Общество  •  СИ «Омск Здесь» 10 октября 2010, 05:37  •  печать

В истории почти каждое решение приводит к разного рода гадостям

ВОСКРЕСНОЕ ЧТИВО

http://week.izvestia.ru/facts/article12062 Белые перчатки не надевать 72 года назад, 30 сентября 1938 года, Гитлер, Муссолини, Даладье и Чемберлен подписали Мюнхенское соглашение, которое вошло в нашу отечественную историю под названием "Мюнхенский сговор". Этот исторический факт дает много оснований поговорить о цинизме в политике. Экспертом по этому вопросу в очередном выпуске программы "Осторожно, история!" на "Эхе Москвы" выступил политолог, президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Сергей Кургинян. Об идеалистах и шулерах - Мне близко высказывание Томаса Манна, который писал, что политику часто называют искусством возможного, и она действительно является посредником между нравственностью и властью. В ней есть некий баланс, середина, она балансирует - и в этом смысле она не цинична, а реалистична. Мюнхенский процесс - сговор он или не сговор, мнения по этому поводу до сих пор расходятся - происходил раньше, чем процесс по пакту Молотова-Риббентропа. И эти "сначала" и "потом" имеют большое значение в политике. Если я понимаю, что нахожусь в окружении карточных игроков, которые блефуют, имею ли я право блефовать? Это серьезный вопрос. Политик в подобных условиях не может быть идеалистом. Он может либо попытаться изменить правила, либо играть по ним в своих интересах. Называется ли это цинизмом? Для меня это реализм. О "кресте истории" - В истории почти каждое решение приводит к разного рода гадостям. Обычно бывает так: этот вариант приводит к одним жертвам, этот - к другим, этот - к третьим. Неосуществление крупных стратегических целей тоже приводит к жертвам - в случае Великой Отечественной либо это жертвы войны, либо это жертвы гитлеровского геноцида. Но жертвы есть. Это не значит, что цель оправдывает средства, а победа оправдывает гибель любого количества людей, - нет. Просто поражение приводит к гибели еще большего количества людей. Вот здесь и возникает реализм истории. Надо ли напоминать, что на алтарь православия в России были также принесены огромные жертвы? Но их приносил народ, потому что не хотел терять веру, не хотел терять идентичность. Он хотел продолжать быть - и за это платил. Существование государства - вещь дорогая. Можно ли сбросить этот "крест истории"? Можно - перестав быть народом, отдав себя на милость победителя, ассимилировавшись. Должны ли мы считать, что такое поведение есть поведение оптимальное? Пусть каждый для себя ответит на этот вопрос. О вирусе цинизма - Цинизм - это когда нет никаких целей, кроме как себя любимого холить и лелеять, пользуясь для этого всеми доступными средствами. "На то и власть, чтобы пожить всласть" - вот что такое цинизм. В России таких властителей я не припомню. Самые страшные русские цари или диктаторы советской эпохи имели цели, гибли на работе, творя одновременно и великие исторические деяния, и злодеяния. Для того чтобы сидеть на кресле, потешаться самому и потешать других, Петру Первому не надо было ломиться в морозы, в стужу, в дождь, надрываться под грузом гигантской работы, гнать других, но и себя тоже на самоотверженные действия. Как они понимали свою цель, какие жертвы клали на пути к ней - это другой разговор. Да, они не были людьми абсолютной морали, они были людьми насилия и всего чего угодно, но они не были циниками. Цинизм - это вирус, который разлагает государство и общество немедленно. Ведь власть никто не выдерживает в одиночку. Власть - это не одно лицо, это команда, институт, структура, социальная группа, корпорация - назовите как угодно. И как только туда проникает цинизм, происходит диссоциация этого субъекта. Субъект распадается. Как только в банду проник циник - банда рушится. Как только циник проник в Церковь - нет Церкви. О профессиональной этике - Как говорил Станиславский: люби искусство в себе, а не себя в искусстве, так и здесь нужно говорить: люби державу в себе, а не себя в державе. Для политика профессиональная этика - это служение, служение государству, народу, истории, смыслу, целеполаганию. Насколько она созвучна твоему народу, насколько отвечает твоему времени, в какой степени ты с ним един, в какой степени твоя мечта сливается с мечтой народа и вы идете вместе, - вот это определяет политика. Если у политика нет смысла, нет цели, нет идеи, если в конечном итоге вдруг выясняется, что он любит себя, а народ для него всего лишь средство самовыражения, - этот политик губит страну, команду, все на свете и себя тоже - он рушится в