Значительное снижение стоимости нефти и вслед за этим - курса рубля, вызвал мгновенную реакцию в разных сферах. Эксперты начали предрекать значительный рост цен на все товары. В частности, недвижимость, электронику, бытовую технику, лекарства, одежду и обувь и автомобили. СМИ, ссылаясь на экспертов, уже сообщают о подорожании машин, как иностранного, так и российского производства, минимум на 15%. Однако, ряд экспертов всё же рекомендуют не паниковать и не совершать необдуманных покупок.
Изменение цен во многом будет зависеть от стратегии автопроизводителей и от длительности снижения курса рубля. Если низкий курс зафиксируется на длительный срок, автокомпании будут вынуждены пересчитать цены.
Редакция "Омск Здесь" обратилась к руководителю омского Центра продаж автомобилей "Автобан" Ивану Беланову с просьбой прокомментировать ситуацию на омском рынке автомобилей.
- Влиять на авторынок ситуация с колебанием рубля уже начала. В Москве, к примеру, сообщали о подорожании люксовых моделей. Но делать какие-либо точные прогнозы сегодня рано. Всё будет зависеть от длины периода, на который зафиксируется пониженный курс рубля, и от производственно-логистического лага автомобилей, которые к нам идут. Если оплата идёт в момент поставки к дилеру, то здесь реакция на цены будет моментальная, поскольку привязана к доллару. Если работает система пост оплаты, через 2-3 месяца после поставки, то значительного скачка не будет. У дилеров есть 3-4 месяца для адаптации, - поясняет бизнесмен.
О возможном постепенном росте цен на автомобили следует говорить не раньше апреля. У автомобильных дистрибьюторов очень длинная цепочка согласования цен. Чтобы им поменять цену и всё согласовать, необходимо время. Кроме того, часть рисков учитывается всегда и заложена в уже существующие ценники.
- Раньше апреля цены на машины в России расти не должны. На панику автобизнес поддаётся редко. Обычно просчитывается всё. Планы по производству и продажам строятся на 3–6 месяцев вперед. Соответственно, на складах сейчас находятся большие запасы уже выкупленных новых автомобилей и запчастей. Можно пока продавать их. Посмотреть, как изменится курс рубля и принимать решение о новых закупках, - считает бизнесмен. - Серьёзно к нынешнему падению рубля никто не относится. Все считают, что эта «нефтяная война» закончится в ближайшее время и рубль вернётся в свои прежние показатели. Если помните, у нас доллар стоил 72 рубля ещё в октябре 2018 года. Но он скакнул на 2-3 недели и затем вернулся к прежним значениям. Сейчас дилеры просто договорились не выкупать пока машины, а немного подождать. Все надеются, что глобальных экономических симптомов к падению рубля нет. Экономика в России достаточно стабильная. А возникшая ситуация - это просто следствие немножко неправильной политики Центробанка к колебаниям рубля в зависимости от нефтяных цен. Я думаю, что правительство проснётся ближайшую неделю и вернёт курс рубля на прежние позиции – 66-67 рублей. Для них это не проблема.
Иван Беланов отмечает, что сейчас в автобизнесе наблюдается небольшая активность, но паники нет. Всем, кто планировал покупку нового автомобиля в ближайшее время, предприниматель советует не откладывать на долгий срок, но при этом лучше воспользоваться кредитом.
- Сейчас очень выгодно брать кредит. Ставка пока привязана к старым ценам на доллар, но она неизбежно будет меняться. Если при старых ставках брать кредит, то покупка машины, к примеру на 5 лет, будет выгодна при любом раскладе. Именно сейчас нужно рассматривать покупку. Если цены вырастут на первичном рынке, за ними потянутся цены и на вторичном. Покупая машину сейчас, при росте доллара, вы выигрываете даже в кредите. Если цены снизятся – вы ничего не теряете. Бежать за машинами в панике сейчас не нужно. Цены сохранятся на большинство новых машин в течение 1-2 месяцев. Вторичный рынок будет стоять пока не двинется первичный. Минус данной ситуации в том, что сейчас начнут покупать авто те, кто планировал делать это, например, в апреле-мае. Они сейчас купят, а вот в апреле мае уже некому будет покупать машины. Это единственный минус в данной ситуации.
Что касается российского автопрома, то в части формирования цен, страна-производитель не имеет большого значения.
- Никакой сейчас разницы российский или импортный нет. Все российские бренды завязаны на мировую экономику, мировую логистику, на мировые цены, и поэтому, если доллар прыгнул, то соответственно, какая-то часть российской сборки получит повышение. Потому что у нас российские заводы почти все принадлежат крупным корпорациям. Российская сборка - это всего 10-15% стоимости. Остальное и комплектующие, металл, оборудование и амортизация закладываются в долларах. Это уже влияет на себестоимость. Может меньше или попозже. Опять же всё зависит от времени и длинны от коррекции курса рубля, - поясняет Иван Беланов.
Напомним, о подорожании автомобилей в начале этого года, ещё в 2019 говорили некоторые эксперты автомобильной отрасли и ряд специализированных СМИ. Тогда сообщалось об увеличении стоимости авто на 5% из-за введения новых налогов и экологического сбора. Однако, данные прогнозы не сбылись.
-Увеличения цен с 1 января 2020 года на машины в России, как обещали эксперты и пресса, не произошло. По факту на вторичном рынке в январе-феврале спрос вырос на 11%. Рынок пошёл вверх, люди активнее берут машины. Последний раз значительное повышение цен на автомобили значительное наблюдалось в 2015 году (январь) и в 2018 (с увеличением НДС на 20%). Сейчас в этом плане всё нормально.