Баскетбол, футбол и волейбол. Как быть пресс-атташе сразу в трёх клубах и не сойти с ума
Спорт  •  СИ «Омск Здесь» 24 ноября 2024, 19:03  •  печать

Баскетбол, футбол и волейбол. Как быть пресс-атташе сразу в трёх клубах и не сойти с ума

Жизнь - лучший драматург, как бы банально ни звучало. Наш герой испытал это в полной мере. Занятия спортом, работа на вахтах, спортивная журналистика. А сейчас он делает всё возможное, а иногда и невозможное, чтобы любители спорта могли наблюдать за всеми перипетиями борьбы и жизни омских профессиональных команд по волейболу и баскетболу. Причём одновременно. Был в его судьбе момент, когда, помимо работы в клубах, он ещё тянул на себе ношу руководителя пресс-центра в футбольном клубе "Иртыш". Всё это о пресс-атташе волейбольного клуба "Омичка" Дмитрии Кунгурцеве. 

Профессия

- Как так вышло, что юноша Дмитрий Кунгурцев, любящий футбол, работавший на вахтах, вдруг стал спортивным журналистом?

- Ну не совсем вдруг. Да, я играл в детстве в футбол на "Шиннике" у известного омского тренера Юрия Анатольевича Сугатова, затем мы переехали через речку, на Левый берег. И там я тоже тренировался и выступал за клуб "Левобережный". И всё бы ничего, но я как-то своевременно понял, что великого футболиста из меня по ряду причин не выйдет.

- Это довольно эмоциональный момент в жизни любого мальчишки, который любит спорт всей душой, занимается, строит надежды (а иначе зачем вообще заниматься), и вот в какой-то момент приходит некое осознание, что, оказывается, ты не Пеле…

- Да, всё примерно так. Но любовь к спорту осталась. Мне удалось эти чувства сохранить, и в дальнейшем это сработало только в плюс. Я вырос, стал трудиться монтажником слаботочных сетей. Вахты, командировки… Конечно, я следил за всем, что делается в омском спорте. В 2008 году, напомню, наступил пресловутый кризис, когда встали все стройки, ну и, как ты понимаешь, работы я лишился. Сидел дома, искал что-то, что могло дать заработок, ну и параллельно от нечего делать стал писать комментарии на различные спортивные события города и страны на гостевых книгах спортивных сайтов. И через какое-то время меня заприметил Олег Райтович.

- На тот период времени - главный редактор "Спортивной газеты" в Омске, если не ошибаюсь.

- Именно. Он-то и предложил написать несколько материалов. Что я, собственно, и сделал с неподдельным рвением и желанием. Вот где мне пригодились мои наблюдения за омским спортом и занятия футболом. Терминология, знания игровых ситуаций и так далее. Отсюда можно смело отсчитывать мой журналистский стаж.

- А кто у тебя был наставником?

- Ты знаешь, мне повезло, что в начале славных дел (улыбается) я мог общаться с корифеями омской спортивной журналистики: Андреем Котелевским, Андреем Чижовым, Олегом Райтовичем, Михаилом Манделем.

- Помнишь, как у Дюма? "Герцог, это всё достойные воины…" Ты сейчас озвучил людей, которые олицетворяют сибирскую спортивную журналистику.

- Именно. Достойные люди, матёрые журналисты. Каждый из них многому меня научил. Правильному отношению к профессии, к людям, которые в ней трудятся с тобой бок о бок. Это была наука не только про работу, но и про жизнь.

- Самое интересное интервью, которое ты брал? У кого и когда?

- Я очень горжусь, что мне посчастливилось общаться с ветеранами омского баскетбола, с этими легендарными людьми сибирского спорта. Это Сергей Николаенко, Леонид Ячменёв, Алла Герасимова, Светлана Маслова, Юрий Девяткин, Юрий Губин. К сожалению, не все уже сегодня с нами. Но мне удалось в своё время записать с ними интервью. И сейчас я тружусь над созданием книги об истории омского женского баскетбола, и, естественно, в ней все эти легенды, наши диалоги, их истории, конечно же, будут присутствовать.

