"Язык жестов - самый правдивый". Как живётся глухим в Омске
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 28 сентября 2019, 20:19  •  печать

"Язык жестов - самый правдивый". Как живётся глухим в Омске

Во всём мире 29 сентября отмечается День глухих. Руководитель Омского регионального отделения Всероссийского общества глухих рассказал "Омск Здесь", почему людей с нарушениями слуха можно считать национальным меньшинством и как непросто им адаптироваться в обществе.

На улице Пранова в здании памятника архитектуры располагается Омское отделение Всероссийского общества глухих, где работают специалисты, помогающие омичам с нарушениями слуха со всей области. Здесь собираются "товарищи по несчастью", которые не считают себя инвалидами или неполноценными людьми. Они учатся, работают, занимаются творчеством. Но им очень непросто, ведь связь с внешним миром у них устроена по-другому. О проблемах слабослышащих людей "Омск Здесь" рассказал руководитель омского отделения общества Александр Комсюков.

- В Омске много говорят о доступной среде, уделяя большое внимание инвалидам-колясочникам, людям, с нарушениями зрения. Как обстоят дела с людьми, имеющими проблемы со слухом?

- Государство в этом плане работает. Всем внимания достаётся поровну. Я, как член городского и областного координационного и множества других советов, за этой темой внимательно слежу, чтобы помощь распределялась пропорционально. Вот недавно хорошее событие произошло, я был в комиссии при приёме объекта - ДК "Юбилейный", ныне "Пятый театр". Там установили петлю связи - специальное устройство, которое за счёт электромагнитных волн передаёт сигнал от микрофона на слуховой аппарат. При этом отсекаются лишние звуки - шуршание и разговоры в зрительном зале. Полностью глухим людям в этом плане тяжелее, петля не поможет понять спектакль, нужен сурдоперевод. А вообще такие устройства установлены на железнодорожном вокзале, автовокзале, в аэропорту. Минкульт позаботился о петле связи в Драмтеатре, Либеров-центре. Инфраструктура в этом плане постепенно развивается.

- Слабослышащие стали получать больше возможностей для досуга и для развития?

- Не все. Потому что есть люди с частичной потерей слуха, пользующиеся аппаратом, а есть глухие с детства, как я, тогда аппарат нужен только для ориентации в пространстве, разборчивость звуков он мне особо не повышает. Я комфортнее себя чувствую в среде жестоговорящих. Петля связи не критична, мне надо смотреть на губы и жестовый перевод.

- А сурдопереводчиков для таких случаев хватает?

- Очень не хватает. В своё время такие переводчики были на каждом крупном предприятии, где работали глухие. На 25-30 человек был инструктор-переводчик, как тогда называлась эта должность. Сейчас их сократили.

- Получается, глухие остались без связи с внешним миром?

- Нет, просто сейчас государство пошло другим путём. Правительство оплачивает 40 часов сурдоперевода в год по федеральной программе, которыми при необходимости можно воспользоваться. И технологии на месте не стоят, услуга сурдоперевода оказывается дистанционно, через Skype переводчики работают. Есть программа "Сурдофон". Но в большинстве случаев такими услугами пользуется молодёжь, у кого есть гаджеты, смартфоны. Они доступны не всем. Но мы добились того, что в территориальную областную программу по реабилитации инвалидов включили выдачу смартфонов. Чтобы его получить, надо оформить индивидуальную программу реабилитации. Программа вступила в силу в прошлом году, и с тех пор уже 25 человек получили в пользование смартфоны приличного качества, которые помогают в повседневной жизни.

- Насколько наши колледжи и вузы адаптированы для обучения слабослышащих людей?

- Совсем недавно мы соучаствовали в программе вместе с ОмГТУ, запустили проект библиотеки "Я вас слышу". В вузе реализовали идею, в которой используют услуги сурдоперевода при обучении, в частности, в вебинарах. Это открывает новые возможности для инвалидов по слуху. Но в целом глухие люди мало мотивированы к получению высшего образования. После школы стремятся быстрее найти хоть какую-то работу.

- Есть ли возможность вернуть слух или всё индивидуально?

- Сейчас проводят кохлеарную имплантацию - вживляют в улитку уха протез-электрод, позволяющий компенсировать потерю слуха с выраженной или тяжёлой степенью тугоухости. Проблема в том, что дети, которые ранее были в тишине, получившие внезапно водопад звуков, не понимают, что происходит. У слышащего ребёнка с рождения постепенно вырабатывается специальный дешифратор, позволяющий сортировать звуки. Например, взрослый слышащий человек может, сидя в ресторане, не напрягаясь отсеивать шум, гам, музыку вокруг, и слышать собеседника. Если же человек всю жизнь прожил в тишине, ему очень сложно научиться правильно слышать. Слушать и слышать - это разные вещи.

