Иногда перевернуть всё с ног на голову очень полезно - будь то физические упражнения или планы на день. Не давайте себе времени на раскачку, ведь чем быстрее мы переделаем самые сложные дела, тем приятнее и продуктивнее будет наш день.
Учимся слушать
Чужая душа, как известно, - потёмки, но если уметь правильно слушать, можно перестать домысливать, лучше понимать собеседника, уметь договариваться и избегать коммуникативных конфликтов. Овладению этим, безусловно, полезным навыком и посвятим сегодняшний день. "Активное" или эмпатичное, сочувствующее слушание - не самое простое умение и очень непривычное для нашей культуры. Но если набраться терпения и усвоить основные принципы, можно здорово облегчить жизнь.
Считается, что термин "активное слушание" придумали психологи Карл Роджерс и Ричард Фарсон. В 1957 году они опубликовали работу с таким названием. В России эта уникальная техника общения стала известна благодаря психологу Юлии Борисовне Гиппенрейтер. В книге "Общаться с ребёнком КАК?" она пошагово изложила приёмы, помогающие овладеть этим искусством. Предлагаемые ею методики универсальны, их можно и нужно использовать не только в общении с детьми, но и в разговорах с коллегами и друзьями.
Главный смысл "активного слушания" заключается в том, чтобы понять другого человека. И это понимание имеет определённую технику.
- Первое, что нужно сделать - дать понять, что вы знаете о переживании или состоянии собеседника. Проще всего это сделать, повторив своими словами его слова, перефразировать. Можно использовать следующие фразы: "Если я правильно понял, то…", "Другими словами…".
- Если ваш собеседник расстроен или огорчён, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Часто на вопрос: "Что случилось?", мы отвечаем: "Ничего!" Если сказать: "Что-то случилось...", собеседнику легче начать разговор.
- Очень важно в беседе "держать паузу". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Это даёт возможность подумать, осмыслить, осознать и добавить что-то к рассказу. Помните, что это время принадлежит вашему собеседнику; не забивайте его своими соображениями и замечаниями.
- Обозначайте чувства и переживания собеседника, высказывайте понимание. ("Я понимаю, что ты очень огорчён и рассержен...", "Понятно, ты больше не хочешь ходить в школу..." и т. д.)
Главное - в момент слушания отстраниться от своих собственных мыслей и чувств, избегать оценок. Если вы сможете себя сдержать - результат превзойдёт ожидания.
Что почитать:
- Ю. Б. Гиппенрейтер "Чудеса активного слушания" и "Общаться с ребёнком КАК?"
Хотите больше перемен? В нашей рубрике "Меняем жизнь за один день" вы найдёте простые и действенные советы, рекомендации хороших книг и полезных приложений. Мы собрали для вас упражнения, которые сделают вас бодрее и здоровее. Читайте другие материалы нашей рубрики и наслаждайтесь жизнью!