Слесарь в баскетбольном клубе

У Эйнштейна есть цитата: "Бог не играет в кости". У неё есть разные толкования. Но основным является: предначертания. Ты в какой-то период времени возглавлял сразу три пресс-службы: футбольного "Иртыша", волейбольной "Омички" и баскетбольного "Нефтяника-Титана". Как так получилось и являлось ли это запланированным событием в твой жизни?

- Ох, как глубоко. Ну не знаю (улыбается), так вот сложилось. Дело случая.

- Прямо случая? Может, так должно было произойти?

- Ну смотри. Получив редакционное задание сделать материал по баскетболу, я отправился в клуб, где познакомился с игроком команды Натальей Рышковой. Записал интервью, попросил адрес сайта, где можно было бы разжиться статистикой. На что получил ответ, что такого интернет-ресурса в клубе нет и делать его некому, поскольку и пресс-атташе у команды на тот период времени тоже не было. На моё искреннее удивление и даже возмущение Наталья предложила мне заполнить собой эту нишу (смеётся). Какое-то время ушло на согласование, и с 1 ноября 2009 года я официально работаю пресс-атташе баскетбольной команды.

- Мне рассказали, что ты слесарем или дворником был при спортивном комплексе…

- Слесарем! (смеётся) Тогда в "Нефтянике" не было даже такой ставки - пресс-атташе, - и меня оформили как подсобного работника. Так вот я до нового года и числился слесарем… Ну а уж потом всё встало на свои места. Что не сделаешь для родного клуба.

- Далее дорога привела тебя в футбольный клуб?

- Да, но надо обязательно сказать, что со мной вместе работал мой друг Илья Хворов, с которым мы и до сих пор идём в тандеме, чему я очень рад. Илья Владимирович большой профессионал и надёжный друг. Я благодарен судьбе, что мы плечом к плечу трудимся вот уже много лет на благо омского спорта.

- В 2011 году пресс-службу футбольного клуба покидает Юрий Луданов, и ты получаешь приглашение от президента клуба войти в штат "Иртыша".

- Я с радостью трудился в клубе. Правда, с 2011 года была двухгодичная пауза, но потом произошёл камбэк, и вплоть до нынешнего года я был в "Иртыше".

- С баскетболом и футболом разобрались. А волейбол?

- В 2016 году создавалась новая женская волейбольная команда. Проект молодой, амбициозный. Меня попросили временно им заняться. Я и сам был не против поучаствовать в становлении нового клуба. Вот до сих пор я и работаю в "Омичке" - получается, 8 лет. И для меня эта команда такая же любимая, как и "Нефтяник-Титан".

- И я так понимаю, любовь к баскетболу и волейболу пересилила футбольные треволнения. Почему покинул "Иртыш"?

- Давай я оставлю некоторые причины моего ухода из клуба нераскрытыми. Это не для прессы, извини. Придёт время, и я, может быть, всё расскажу. Но пока так, как есть. Я не в клубе.

Но одной из причин стал элементарный выбор. Очень сложно работать в трёх клубах, ежедневно разрываясь из года в год в режиме 24 на 7. Приходилось реально выкручиваться, поскольку календари матчей команд пересекались, требования регламентов в лигах с каждым годом становились всё жестче. Нагрузка стала увеличиваться в разы: этакое "добровольное рабство". Я как-то поймал себя на мысли, что я только работаю. Я дома реально не был. Только приезжал ночью, чтобы хоть как-то восстановиться через кусочки сна. Пришло время делать выбор. Есть хорошее выражение: "Нужно работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать". И вот когда я к этому пришёл, нужно было делать шаг. Непростой. Но его нужно было сделать. Я считаю, что я поступил абсолютно правильно и, главное, честно. Меня многие отговаривали. Но работать вполноги я не умею и не привык. Наша работа на виду у болельщиков и у спортсменов. И когда ребята видят, что что-то делается спустя рукава, это не есть гуд. В спорте так быть не должно. И, кстати, впоследствии я убедился в своей правоте.

- С кем тебе проще работается - с девушками или парнями?

- Провокация, Павел Сергеевич, да?

- Праздное любопытство.

