Общество  •  СИ «Омск Здесь» 12 февраля 2021, 16:25  •  печать

Омичи смогут купить новую машину не раньше лета

Растущие потребности потребителя не удаётся закрыть количеством производимых машин.

Автостат предоставил данные по продажам автомобилей за 2020 год. В целом по стране продажи новых машин упали на 9 % в сравнении с 2019 годом. Однако на 1,5 % выросли продажи на вторичном рынке. Россияне приобрели почти 5,5 млн подержанных авто.

При этом в Омске продажи новых автомобилей, напротив, выросли. За год омичи приобрели у дилеров на 4 % машин больше, чем в 2019 году. Жители Омской области купили 12 200 новых автомобилей. По этому показателю наш город оказался лидером в Сибири, несмотря на пандемию.

На вторичном рынке в Омске увеличение незначительное - 0,5 %, куплено 85 тысяч машин с пробегом.

Цены на машины идут вверх. Помимо сезонных факторов, это один из способов сдерживать растущий спрос, говорят эксперты. Из-за карантинных мер, действующих во всём мире, потребности потребителя не удаётся закрыть количеством производимых машин, не может полностью его закрыть и вторичный рынок.

Редакция "Омск Здесь" обратилась к руководителю омского Центра продаж автомобилей "Автобан" Ивану Беланову с просьбой прокомментировать текущую ситуацию на омском рынке автомобилей.

- В целом производство автомобилей по прошлому году снизилось из-за карантинных мер на 20 % по всему миру, и эта проблема сохраняется. В продажу машин поступает намного меньше, чем раньше, а спрос растёт. Основная причина в нарушении логистических цепочек на этапе производства. Карантинные мероприятия в некоторых странах были достаточно жёсткие. Закрывали производства, в том числе предприятия автомобильной отрасли. И это влияет на весь рынок. Автомобильное производство мультинационально. Запчасти производятся по всему миру в разных местах. Если, к примеру Объединённые Арабские Эмираты закрыли регион на карантин вместе с заводом, где производят шаровые опоры. А они, в свою очередь, делаются для пяти брендов автомобилей, то автоматически все остаются без этих шаровых опор. Производитель начинает искать новых поставщиков, перекидывает поставки. И всё это влияет на дефицит при сборке авто. В итоге останавливаются конвейеры и уменьшается производство. А естественный спрос никто не отменял. Плюс временные факторы - в России это девальвации рубля, например, или сезонный рост цен, они также провоцирует спрос на авто. А поставки новых машин, напротив, снижаются, до Омска доходит уже совсем мало машин, - поясняет эксперт.

Иван Беланов отмечает, что если бы в конце прошлого года в Омск пришло в два раза больше новых автомобилей от производителя, все они были бы проданы. Но на сегодня склады пустые, авто у дилеров нет. Продано всё и в том числе по предзаказам. Такая ситуация, по прогнозам, сохранится до лета. При этом цены на автомобили растут. Рост цен в январе на вторичном рынке на машины, которые пользуются спросом, составил 10-20 %. Стоимость новых авто за последний квартал 2020 года выросла на 5-7 %. Здесь рост идёт медленнее, но цены на новые авто и так очень высокие.

- За счёт каких средств удаётся удержать бизнес на плаву?

- Несмотря на то, что уменьшилось количество продаж, маржинальность сохранилась. Дилеры стараются продавать без скидок, без обмена, а раньше это было популярно в качестве привлечения покупателя и стимулирования спроса. Продают больше дополнительного оборудования. На двухразовое падение поставок маржинальность сохраняется или растёт. К тому же из-за отсутствия машин нет конкуренции, как это было раньше. Ещё один фактор, спасающий бизнес, - это невостребованные кредиты. Большинство дилеров работают с кредитными деньгами и платят процент банкам. Сейчас в кредитах нет необходимости, происходит экономия на выплате процентов. Поэтому сегодня дилеры точно не бедствуют. Сейчас все ждут, когда наладится логистика и производство.

- Как обстоят дела с ценами на машины в Омске по сравнению с другими городами?

- Здесь всё перевернулось с ног на голову. Всегда в Омске цены на авто были высокие. И омичи с удовольствием ездили в другие города за автомобилями, либо покупали у перекупов в Перми, Тюмени, Екатеринбурге. Чем западнее машины, тем они были дешевле. За последние полгода ситуация резко поменялась и теперь едут к нам, поскольку в городах центральной части страны цены подскочили значительно. Омск стал городом, где автомобили классом "миллион плюс" стоят дешевле, чем в других городах. Там скупили все запасы быстрее, поскольку у нас город победнее соседей. Едут в Омск также из Барнаула, Новосибирска, Кемерова, Красноярска.

- А как же отечественный автопром?

- Отечественному автопрому на вторичном рынке плохо. В основном спрос на эти автомобили у таксопарков. От старого советского авто люди постепенно отказываются, идёт естественное выбытие. Но у новых машин LADA, которым год-два, ситуация иная. Там хороший маркетинг. Они хорошо угадывают в цене и потребителе. Конкурентная цена на Vesta и XRAY даёт немало преимуществ. Они с гарантией, красивые, с проверенными двигателями и узлами. По Омску они неплохо продаются - 150-200 авто в месяц. Но и у них сейчас проблема та же - снижено производство.

- Какие прогнозы на этот год?

- До лета, к сожалению, сохранится нехватка автомобилей. Восстановление производственного этапа будет идти где-то 7-9 месяцев. То, что сейчас заказывают для Омска, прибудет в конце лета. Спрос, дефицит и высокие цены сохранятся. Из-за отсутствия новых машин будет расти спрос на вторичку. А вот тут есть ещё одна проблема. Самые популярные машины на вторичном рынке сейчас произведены в 2013, 2014 и 2015 годах. Тогда после девальвации продажи машин упали в два раза. В Россию ввозилось всё меньше и меньше авто. Это продлилось на пару лет, вообще автобизнес с 2012 года падал пять лет подряд. А на вторичку спрос растёт каждый год. Но объёма автопарка того времени не может хватить на растущий спрос 2020, 2021 и 2022 годов. Мы пользуемся только тем, что продали наши дилеры пять лет назад. При такой ситуации мы не можем поддержать высокий спрос, и единственный фактор, который будет его сдерживать, - цена. Поэтому, чем раньше купите автомобиль, тем дешевле он вам обойдётся. Сейчас, несмотря на рост цен, выгодное время для покупки автомобиля.

Ранее мы также писали, что, по данным Национального бюро кредитных историй за январь-октябрь 2020 года в регионах России зафиксирован значительный рост автокредитов. Также согласно исследованию "Авито Авто" в большинстве регионов страны большим спросом пользуются отечественные автомобили.

Читайте также