"Выполняем задания по ночам". Омск оказался не готов к дистанционному обучению в школах
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  8 апреля 2020, 17:50  •  печать

"Выполняем задания по ночам". Омск оказался не готов к дистанционному обучению в школах

Департамент образования просит понимания. Роспотребнадзор даёт рекомендации.

Учебный год в России после весенних каникул продолжается в необычном формате. Последняя четверть в школах началась дистанционно. Чиновники уверяли, что в Омской области всё готово к такой системе обучения, а педагоги за пару недель вполне освоят новые навыки преподавания. Но начало недели показало, что для полноценного образовательного процесса онлайн ещё очень далеко, а теория не соответствует практике.

Итак, за неделю до старта дистанционного обучения чиновники рапортовали: 

- Мы понимаем всю сложность ситуации и стараемся найти пути решения данной проблемы. Педагоги наших учреждений готовы перейти на дистанционное образование, некоторые практиковали такой формат работы и раньше. Сейчас существует множество платформ и рекомендаций по такому обучению, с которыми наши учителя готовы работать. Руководители учреждений знакомят педагогов с рекомендациями федерального министерства и регионального Центра системы образования Омской области. Для преподавателей подготовлена база учебной и методической литературы по различным предметам, - говорила департамента образования администрации Омска Лариса Ефимова.

Спустя неделю департамент образования публикует обращение к родителям и учителям, по сути, признавая наличие проблем, туманно объясняя, что "постарались", "будем искать выход и пути решения", "есть различные формы работы", не давая одного - чёткого алгоритма действий.

- У омских школьников начался новый опыт получения знаний. Не всё прошло гладко, были технические сложности. Для всех нас: и педагогов, и директоров школ, и родителей, и учеников - это новая реальность, новый опыт. Учителям, которые ведут уроки из дома, постарались настроить всё необходимое. Скорее всего, в первое время возможны сбои в интернете или прямых эфирах. В таких случаях будем совместно искать выход из ситуации. Учителя постарались предусмотреть различные формы работы со школьниками в зависимости от их обеспеченности средствами связи. Это вебинары с помощью различных интернет-мессенджеров, тесты, мастер-классы, онлайн-уроки, самоподготовка по электронным учебникам, выполнение индивидуальных заданий и т. д. Большая просьба всех родителей отнестись с пониманием, - прокомментировали ситуацию в департаменте образования администрации Омска и пообещали, что "первое время оценки школьникам не будут выставляться на основе ответов в режиме онлайн".

Редакция "Омск Здесь" пообщалась с учителями различных школ города и оказалось, что чёткого понимания, как выстраивать образовательный процесс, нет ни у кого. Есть ссылки на сайты, рекомендации, задание "продолжать обучение", но по факту каждый педагог сам определяет и форму передачи знаний, и обратную связь с учениками. Чтобы хоть как-то систематизировать процесс и не грузить учеников разными ресурсами по каждому отдельному предмету, почти все образовательные учреждения Омска выбрали две образовательные платформы: "Дневник.ру" и "ЯКласс". Они не выдержали нагрузки.

- У нас в семье один компьютер. В понедельник, 6 апреля, с 8 утра мы сели выполнять задания. Ребёнок сам не смог бы найти на платформе "Дневник.ру" необходимые вкладки, ссылки, скачать презентации. Если бы я была на работе, занятия бы не удались. В какой-то момент три рекомендованные нам платформы зависли и перестали открываться. Часть заданий мы так и не выполнили. Предложили учителю давать задания в учебнике или рабочих тетрадях, но она работает по инструкциям департамента образования, где указано использование электронных ресурсов. С 8 утра до 15 часов ни уроки, ни моя работа не выполнены. Чуть налаживаться ситуация стала к среде. Открываются ресурсы, качаются задания. Учителей просто жалко. Гнев родителей, которые не понимают, что педагоги тоже заложники ситуации, выливается на них, - говорит мама ученицы 3 класса Лидия С.

