Омич заявил, что при благоустройстве набережной могут повредить столетнее судно
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 26 сентября 2020, 19:19  •  печать

Омич заявил, что при благоустройстве набережной могут повредить столетнее судно

Причал и баржу на берегу реки Омь могут признать археологическим памятником.

При благоустройстве набережной Оми вдоль улицы Чехова рабочие строительной компании «Лидер» зацепили экскаватором причал и баржу, возраст которых, по предварительным данным, может превышать сто лет. Тревогу на сей счет забил омич Сергей Полоцкий, который давно интересуется судьбой объекта и опасается его дальнейшего разрушения, сообщает NGS55.RU.

По словам мужчины, деревянная лодка, размером около 40 метров в длину и 5-6 метров в ширину, сохранилась не целиком, но останки ее представляют большую историческую ценность. Нижняя часть судна скрыта под водой, а верхняя находится на берегу под деревьями.

- В Скандинавии как поступают с такими предметами? Там же тоже ладья за ладьёй находятся. Поднимают днище, достраивают проволочный каркас, имитируя недостающие детали, ставят павильончик и пускают туристов за деньги. И это мало того, что модно, но и создает положительный настрой. Омску нужен хороший звон. Чем больше город на слуху, тем больше денег сюда приходит, - рассказал Сергей Полоцкий.

Предположительно, причал и баржа были построены на рубеже XIX-XX веков. По информации из энциклопедии, плоскодонные грузовые судна того времени предназначались для транспортировки товаров и могли служить для переправы переселенцев и военнослужащих. Передвигалась деревянная баржа при помощи парохода-буксира и была рассчитана на эксплуатацию в 8-15 навигациях. В Западной Сибири такой флот строили на верфях Тюмени, Тары, Томска и Барнаула.

Историческую ценность объекта на берегу Оми отмечает и краевед, один из руководителей регионального отделения ВООПИК Игорь Коновалов. По мнению мужчины, сохранившаяся причальная стенка - это уникальное сооружение из лиственничного бруса, которое служило для измерения уровня в воды в реке, в зависимости от чего корабль мог причалить к верхней террасе, к средней, либо к нижней.

- Подобной пристани, деревянной баржи больше ни одной не сохранилось. Она пролежала уже около 100 лет. Сейчас таких уже не делают. В этом и есть её историческая ценность. О том, что она лежит, я знал лет 20. В воде, в иле она может пролежать ещё сколько угодно долго, но в связи с благоустройством набережной возникла угроза уничтожения этого объекта. Её уже зацепили, и это послужило поводом активизироваться. Мы предложили властям признать баржу вместе с причальной стенкой археологическим объектом и надеемся, что когда-нибудь её удастся поднять на берег и законсервировать. Есть такая мировая практика, когда судна поднимают на берег и выставляют как музейные экспонаты и артефакты. Это затратная операция, следующая программа. Для начала нужно добиться, чтобы при строительстве её не повредили, - поделился с "Омск Здесь" Игорь Коновалов.

По данным Министерства культуры Омской области, приступить к экспертизе территории, на которой расположены судно и причал, планируется в ближайшее время. Для этого необходимо дождаться разрешения федерального Минкульта на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Если заключение будет положительным, объекты на берегу Оми возьмут под охрану.

Читайте также