- Но имплант даёт возможность слышать. Человек сможет научиться правильно это делать?

- Раньше думали, что установят глухому кохлеарный имплант, он обретёт слух, войдёт в мир слышащих людей и инвалидность ему будет не нужна. Оказалось, не всё так просто. После установки импланта нужна послеоперационная слуховая реабилитация, этот этап может занимать годы. Человеку нужно адаптироваться к этому устройству, у которого есть свои минусы. Медицина ухватилась за этот метод, ведь эта сфера давно стала бизнесом: государство выделяет миллион двести тысяч на операцию одному человеку. Медики прооперировали и забыли про пациента, а человеку нужно ещё очень много работать, чтобы научиться слышать. Бывают и побочные явления - есть процент брака оборудования или когда организм отторгает имплант. Медики нередко избирательно подходят к выбору пациентов, выбирая платёжеспособную семью, которая может регулярно возить прооперированного ребёнка в Москву или Питер настраивать аппарат. Стоимость кохлеарного импланта порядка 400 тысяч рублей. Не все родители могут это себе позволить. При этом после операции есть ограничения в движениях, опасна для него и вода - нельзя плавать. Вроде и плюсы есть, и минусов достаточно.

- Что же делать слабослышащим людям, которые не прошли такую процедуру и реабилитацию?

- Одно из мощнейших способов реабилитации для глухих - образование. Ещё в начале 20 века профессор Выготский сформулировал эту мысль. Родителям глухого ребёнка важно подобрать для него правильное образование и профессию. Глухие становятся прекрасными фотографами, художниками, дизайнерами, где важна цветопись, своя точка зрения, способность видеть то, что обычный человек не увидит.

- Как в Омске обстоят дела с трудоустройством глухих?

- Сказать, что хорошо, я не могу. Сказать, что плохо - тоже. Ситуация на рынке труда, вы сами знаете, какая, город считается депрессивным, многие производства стоят. Устроиться по рабочим профессиям (токарь, фрезеровщик) сложновато. Да и требования к рабочим выросли. Например, на заводе им. Куйбышева токарями трудятся люди с образованием инженеров. Оборудование сложное, высокотехнологичное, дорогостоящее, необходимо иметь высшее образование, чтобы с ним работать. Глухие, как и все люди, хотят хорошо зарабатывать, но не все хотят учиться. Конкурировать со слышащей сферой сложно, а другие денежные профессии не подходят, например, юриспруденция - консультировать только таких же, как ты? Для слышащих клиентов нужен сурдопереводчик, каждому глухому его не приставишь.

- Но законы как-то помогают в этом вопросе?

- Закон о социальной защите инвалидов в Омской области предусматривает квотирование рабочих мест для глухих. И работу найти сложно тем глухим, у кого ослаблен интеллект. Раньше в городе существовало социально-реабилитационное предприятие, где не требовалось особого образования. Оно не выжило в рыночных условиях, было убыточным. Там была возможность небольшого заработка для таких ребят. А сейчас возможности помочь таким ребятам практически нет. Кто посообразительнее, активнее, устраиваются на стройку, на предприятия.

- Но почему так, ведь работодатели получают какие-то льготы при приёме людей с инвалидностью?

- У многих работодателей страх и предубеждение, что не смогут с человеком разговаривать, возникнут сложности. Те, кто работал с глухими, знают, какие это ценные и старательные сотрудники, как они дорожат рабочим местом.

- Ощущаете ли вы помощь государственных органов? Насколько она важна и значительна?

- Когда мы обращаемся в Министерство труда и соцразвития, службу занятости, мэрию, нам всегда помогают. Например, провести какие-то мероприятия, частично оплатить коммунальные услуги в здании, где мы находимся. Если бы не эта поддержка, мы сами бы не справились.

- Внутри вашей организации сложились какие-то дружеские отношения, семьи? Глухие дружат между собой?

- Можно сказать, что такие, как мы, составляют национальное меньшинство. Объясню, почему. Коряков в России 9000, для них существует господдержка учебниками, литературой, как национальному меньшинству. Людей с проблемами слуха более 150 тысяч. При этом учебников по жестовому языку нет, письменности нет. Вы знаете, что жестовый язык учить по книжкам невозможно? Пользуясь учебным пособием, можно показать совсем другое. Например, жесты, обозначающие "внимание" и "дурак" очень похожи. Малейшая неточность, и смысл искажается. Этот язык очень специфичен. Это как язык комикса, где последовательность картинок складывается в рассказ. Благодаря этому наш язык многонационален. Когда приезжают иностранцы, мы обходимся без переводчика, потому что жесты очень похожи - "спать", "дом" и многие другие слова показываются одинаково. Есть некоторые национальные особенности, но общению они не мешают.