- По моему мнению, первый день дистанционного обучения (несмотря на бодрые заверения чиновников) показал, что наша образовательная система к нему не готова. Все выходные мы регистрировались на образовательных платформах, которыми раньше не пользовались. Сайты постоянно обваливались и выдавали ошибки. Всероссийская платформа "Дневник.ру", которая является основной для получения домашнего задания и выставления оценок, почти всегда "лежит". Загрузить в неё выполненную "домашку" невозможно. Делаем задания ночами или рано утром. Договорились с учителями сбрасывать фото через мессенджеры. Как учителя в этом будут разбираться и оценивать знания - большой вопрос. Сайт РЭШ (Российская электронная школа), на котором есть видеоуроки, тоже доступен не всегда. Больной вопрос лично для меня - экзамены, которые начнутся уже через 2 месяца, - делится своим мнением мама ученика 9 класса Елена Р.

- Дистанционное обучение в начальной школе - это вещи несовместимые. Заданий много, осваивать электронные платформы мы ещё не начинали. Объяснять всё ребёнку приходится родителю, а мы не имеем педагогического образования. "Дневник.ру" и "ЯКласс" постоянно виснут, задания просмотреть невозможно. Решили действовать через мессенджеры. К вечеру удаётся всё систематизировать и приступить к обучению. Помимо этого, нам, родителям, приходится работать удалённо, - говорит папа ученика 1 класса Олег М.

Результаты опроса десятков родителей и учителей в разных школах города и области, показали, что ни о каких видеоуроках речи не идёт. В основном школьники получают задания, осваивают их самостоятельно, могут задать вопрос учителю в том же "Дневник.ру", если повезёт, фотографируют тетрадь и отправляют на проверку. Ряд учителей предоставили свои номера телефонов для связи. Но сам процесс идёт сложно.

В данной ситуации нашлись и те, кто видит плюсы и возможности.

- Технические сложности у нас возникли, как и у всех. Когда стало понятно, что никаких реально работающих инструкций от школы мы не получим, пришлось самоорганизовываться. Первое - мы с ребёнком чётко обозначили время пользования компьютером: для моей работы и для его обучения. Второе - за основу мы взяли спокойствие, а не оценки в школе. Проверяем "Дневник.ру" и скачиваем задания, когда это возможно. Получилось отправить "домашку" - отправили, нет - значит нет. Основное - это получение знаний. Если непонятна тема, ищем в интернете - видеоуроков множество, и сам процесс совместного просмотра уроков доставляет нам удовольствие, - делится своим видением ситуации мама ученика 7-го класса Юлия Л.

Постепенно процесс дистанционного обучения становится понятен и осознаваем. К середине недели образовательные платформы работают ещё не идеально, но уже не находятся в постоянном режиме "сайт перегружен". Сколько продлится такое обучение и сядут ли школьники за парты в этом учебном году - пока прогнозов нет. В любом случае, сложившаяся ситуация показала не только проблемы, но и возможности для развития. Будет ли хорошая теория превращена в эффективную практику, станет известно позже.

Сегодня Роспотребнадзор опубликовал на своём сайте рекомендации по организации рабочего места школьника дома.

Так, "стол должен находиться у окна, а если на нём есть монитор, то он должен располагаться таким образом, чтобы ребёнку не приходилось поворачиваться. В процессе учебного занятия рекомендуется сохранять правильную рабочую позу, держать голову и корпус ровно, ноги должны быть согнуты, ступни опираться на пол, а предплечья свободно лежать на столе". Чтобы не переутомляться, Роспотребнадзор советует каждые 30-45 минут проводить физкультминутку и гимнастику для глаз.

Сервисы, рекомендованные Минобразования Омской области.

Ранее "Омск Здесь" писал о том, дистанционное обучение проходит в омских вузах. Педагоги ОмГПУ сняли об этом видеоролик.

А Омский государственный технический университет готовится провести День открытых дверей онлайн.

Читайте также