Сегодня, 21 января, депутаты горсовета Омска, чиновники, представители регионального Минприроды и надзорных органов в очередной раз обсуждали проблемы экологии в области.
Депутаты пытались выяснить, почему до сих пор не найден источник загрязнения воздуха и что для этого делают профильные ведомства и министерства.
- Мы в Омске задыхаемся года три уже, а то и больше. Появились лаборатории, появилась статистика. Это всё хорошо, но кто загрязняет, так и не выяснили. Почему никого найти не можем? - поинтересовался депутат Юрий Козловский.
Начальник отдела охраны атмосферного воздуха Минприроды Омской области Денис Киселёв пояснил, что проверки проводятся. Также он отметил, что это, скорее всего, крупный источник и не регионального надзора. По словам представителя Минприроды, работа ведётся и лаборатории работают в ночном режиме.
На это депутат заметил, что все видят проделываемую работу, но результата всё равно нет.
- Мы же понимаем, что выбросы идут ночью. На Красноярском тракте устойчивый запах. А найти предприятие не можем. Определить, с какой трубы дует, не можем. Давайте найдём инициативных граждан и поставим у каждой трубы, чтобы зафиксировать источник. Есть современные технологии: квадрокоптеры давайте запустим. Все задыхаемся, умираем, а источник найти не можем, - негодовал Юрий Козловский.
Денис Киселёв напомнил, что есть федеральный закон, который нельзя нарушать. И именно он ограничивает оперативный доступ к предприятиям.
- Не будем забывать о федеральных законах, которые ограничивают нам допуск на объект в любое время, когда нам захотелось. В 294 ФЗ чётко прописано, что мы можем выйти на проверку только после согласования с прокуратурой области. Ещё мы за сутки должны уведомить предприятие о том, что будем проводить у них проверку. Оперативность будет? Нет, - пояснил Киселёв.
Есть закон, позволяющий заходить с проверкой без согласования с прокуратурой (лишь сообщаешь ведомству, что будет проверка и на каком основании), но только в период, когда объявляются неблагоприятные метеоусловия.
- В основном такие условия объявляются на ночное время. Мероприятие мы можем провести только днём. Мы общаемся с коллегами, решаем, как сделать так, чтобы провести оперативно проверки и не нарушить закон, - подчеркнул Денис Киселёв.
Попыталась объяснить сложившуюся ситуацию и начальник отдела разрешительной деятельности Сибирского департамента Росприроднадзора Ольга Гаврильченко. Она отметила, что у ведомства контрольно-надзорная деятельность.
- Это не значит, что услышал звон и побежал кого-то наказывать. Это значит: мы должны получить информацию, протоколы замеров, провести аналитическую работу, выявить возможные источники загрязнения и выйти после согласования на проверку. Вот это наша работа - сначала нужно получить материал для работы. А не просто увидел информацию в СМИ и пошёл на предприятия, - заявила Ольга Гаврильченко.
Ещё один депутат горсовета, Юрий Тетянников, вернулся к вопросу, о контроле каждой трубы промпредприятий Омска и напомнил, что по требованиям федерального закона с 2019 года должны быть установлены датчики. В качестве примера он привёл Челябинскую область.
- В Челябинске на трубах всех крупных предприятий уже установлены датчики, которые в прямом режиме передают данные в Росприроднадзор. Там первый этап уже завершён, и на сайте регионального Минприроды жители области будут видеть в реальном времени, какие предприятия что выбрасывают и в каком количестве. Только с таким жёстким надзором у нас будет 100-процентное попадание. Мы сможем не только выявлять, но и предотвращать загрязнения, - убеждён Юрий Тетянников.
У промпредприятий Омской области есть время до 2022 года, чтобы установить такие датчики на свои трубы. В случае, если этого не будет сделано в срок, к ним будут применены санкции. По словам представителя Росприроднадзора, предприятия сейчас занимаются разработкой проектной документации. На данный момент ни на одном омском предприятии подобных датчиков нет.
Стоимость одного прибора - около 15 млн руб. Его установка стоит ещё 5 млн руб. При этом в Челябинской области предприятия оснастили свои трубы датчиками за свой счёт и уже запустили их в работу. У нас же надзорные органы подчёркивают, что это не такой быстрый процесс, как может показаться на первый взгляд.