небытие, исчезает. Можно уничтожать собственный народ и говорить при этом, что это ты делаешь ради чего-то, но это входит в глубокое противоречие с существованием народа, - народ исчезает. Можно проводить действия, которые вроде бы являются эффективными, но оказываются настолько чудовищно-аморальными, что вдруг превращаются в неэффективные. Поэтому между нравственностью и эффективностью нет альтернативы. Нравственность - это уроки, данные человечеству по поводу того, как надо жить, чтобы не уничтожать самих себя. История без нравственности не существует и не существует в абсолютной нравственности. Она существует в сложнейшей диалектике возможного и требуемого. Человечество двигается вверх. Если оно перестанет двигаться, начнет падать вниз. Каждое его движение наверх чем-то оплачено. Когда политик уничтожает соседний народ, то чаще всего это значит, что это тупой политик или политик, не видящий решений. Да, вся наша история - череда ужасов и безобразий. Но если в ней есть смысл, то он продирается каким-то способом через весь этот ужас. А как только мы из всего исторического берем только этот ужас и элиминируем смысл - мы уничтожаем историю. Об отставке Лужкова - Все, что было сделано с Лужковым, было сделано чудовищно небрежно и неряшливо. Вся эта информационная кампания, всякое затыкание рта по поводу информационной кампании, все эти технологии породили чудовищные издержки. Они указывают на то, что как только ты начинаешь действовать цинично и тебе кажется, что не важно, как действовать, что все всё проглотят, начинается саморазрушение. Так действовать нельзя. Даже если издержек сегодня не будет или кому-то покажется, что их нет, они будут завтра. Самое страшное, что порождает цинизм, - неряшливость, небрежность, безразличие к средствам: зачем мне думать об издержках, если все равно все всё схавают. Это чудовищное заблуждение, так действовать нельзя. И когда я говорю о том, что цинизм в политике недопустим, я имею в виду именно это Мюнхенский сговор: бесчестье ради мира Мюнхенское соглашение о присоединении пограничных земель Чехословакии, населенных немцами, к нацистской Германии было подписано 30 сентября 1938 года представителями Великобритании (Невилл Чемберлен), Франции (Эдуар Даладье), Германии (Адольф Гитлер) и Италии (Бенито Муссолини). Судеты относились к наиболее промышленно развитым районам Чехословакии. 3,3 млн человек в этом регионе составляли компактно проживающие этнические - так называемые судетские - немцы. Гитлер с самого начала своей политической деятельности требовал их воссоединения с Германией, неоднократно предпринимал попытки осуществить это требование. В марте 1938 года без какого-либо противодействия со стороны западных держав Германия осуществила насильственный захват (аншлюс) Австрии. После этого резко усилился германский нажим на Чехословакию. 24 апреля 1938 года фашистская Судетско-немецкая партия (СНП) Конрада Генлейна по указанию Гитлера выдвинула требование предоставить Судетской области автономию. Правительство СССР заявило о готовности выполнить свои обязательства по советско-чехословацкому договору 1935 года, который предусматривал оказание Советским Союзом помощи Чехословакии в случае агрессии против нее при условии одновременного оказания такой помощи Францией. 13 сентября гитлеровское руководство инспирировало мятеж судетских фашистов, а после его подавления чехословацким правительством стало открыто угрожать Чехословакии вооруженным вторжением. 15 сентября на встрече с Гитлером в Берхтесгадене премьер-министр Великобритании Чемберлен согласился с требованием Германии передать ей часть чехословацкой территории. Через два дня английское правительство одобрило "принцип самоопределения" - как была названа германская аннексия Судетской области. 19 сентября 1938 года чехословацкое правительство передало советскому правительству просьбу дать как можно скорее ответ на вопросы: а) окажет ли СССР согласно договору немедленную действительную помощь, если Франция останется верной и тоже окажет помощь? б) поможет ли СССР Чехословакии как член Лиги наций? Обсудив 20 сентября этот запрос, ЦК ВКП(б) счел возможным дать на оба эти вопроса положительные ответы. 21 сентября советский посол в Праге подтвердил готовность Советского Союза оказать такую помощь. Однако, подчиняясь англо-французскому давлению, чехословацкое правительство капитулировало, дав согласие удовлетворить берхтесгаденские требования Гитлера. 