- Сейчас существует множество телевизионных каналов, а сурдоперевод есть на единицах. Есть ли специальные программы и фильмы, которые вы ждёте?

- На омском ТВ было несколько программ, но, конечно, их не хватает. Когда-то на жестовом языке были программы на Первом канале, после картинку с сурдопереводчиком заменили на бегущую строку. Но не все успевают её прочитать. Ведь для глухих родным языком является жестовый, а русский - иностранный. Мы давно добиваемся, чтобы в школах для глухих был билингвизм - изучение двух языков. Но учителей, владеющих жестовым языком, способных преподавать русский, мало. А изучать русский, читая по губам, крайне тяжело. Человек быстро устаёт, мозг не воспринимает информацию. Нам удалось убедить министерство образования и руководство школы для глухих ввести факультатив по русскому, это стало значимым достижением. Но в школах не хватает преподавателей. Кстати, в Испании госпрограмма позволяет при просмотре телепередачи включить наложенный сурдоперевод, причём, не так мелко, как было у нас - в уголке мелкий кусочек, где не разглядеть руки. У них сурдопереводчик показывается на треть экрана. Даже на Украине в этом смысле ситуация лучше.

- Но ведь существуют специальные театры, даже хоры, где выступают глухие.

- Да, но их мало, и в нашем городе они не часто бывают. Несколько лет назад в драмтеатре выступали иностранные глухие артисты. Я поехал, познакомился с ними. Глухие омичи горели желанием посмотреть их постановки, но билеты были разобраны на все шесть спектаклей. Тогда артисты пригласили нас на "генеральную репетицию", которая была полноценным спектаклем. И в этот вечер драмтеатр был заполнен глухими. После мы провели круглый стол, пообщались и выяснили, как у них обозначаются наши слова. Есть некоторые расхождения, над некоторыми мы посмеялись. Но хочу отметить, что жестовый язык - понятен всем национальностям, он самый честный, конкретный. В нём нет двусмысленности.

- Среди глухих артистов есть омичи? (в этот момент в кабинет зашла женщина и жестами спросила что-то у Александра Васильевича).

- Да, вот наша Виктория Валентиновна Катиди заведует костюмами, гардеробом самодеятельности. Её дочь играет в театре глухих актёров.

Виктория Катиди

- Виктория Валентиновна, как получилось, что ваша дочь стала актрисой?

- В спецшколе, где училась моя Даша, был кружок, занятия специальные, дочка увлеклась, преподаватель смог заинтересовать, развить в ней способности. Сейчас Даша в Москве. Она окончила Российскую государственную специализированную академию искусств, получила диплом артиста драматического театра и кино. Теперь играет в театре "Недослов", где служат глухие или слабослышащие актёры. Их спектакли понятны всем зрителям, независимо от того, слышат они или нет.

Владимир Комсюков:

- Вот пример, когда родители занимались с ребёнком, нашли занятие по душе, развивали интеллект, способности. Глухие люди могут всё. Именно об этом мы будем говорить на мероприятии, приуроченному ко Дню глухих. Оно пройдёт в сквере Дзержинского 28 сентября (0+). Хотелось бы, чтобы к глухим людям было больше внимания. Сейчас в нашей организации числится 712 человек. Но людей с нарушениями слуха в области около 16 тысяч. Всем им нужно общение, особое внимание. Слышащий человек при общении с глухим может приложить немного усилий, и тот его поймёт. Не нужно кричать, нужно просто убедиться, что ваше лицо ему видно и стараться чётче произносить слова. Если вас не понимают, просто напишите, что хотите сказать.

Факты о глухих:

- Глухих нельзя называть глухонемыми, это некорректно. Правильнее называть их неслышащими, ведь многие люди с нарушениями слуха могут говорить.

- Глухие могут хорошо читать по губам, так что с ними можно общаться и без знания жестового языка.

- Музыка, танец и жестовый язык не имеют национальности. Потому актёры в театрах глухих могут танцевать, даже петь (ритм они чувствуют от вибраций из колонок или по жестам режиссёра).

- Нельзя считать глухоту наиболее лёгкой категорией среди других инвалидностей. Как говорил академик Выготский: "Глухота оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует человека от общения с людьми. Она существеннее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

- Хоть глухие и считаются инвалидами, они создают сообщество со своей культурой, языком, работают и не считают себя ущербными.

- Глухие всегда говорят без лести и двусмысленности, что отличает их от "слышащих", имеющих возможность лукавить.

Фото: Екатерина Харламова

Читайте также