Летопись 1941-1945 годов - это не только рассказ о героях, совершавших подвиги или городах, через которые пролегала линия фронта, но и о тружениках тыла, жертвовавших собой, терпящих голод и трудящихся ради победы.
Перед войной Омская область носила статус аграрного региона. Технологический скачок произошел в годы войны за счёт эвакуированных предприятий, первые эшелоны которых город начал принимать уже летом 1941 года. За годы войны доля обрабатывающей промышленности выросла с 37 до 80 %.
Единственным в стране предприятием, которое производило автопокрышки для фронта и тыла, был Омский шинный завод. В годы войны наш город стал крупнейшим в западной Сибири промышленным и сельскохозяйственным центром, производившим почти все виды техники и боеприпасов для фронта. Не делали разве что топливо для самолётов, так как решение о строительстве в Сибири первого нефтеперерабатывающего завода было принято только в 1949 году.
В целом за годы войны в Омск прибыло более 100 предприятий. Например, омский авиационный завод № 166 принял под своё крыло производства из Москвы и Кирмы. И уже 24 июля 1941 года здесь начали выпускать высотный бомбардировщик главного конструктора Владимира Михайловича Мясищева.
Передислокация предприятий - ярчайший пример сплочённости жителей нашего города. Для перевозки Запорожского мотостроительного завода имени Баранова всего за день на болотистой местности была проложена ветка железной дороги для доставки шести эшелонов с оборудованием.
За годы войны завод имени Баранова выпустил более 15 000 моторов для фронтовой авиации; омский радиозавод - более 8000 радиостанций для танков и самолётов; танковый завод - почти 7000 танков Т-34. Почти 75 % малогабаритных переносных электроизмерительных приборов и 100 % электрических аппаратов для торпед и морских мин делал "Электроточприбор".
Сибирь давала четверть общесоюзной продукции зерна и животноводства. За годы войны колхозы и совхозы Омской области сдали более 122 000 000 пудов хлеба, почти 7 000 000 пудов мяса.
Омичи сдали на фронт 254 232 000 рублей. Деньги шли на разные нужды. В целом на средства жителей Омской области было построено 4 паровоза, 7 бронепоездов, 3 поезда-бани из 33 вагонов, 5 дивизионных артиллерийских мастерских и многое другое.
Первый Герой социалистического труда в Омске работал на железной дороге, и звали его Николай Фёдорович Поляков. Всего за годы существования звания Героя соцтруда его получило 138 человек из Омска и Омской области.
В Омской области доля работающих женщин была выше, чем в среднем по стране.
Ещё больше интересных фактов о том, как жил Омск в военные годы, можно узнать из архивного выпуска программы "Удивительное рядом. Омская версия" (12+), выходившей на телеканале "Продвижение".
В материале корреспондента "Омск Здесь" вы можете узнать 10 необычных фактов об Омске в годы ВОВ. Например, именно в нашем городе создали белый шоколад. Омские дети первыми передали деньги на изготовлении танка "Малютка" и ещё ряд фактов.
Ранее мы также писали об истории омских улиц, медицины, музыки, спорте, свадебных дореволюционных традициях сибиряков и уникальных экспонатах музея им. Врубеля.
Есть города Боевой славы , города герои! Нужно учредить и города Трудовой славы, города герои !
Это к чему тут? Надо отказаться от звания города трудовой славы, так как нет больше этого. Все профукали.Звания давать тем кто сохранил и приумножил.