- Проще с парнями, но приятнее с дамами. Работа пресс-атташе сродни труду психолога. Это я точно знаю. Постоянно нужно искать индивидуальный подход к каждому человеку. Ребята менее обидчивые. На какие-то моменты вовсе могут не обратить внимание, а у дам… Вот, например, поставил ты не ту фотографию в социальных сетях, и всё: ты рискуешь нажить себе врага на весь сезон. Причём всем это фото может "зайти", а ей - нет. И всё, будь готов: тебе это выскажут и припомнят (смеётся).

- И часто ты так встревал?

- Пару раз бывало, но на ошибках учимся. Теперь пока не согласую фотографию с героем (не важно, днём или ночью), в дело она не идёт. Бывает, часами сидим и разглядываем (улыбается). Но это работа. Есть свои особенности, специфика. Но это в любой профессии так. С опытом я стал толстокожим и теперь вообще не реагирую на всякие разговоры и сплетни. Раньше я прислушивался, расстраивался и переживал. Сейчас по барабану. Говорили, говорят и будут говорить, и я стараюсь держать дистанцию. Если раньше я был открыт для всех, как говорится, 24 часа в сутки, и за это потом я же и получал, то теперь есть те, с кем я только общался по работе, а есть, их немного, те, с кем могу быть повольнее. С кем мы можем где-то в неформальной обстановке посидеть, пообщаться, может, куда-то сходить вместе.

- Не могу не задать этот вопрос. Ты ежедневно общаешься с большим количеством девушек и вниманием не обделён. А ты парень неженатый. Скажи, твоя будущая избранница будет спортсменкой?

- (После паузы, задумчиво.) Знаешь, я пришёл к выводу, что моя избранница должна быть из мира спорта.

- Профессиональная спортсменка?

- Нет, не обязательно. Она должна понимать особенности моей работы, то есть быть рядом со спортом. Понимать меня и, главное, доверять мне.

- Даже так?

- Поверь, не все люди нормально воспринимают командировку, допустим, с женской волейбольной командой на выездную серию. Да и просто, когда по работе тебе приходится проводить уйму времени рядом с девчонками, реакция бывает не всегда правильная. Если мне удастся встретить такого человека, который будет меня понимать и верить мне, я буду счастлив.

- И всё-таки баскетбол или волейбол?

- Я тебе так отвечу: как игру я больше, наверное, всё-таки люблю и больше понимаю баскетбол. Так уж вышло, что в межсезонье я сдавал экзамены, когда у нас проходили семинары судей-секретарей на знание правил баскетбола. То есть я теперь в принципе могу работать за судейским баскетбольным столиком. Но больше друзей у меня всё-таки в волейболе. Причём друзья из самых разных городов, и я их очень люблю. Этот волейбольный народ очень добрый и отзывчивый. Это светлые люди. Наверное, правильно их назвать добрыми товарищами, которые как раз-таки помогли мне разобраться в тонкостях игры.

- В чём выражаются цели и задачи, которые ты ставишь перед собой, допустим на сезон?

- Понимаешь, нет у меня личной цели. Для меня самое главное, чтобы было всё хорошо у команд, чтобы девчонки играли, не было каких-то финансовых проблем. Чтобы по моей медийной части вопросов не возникало ни у болельщиков, ни у тренеров, ни у гостей. Чтобы команда была на виду и на слуху. Вот это, пожалуй, самое главное. Если всё это получается и крутится, значит, я свой хлеб жую не зря (улыбается).

- В какой клуб и по какому виду спорта ты хотел бы, чтобы тебя пригласили работать?

- Ну и вопросы у тебя (улыбается). Меня всё полностью устраивает сейчас. У меня две команды, я их очень люблю. Мне хочется, чтобы мы вместе росли, развивались. Кстати, это сейчас и происходит. Я уже говорил, что время диктует новые правила. Регламент меняется, требования становятся жёстче, и, если ты сам не будешь заниматься самообразованием, не будешь "самопрошиваться", то можешь остаться не у дел. Так что постоянное познание чего-то нового - тот путь, который может привести к успеху и меня, и команды.

О книгах, героях и друзьях

- У тебя много друзей? Или друзей много не бывает?

