Сегодня, 15 марта, в Омск прибыл первый электробус. Его будут испытывать на омских дорогах 10 дней, чтобы понять, нужен такой вид транспорта Омску или нет.
Специалисты дадут оценку техническим, экономическим и другим параметрам. Корреспондент "Омск Здесь" также решила протестировать электробус, на котором городские власти хотят возить омичей. Скажем сразу: отличительная его черта - он может ехать как троллейбус с помощью контактной сети, и как автобус. Наличие запаса автономного хода составляет до 50 км.
Новый автобус спроектирован на предприятии ЗАО "Тролза" из Энгельса. Электробус при этом довольно дорогая машина и стоит, как трамвай - около 20 млн руб., а с учётом федеральной субсидии может обойтись в 12,5 млн. Для сравнения: обычный троллейбус стоит 14-15 млн руб.
- Он поступил к нам безвозмездно для тестовых испытаний. Мы в свою очередь проверим все характеристики, посмотрим, как он ведёт себя в условиях Сибири, - рассказал "Омск Здесь" директор МП "Электрический транспорт" Сергей Ткалун. - Эти испытания нужны нам для того, чтобы понять, насколько техника адаптирована к нашим условиям, что она из себя представляет. Здесь много узлов и агрегатов, которые мы не испытывали, новый компрессор, преобразователь и совершенно новый бортовой компьютер. Но уже можно сказать, что наш город нуждается в экологическом транспорте, и хотелось бы, чтобы электробусы вышли на линию.
Что касается заряда системы автономного хода, то он происходит во время движения под контактной сетью. Конструкция кузова рамная и усиленная, и электрооборудование вынесено на крышу, а аккумуляторы размещены вдоль крыши и в заднем отсеке. Диапазон рабочих температур электробуса - от -40 до +40 градусов Цельсия. Срок жизни таких аккумуляторов - 8-10 лет.
Вместе с электробусом в Омск приехал советник гендиректора по вопросам эксплуатации ЗАО "Тролза" Сергей Буланов. Он и рассказал омичам о техническом новшестве.
- При правильном планировании маршрута автономный участок не должен быть длиннее, чем участок от контактной сети. Если он проедет столько же, сколько от контактной сети, то он уже зарядится. Если он будет просто стоять и заряжаться, то до полного заряда понадобится около часа, - рассказал Сергей Буланов.
Подзарядившись от контактной сети благодаря своим складным "рогам", он скинет их и сможет проехать до 50 километров.
- Водитель нажимает кнопку у себя в кабине во время движения, не нужно останавливаться. Обратно подключиться к сети можно через ловушки (они устанавливаются на пути следования). Водитель подъезжает к ним и нажимает на кнопку. Штанги поднимаются и становятся на контактную сеть. Но в тестовом режиме это будет производиться вручную, так как нет смысла ставить ловушки на десять дней, - объясняет Сергей Ткалун.
Таким образом, подъём/опускание "рогов" регулируется из кабины водителя. Убрать штанги-токоприёмники можно при помощи нажатия кнопки.
- На тех участках, где он должен поставить токоприёмники на контактную сеть, устанавливаются специальные ловушки. Он их поднимает дистанционно на контактные провода. Водитель следит за этим через планшет из кабины. Чтобы подключиться вручную, необходимо 2-3 минуты, - рассказал Сергей Буланов
Даже небольшое ДТП не станет препятствием на пути электробуса. Он сможет отсоединиться от контактной сети, объехать преграду и продолжить движение. Он может двигаться как по троллейбусным, так и по автобусным маршрутам.
Пройдём дальше - в салон. Пол электробуса ровный и не имеет ступенек при входе, поэтому он удобен для пассажиров с колясками. Сидячих мест - 28, а всего электробус рассчитан на 100 пассажиров. Салон просторный - тесно не будет. Места довольно жёсткие, но не узкие. У этого вида транспорта мягкий ход, он почти бесшумный, и в нём нет запаха газа, на который жалуются пассажиры новых омских автобусов.
Энгельсский электробус оснащается системами ГЛОНАСС, видеонаблюдения, кондиционирования, видеоэкранами, автоматической системой оплаты проезда и модулями Wi-Fi. Также здесь есть специальная кнопка вызова экстренной помощи для инвалидов.
Кондуктор Любовь Вахрушева уже успела оценить новое транспортное средство, и оно стало для неё настолько родным, что вместе с водителем они дали ему имя - Изабелла. Причину столь экзотического названия объяснять не стали. Такая вот она, омская Изабелла.
Не забыли разработчики и о комфорте водителей. Здесь удобное расположение всех кнопок и переключателей, есть и свой кондиционер. Благодаря панорамному лобовому стеклу с полным обогревом и новой светодиодной подсветкой у водителя будет отличный обзор дорожной обстановки.
- Это электрический транспорт завтрашнего дня. Должен быть такой комфорт, здесь у водителя кондиционер, видеонаблюдение в салоне, - поделился впечатлениями сразу после тест-драйва водитель нового электробуса Владимир Вознюк. - Всё компьютеризировано, пока не всё понятно, будем осваивать постепенно. Все кнопки чётко распределяются, есть автоход, когда я могу ехать без штанг.
Электробус нового поколения - это результат совместного сотрудничества отечественных и зарубежных специалистов. Всё это омичи смогут лично оценить в течение 10 дней. Напомним, что ездить тестовый электробус будет по маршруту № 16, но не через Ленинградский мост, а через мост 60-летия Победы.
Классный автобус! Побольше бы таких на дорогах наших, да еще бы дороги были под стать!
Только фамилия водителя не Васюта,а Вознюк.А так нормальный репортаж.
Спасибо, фамилию поправили! Читайте "Омск Здесь":)