Последняя пятница ноября - всемирный день распродаж. К этой всероссийской акции присоединились и многие омские магазины. Налетай - подешевело. Принцип безотказно работает на любых распродажах. Купить со скидкой в "чёрную пятницу" можно буквально всё: от зубочисток до турпутёвки в экзотическую страну. Соблазнов много! Но всё ли, что предлагают, так уж необходимо? И как умерить свои аппетиты в угоду здравому смыслу и семейному бюджету?
Распродают одежду, обувь, предметы интерьера, книги, велосипеды, скутеры и много чего другого. И, конечно, всё или почти всё дешевле, чем в обычные дни. Но так ли это?
- Скидки во многих крупных магазинах - реальные. Во время таких больших акций производители сами снижают отпускные цены на товар. Даже если магазин оставляет свою стандартную наценку, то стоить он всё равно будет дешевле. В период скидок расчёт идёт на то, что люди будут покупать не один, а несколько позиций. В период "чёрной пятницы" особой популярностью в нашем магазине у покупателей пользуется гаджеты и телевизоры. Выручка в такой день у нас вырастает как минимум в два раза. Несмотря на масштабность акции, в омских магазинах невероятного ажиотажа нет. Последний подобный случай был в 2014 году и то, это было связано с ростом курса валюты, который привёл к росту цен на импортную технику. Тогда всё быстро смели и без "чёрной пятницы", стараясь купить пока всё не подорожало. Тогда, как вы наверное помните, к нам приехало много покупателей из Казахстана, - рассказал "Омск Здесь" директор магазина крупной федеральной сети бытовой техники в Омске.
"Чёрная пятница" пришла к нам из Америки. Предприниматель Фрэнк Вулворт ещё в 1873 году провёл первые распродажи. А чуть позже дельцы заметили, что хорошую прибыль приносят предрождественские акции. Тогда и появилась традиция организовывать самые крупные в году распродажи сразу после Дня благодарения (он приходится на последний четверг ноября). В России ещё учатся проводить аналог американской распродажи, поэтому чтобы не попасться на удочку некоторых магазинов, нужно рационально подходить к акции. Заметив скидку на интересующий товар, не спешите его покупать, проверьте, какова его стоимость в других магазинах, сколько он стоил до распродажи. Помните, некоторые продавцы делают цену для "чёрной пятницы" немного дороже, чем в обычные дни.
- В период таких больших акций и скидок нужно быть осторожным и внимательным, потому что некоторые магазины и торговые сети завышают цены на свой товар. Так совпало, что к Новому году я хотела приобрести себе платье популярного бренда, цена у него была пару месяцев назад невысокая, где-то три тыс. рублей. Я решила подождать скидок "чёрной пятницы", а на днях проверила цену - она возросла до четырёх. Обидно, конечно. Рассказы от своих знакомых о подобных случаях, к сожалению, я слышу нередко, - поделилась омичка Алёна Ананина.
Как не попасться на уловки продавцов в "чёрную пятницу", опустошая свой семейный бюджет и разбивая все домашние копилки, "Омск Здесь" рассказал врач-психотерапевт, психолог Николай Кошелев.
Эффект "чёрной пятницы"
В "чёрную пятницу" эффект спонтанных покупок выше в несколько раз, чем в обычные дни, добавляется очень мощный феномен - психология масс. Как правило, участники подобных акций - зависимые от впечатлений люди. Возрастает явление немотивированной покупки: в магазине у покупателя вырабатывается гормон радости: человек уже не мыслит рационально и приобретает вещь. А дома, когда эйфория проходит, он понимает, что она ему не нужна.
Ещё в "чёрную пятницу" работает эффект заражения: "Я не успею, или кто-то опередит меня". Постоянные участники "чёрной пятницы" - это люди зависимые, завлекаемые, которые не умеют считать деньги, и для них сценарий быстрой наживы является базовым.
Нами манипулируют
Маркетологи в момент таких акций часто манипулируют людьми, обращаясь к их базовым эмоциям. Первая - это страх. Человек думает: "Я не успею купить, мне не достанется дешёвая вещь". Это толкает на необдуманные покупки. Вторая - суперэго. Здесь людьми управляет желание иметь дорогую вещь по скидке, которой можно хвастаться в кругу друзей или коллег. Третье - жадность. Некоторые во время акций просто не хотят, чтобы какие-то вещи доставались другим.
У каждого бренда, магазина свои маркетинговые уловки во время акций: расположение товара на полках, специальные запахи в магазинах, накрутка цен и т. д. Знайте, если у вас в магазине появилось ощущение "кайфа", немотивированная радость от продукта - вами сейчас манипулируют.
Иллюзия выбора
Во время больших акций магазин с помощью специально построенных предложений сужает ваш выбор и направляет его в нужную для продавца сторону. Каждая из альтернатив, которые он предлагает, всегда приемлема для магазина. Покупателю словно говорят: "Это ваш выбор - вы можете купить либо это, либо то, выбор за вами". Но третьего варианта нет! Получается, выбора как такового у вас нет, вы всё равно купите какой-либо товар из двух.
Советы психолога
Во время "чёрной пятницы" я советую сделать ревизию бюджета. Вспомнить, может, вы хотели отложить что-то на отпуск или на крупную покупку: машину, квартиру, дачу. Распишите подробно свой бюджет и распланируйте его, расставьте приоритеты. Ну а если у вас есть "лишние" деньги и потребность в вещах, то напишите на бумаге, в каких. И уже после этого идите в магазин.
Чтобы избежать спонтанных покупок в самом магазине, выберите товар, отложите его и попробуйте переключиться на что-то другое. Погуляйте по магазину час или два, сходите в другие отделы. Если за это время вы хоть на несколько минут забыли о том товаре, значит, он вам не нужен. Рекомендую не брать в магазин крупные суммы денег или кредитные карты. А рекомендую взять кого-то с рациональным мышлением, чтобы обращаться за советом при необходимости.
Если желание посетить магазин в этот день очень сильно, я советую поменять акценты. Всё же женщины любят примерять вещи, пробовать косметику, парфюм. Я рекомендую в таком случае насладиться процессом. Пусть ваша конечная цель будет не купить вещь, а просто получить удовольствие от процесса.
Как обезопасить интернет-шопинг в период "чёрной пятницы", рассказали в Роскомнадзоре
- Убедитесь в подлинности ресурса. Если в адресной строке в названии сайта есть различные символы или буквы, которые не соответствуют оригинальному названию бренда, скорее всего, это мошенники;
- Плохо работающие сайты должны вызвать сомнения. Проверенные интернет-магазины выдерживают высокую нагрузку даже во время большого наплыва посетителей;
- Посмотрите отзывы о магазине;
- Не переходите по ссылкам со скидками и акциями в соцсетях и на различных форумах. Убедитесь в их надёжности в поисковике;
- Не забывайте читать то, что написано мелким шрифтом в условиях любой акции.