Недавно в крупных сообществах социальной сети "ВКонтакте" - "ЧП Омск" и "Аварийный Омск" - омичи массово поддержали обращение к администрации города о необходимости прекратить практику обустройства "дешёвых и опасных" заборов вдоль городских дорог, а уже установленные ограждения заменить на зелёные насаждения.
С предложением подписать петицию и массово написать обращение в мэрию о необходимости избавиться от заборов выступил политолог и общественник Андрей Рудаков. В пользу данной инициативы он привёл несколько аргументов.
- В последнее время вдоль всех дорог в городе ставят заборы. Чем это плохо: 1. Заборы опасны. При наезде автомобиля на большой скорости осколки забора могут отлетать в прохожих на большое расстояние; 2. Заборы дороги в обслуживании. Они будут ржаветь, их нужно будет постоянно зачищать, обрабатывать от ржавчины, перекрашивать; 3. Заборы создают у пешеходов психологическое ощущение скота в загонах. В большинстве случаев вместо этих заборов лучше высадить зелёную изгородь из кустарника, потому что зелёные насаждения украшают город и поглощают выбросы от автомобильного транспорта, - написал общественник.
В омских пабликах Андрей Рудаков создал голосование, в котором омичи могли поддержать или отклонить идею реформы. За две недели в голосовании приняли участие 3607 человек: 2796 выступили за замену заборов зелёными насаждениями, 434 - против, 262 не хотели бы видеть вдоль дорог ни заборов, ни растений, и 110 респондентов выбрали пункт "затрудняюсь ответить".
Действительно, в конце 2020 года Омск буквально "одели" в заборы. Как сообщили "Омск Здесь" в мэрии Омска, более 10 километров дорожных ограждений в этом году появились по федеральной программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годы". Заборы устанавливают на остановках и вдоль дорог, тем самым не допуская выход людей на проезжую часть и лишая водителей возможности припарковаться на обочине. Неудивительно, что это вызывает бурную реакцию как пешеходов, так и автомобилистов. Многие ставят под сомнение реальную роль ограждений в безопасности дорожного движения.
Так, в октябре на проспекте Королёва поставили забор, который создал помехи трамвайному движению, а на перекрёстке улиц Жукова - Красных зорь перекрыл въезд на улицу-дублёр. Невзлюбили омичи и новые ограждения на перекрёстке улиц Лермонтова - Пушкина: они затрудняют движение пешеходов на несанкционированных участках. В заключение противники заборов привели аргумент, что в зимнее время года железные конструкции мешают уборке снега.
Между тем в мэрии настаивают, что подобные "оградительные" меры направлены на безопасность и приносят свои плоды. По итогам 11 месяцев 2020 года почти на 23 % снизилось количество наездов на пешеходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заборы, которые были установлены летом и осенью, появились за счёт федеральных средств. Все действия администрация согласовала с ГИБДД, так как городская власть руководствуется постановлением правительства РФ № 1090 и ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения".
- Статистика показывает, что количество наездов на пешеходов снизилось. Снизилась смертность в ДТП с участием пешеходов. Я считаю, что целенаправленная установка дорожных ограждений поспособствовала этому, - говорит начальник городского отдела ГИБДД Сергей Лебедев.
Однако весной 2020 года вступили в силу новые правила. Согласно им, разрешается не продлевать ограждения после остановок у перекрёстков и выездов. Если между тротуаром и дорогой есть газон шириной больше 1 метра, либо растут кустарники, также можно не ставить ограждения. По мнению общественников, заборы можно заменять живой изгородью. Зелень задерживает пыль, не требует покраски и в случае ДТП может защитить пешехода от удара. Но нашлись и горожане, которые выступили против инициативы ликвидировать металлические ограждения:
- Я не согласна с тем, что все заборы вдоль проезжей части нужно убрать и заменить на кустарник. Ведь есть очень оживлённые магистрали, и мне, когда я иду возле них, гораздо спокойнее, если от автомобилей меня отделяет хотя бы небольшая преграда. Я, честно говоря, сомневаюсь, что живая изгородь сможет защитить от удара автомобиля. И ещё один момент: возможно, какой-то горе-пешеход, увидев забор, передумает нарушать правила и перебегать дорогу в неположенном месте. Я, конечно, не против зелени, но ведь есть участки, где просто не достаточно места для их посадки. А там, где возможно, я бы предложила компромисс: поставить забор и посадить живую изгородь, в крайнем случае можно пустить по забору вьющиеся растения - и безопасно, и красиво! - высказалась омичка Елена, живущая в Центральном округе.