- Знаешь, я считаю себя вот в этом плане очень счастливым человеком. У меня достаточно много друзей и знакомых, которые разбросаны по разным городам нашей необъятной Родины.

- Они все связаны с волейболом и баскетболом?

- Нет. Они в разных системах, так скажем, в разных видах спорта и, кстати, не только завязаны на спорте. И я могу сказать, что это моё богатство.

- А что ты ценишь больше всего в людях?

- Наверное, как все, конечно, это интеллект и чувство юмора. Люблю, когда люди умеют слушать и слышать. Отлично, когда можно дискутировать, но только аргументированно, а не с позиции "сам дурак".

- Чего не можешь простить?

- Я лучше скажу, что могу простить. Хочешь, удивлю?

- Конечно.

- Я могу простить обман, даже, может быть, какое-то предательство. Я на самом деле довольно отходчивый человек. Быстро закипаю, но и так же быстро остываю, успокаиваюсь. Я незлопамятный. Вот не умею я копить в себе эту злость и какой-то негатив. А не выношу плохое отношение к животным и издевательство над ними. Для меня такие люди попросту перестают существовать.

- Есть в жизненной копилке поступок, за который до сих пор тебе стыдно?

- Мне за многие поступки стыдно, все мы ошибаемся. Мы делаем что-то не то, мы все косячим. Кто не без греха? Поэтому если человеку не стыдно ни за что, значит, у него просто нет совести. Я не могу какой-то один отдельный поступок выделить, но стыдно мне бывает практически каждый день. Есть моменты, которые я в конце рабочего дня анализирую. Здесь надо было так сделать, здесь нужно было то-то сказать и так далее. Я вообще считаю, что стыд - хорошее чувство, а его отсутствие - недостаток.

- А есть поступок, которым ты гордишься?

- А вот такого нет. Я в принципе не считаю себя каким-то героем.

- А героем какой книги хотел бы стать?

- Пусть это будет книга по истории омского баскетбола, и моё имя там тоже будет упомянуто (улыбается).

- Твоя настольная книга?

- Настольная книга? Да у меня библиотека целая дома, не то, что книга. Я люблю читать. Нет у меня одного такого автора, произведения или направления, чтобы меня держало и не отпускало. Всё зависит от настроения. Порой про спорт хочется прочесть что-нибудь мотивационное. Иногда с удовольствием беру в руки Льва Толстого. А иногда прибивает на антиутопию. Выделять какое-то произведение не стану. Могу порекомендовать любимых авторов: Ремарка, Гессе, Довлатова. Я скажу банальщину, но через книгу мы открываем и познаём мир. А что может быть интересней, чем узнавать что-то новое?

- Как к философии отнесёшься?

- Как все (смеётся).

- А какой вопрос ты бы задал сам себе?

- Любой человек, который живёт в этом мире, рано или поздно задаётся одним вопросом: для чего ты живёшь, для чего ты появился в этом мире, что ты должен сделать и так далее?

- И какой же может быть ответ?

- А этот вопрос не имеет одного конкретного ответа. Я даже по себе скажу, что ответ на этот вопрос может меняться в течение одного дня несколько раз. У него может быть миллион ответов.

- Что бы ты исправил в своей жизни, если бы появилась такая возможность?

- Я бы больше времени уделял своим родным и близким, которых уже нет. Ты начинаешь ценить их уже после того, как потеряешь. Как говорится, что имеем не храним, потерявши - плачем. Это мой случай.

- Дима, когда последний раз ты плакал?

- Я с возрастом в принципе становлюсь довольно сентиментальным человеком. И, кстати, не стыжусь этого. Считаю, что сентиментальность является неплохим качеством. Мне кажется, это хорошо.

- Продолжи фразу: "Я никогда не…"

- Наверное, я никогда ни от чего не зарекаюсь. То есть в этой жизни возможно абсолютно всё, и что-то загадывать наперёд не совсем рационально.

- О чём мечтаешь?

- Тут всё просто. Очень хочу, чтобы во всём мире наступила эра милосердия, чтобы не было войн, чтобы люди друг друга любили, ценили и уважали.

Фото предоставлены Дмитрием Кунгурцевым

Читайте также