22-23 сентября Чемберлен вновь встретился с Гитлером, который еще более ужесточил требования к Чехословакии и сроки их выполнения. Воспользовавшись моментом, свои территориальные притязания высказали Польша и Венгрия. Это позволило Гитлеру оправдать аннексию Судет "международным" характером требований к Чехословакии. В этой ситуации по инициативе Муссолини 29-30 сентября 1938 года было проведено совещание представителей Англии, Франции, Германии и Италии в Мюнхене, на котором 30 сентября без участия представителей Чехословакии было подписано Мюнхенское соглашение (датировано 29 сентября). Согласно этому соглашению Чехословакия должна была в период с 1 по 10 октября очистить Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщений, фабриками, запасами оружия и т.д. Также Прага обязалась в течение трех месяцев дать удовлетворение территориальным претензиям Венгрии и Польши. Дополнительно была принята декларация, в которой Великобританией и Францией давались гарантии новым границам Чехословакии. Вернувшись после подписания соглашения в Лондон, Чемберлен у трапа самолета произнес: "Я привез мир нашему поколению". Саму Чехословакию на переговоры не пригласили, поэтому ее президент Эдвард Бенеш назвал документ "договором предательства". Правительство Чехословакии подчинилось принятому в Мюнхене соглашению, и 1 октября 1938 года части вермахта оккупировали Судеты. В результате Чехословакия потеряла около 1/5 своей территории, около 5 млн человек (из них 1,25 млн чехов и словаков), а также 33% промышленных предприятий. Присоединение Судет стало решающим шагом на пути к окончательной ликвидации государственной самостоятельности Чехословакии, последовавшей в марте 1939 года, когда Германия захватила всю территорию страны. Суверенитет и территориальная целостность чехословацкого государства были восстановлены в результате разгрома фашистской Германии во Второй мировой войне. Согласно Договору о взаимных отношениях 1973 года Чехословакия и Федеративная Республика Германия признали Мюнхенское соглашение, "имея в виду свои взаимные отношения в соответствии с настоящим договором, ничтожным". Петр Романов , обозреватель РИА Новости Малая Земля в силу особой привязанности к этой военной теме Брежнева, думаю, в результате больше проиграла, чем выиграла. Лучшее тому доказательство анекдот тех времен: "Где вы были в годы войны? Сражались на Малой Земле или отсиживались в окопах Сталинграда?" В Сталинграде воевали мой отец, дед и тетя, так что об окопах Сталинграда я знаю не только по знаменитой книге Виктора Некрасова. Сталинградское сражение, несомненно, было одним из важнейших и кровопролитных в Отечественной войне. Тем не менее ироничное отношение к тем, кто сражался в 1943 году на Малой Земле, которое установилось в стране после появления известных мемуаров Брежнева, считаю неоправданным и несправедливым. И этот кусок нашей земли был изрядно усеян осколками немецких мин и снарядов, и там гибли наши люди, и там совершались подвиги во имя Родины. Кстати, после 225 дней обороны плацдарма на Малой Земле 21 воин получил звание Героя Советского Союза. Другое дело, что, как это не раз случалось в ту войну, операция по высадке десанта на Малой Земле (считалось, что захват Малой Земли поможет освобождению Таманского полуострова) была подготовлена плохо, действия ряда сил были не скоординированы, поэтому основные силы десанта в конце концов были немцами уничтожены, и в целом план операции "Море" провалился, а вице-адмирал Октябрьский за неумелое командование был снят с должности и отправлен на Дальний Восток - командовать Амурской речной флотилией. Совсем иначе сложилась судьба вспомогательного десанта под командованием майора Цезаря Куникова, вооруженного всего лишь стрелковым оружием, который провел свою часть операции очень грамотно и успешно закрепился на Малой Земле в районе Станички. Все попытки немцев сбросить в воду этот небольшой отряд морской пехоты - первоначально их было, включая командира, всего-то 271 человек - провалились. Чуть позже к бойцам Куникова присоединились еще два отряда десантников. А затем советское командование, убедившись в том, что морская пехота вгрызлась в землю всерьез, начало перебрасывать туда дополнительные силы. Это помогло выдержать штурм 17 апреля, в котором на плацдарм двинулись 27 тысяч отлично вооруженных немецких солдат при мощной поддержке авиации. Кстати, усилия защитников плацдарма не были, как до сих пор многие считают, напрасными. При наступлении на Новороссийск в сентябре с его позиций наступала одна из трех групп войск, которые и обеспечили освобождение города. Ну а Леонида Ильича по-человечески можно понять. Роль во всей этой истории сыграл, может, и небольшую, но под пулями был, о чем и рассказал.

Читайте также