Сегодня, 3 марта, министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов честно признался, что 80 % мусора, который сейчас захоронен на территории региона, не переработают никогда. Слои на полигонах просто нельзя вскрывать.
- Что вам сказать? С 50-х годов весь мусор захоранивался и никогда не перерабатывался. И никогда не будет переработан. Сейчас поступает такой объём мусора, что нам хотя бы его вовлечь в оборот. Если мы сегодня настроим такое количество мусоросортировочных заводов, которое будет хватать и на тот мусор, что образовывается, и на тот, что захоронен, то через какое-то время у нас эти мощности встанут из-за бездействия. Действительно было бы здорово - поднять старые пласты и их переработать. Но есть химические процессы, которые происходят в захороненном объёме ТКО. Там происходит гниение. Оно вызывает рост свалочных газов внутри неё. Если мы сегодня вскроем любую свалку, откроем хотя бы метр, мы здесь, правда, все задохнёмся. Это будет прямо ЧС, - заявил Илья Лобов.
При этом не надо путать переработку с рекультивацией. Сейчас в Омской области ведут подготовку к этому процессу. Тысяча мелких свалок должны быть укрупнены до 30 полигонов, которые и должны будут рекультивированы.
Будет осуществлено колбирование, организован вывод сточных вод, свалочных газов. Также стоки будут очищать до уровня воды, которая подойдёт для рыбохозяйственной деятельности. Утилизацию вредных осадков, концентратов будут проводить на заводах, которые находятся за территорией региона.
В качестве примера министр привёл самый огромный большой полигон в России Кучино, который находится на территории Московской области. Он закрыт и на нём применяют современные методы рекультивации. Помимо колбирования, удаления стоков, там сжигают свалочный газ. В будущем планируют использовать его для выработки электроэнергии.
- Такая установка годится для больших объёмов захоронения. Мы будем просчитывать для Кировской и Ленинской свалок. Негативное воздействие будет уходить десятилетиями. Переработка уже накопленного вреда звучит красиво, но очень опасна с точки зрения вредного воздействия на атмосферный воздух и с точки зрения экономической целесообразности. Негативное воздействие будет уходить десятилетиями. Мы это понимаем. Ни сегодня, ни завтра - 10-20 лет будут происходить процессы в теле свалки, - резюмировал Илья Лобов.