующим образом: лазер расщепляет пигмент на мелкие частицы, которые организм должен сам выводить. Соответственно, это всё происходит достаточно долго. Поэтому после первого раза видимого результата может в принципе не быть, перерывы между процедурами должен быть промежуток от месяца и больше. С каждым сеансом этот перерыв лучше увеличивать, чтобы давать организму вывести пигмент самому. Конечный результат зависит от самого лазера, количества пигмента под кожей, числа процедур. Также сведение чаще всего бывает болезненнее, чем само нанесение татуировки. Зато сам сеанс сведения проходит минут за 15, и цена за него практически всегда сопоставима с ценой сеанса татуировки.
Кирилл Сивов: "Ещё есть миф, что после сведения остаются шрамы, но на самом деле, если работа выполнена грамотно, то шрамам неоткуда взяться. Они могут быть только в том случае, если появились ещё в процессе нанесения тату. На сегодняшний день полностью убрать пигмент из-под кожи нельзя. В любом случае останется какая-либо часть татуировки".
Если не хочется месяцами ждать, пока процедура сведения принесёт хоть какой-то результат, можно попробовать нанести новую татуировку поверх старой. Однако тут тоже не всё так просто: какой бы старой или плохой ни была татуировка, под кожей остаётся определённый слой пигмента. Не всегда новый пигмент корректно наслаивается поверх старого.
Андрей Крюков: "Иногда бывает, что старая татуировка просвечивается под новым слоем. В таких случаях происходит процесс маскировки старой татуировки. Мы отвлекаем внимание от старого в сторону более эффектного изображения. Но не всё сразу поддаётся перекрытию, нужно думать, рисовать, разрабатывать эскизы с учётом уже имеющихся тату".
Все мы слышали о том, что нанесение тату - болезненный процесс. Но настолько ли это больно, или нет ничего страшного? Существуют болевые карты человека, которые относительно правдивы, однако у каждого человека свой болевой порог.
Кирилл Сивов: "Тату - это в любом случае больно. Но так как спрос на тату есть до сих пор, делаем вывод, что боль достаточно терпима. Я, как мастер, не заинтересован держать клиента до потери сознания, делая татуировку за один сеанс от начала до конца. Если человек тяжело переносит процесс нанесения, то всегда можно разбить сеанс на несколько подходов. Можно воспользоваться обезболивающим, но тогда какие-то чувства притупляются, кожа немного немеет, она уже ведёт себя по-другому. Появляется риск нанести какую-то травму, в чём не заинтересован ни мастер, ни клиент. Лучше потерпеть или сделать сеанс короче, чем в итоге получить некачественную татуировку".
Даже сейчас, когда практически все тату-салоны в первую очередь заявляют о стерильности инструментов, существует мнение, что инструменты татуировщиков непременно заразят клиента.
Андрей Крюков: "Ни один хоть немного адекватный мастер никогда себе не позволит работать с нестерилизованными вещами. От этого зависит даже не столько безопасность клиента, сколько безопасность самого мастера. Он же с этим постоянно работает, и поэтому он принимает все меры, чтобы самому ничем не заразиться. Ну а если клиент что-то подхватит, то на карьере татуировщика вообще можно будет ставить крест. Мне кажется, даже поднимать вопрос о стерильности инструментов в наше время как минимум нелепо. Расходники не такие дорогие, чтобы использовать их повторно".
Нередко можно наткнуться на объявления, предлагающие сделать татуировку, которая исчезнет через определённый срок. Но действительно ли они исчезнут бесследно или же это очередная ловушка маркетологов?
Анна Вишня: "Временных татуировок не существует. Есть подмена понятий. Временными бывают мехенди, переводки или что-то ещё, что можно (на самом деле нельзя) назвать тату, так как принцип нанесения разный. Когда делается татуировка, пигмент наносится под кожу и навсегда, а мехенди и прочее - рисунок на теле, который со временем уйдёт, так как кожа постоянно обновляется".
Андрей Крюков: "Это не татуировка в общем её понимании. Не существует исчезающих татуировок: всё, что проникло в кожу, там и остаётся. Бывает, делают мини-тату методом, похожим на перманентный макияж, которому требуется постоянная коррекция. Его сделали, сфоткали, и это красивая, маленькая работа. Тоненькие линии, нежнейшие переходы, детализация. Всё бы ничего, если бы не физиология человека. У кожи есть три слоя, татуировщиков интересует второй слой, именно туда заносится пигмент, который остаётся там навсегда. А если наносить краску такими тонкими маленькими уколами, то она по большей части останется на верхнем слое, который постоянно обновляется. Возможно, какое-то количество пигмента проникнет во второй слой, но это уже не будет цельным изображением".
Автор: Матвей Конышев