Общество  •  СИ «Омск Здесь» 21 апреля 2016, 14:23  •  печать

С каждый годом всё больше омичей становятся жертвами мобильного мошенничества

В основном от телефонных афер страдают пожилые люди.

Сегодня в международном пресс-центре "МКР-Медиа" состоялась встреча, посвящённая "сотовым" преступлениям. Как признался один из спикеров, заместитель начальника управления уголовного розыска регионального УМВД Николай Сергеев, мошенничество в области мобильной связи стремительно набирает обороты:

В 2015 году зарегистрировано 251 уголовное дело, несколько меньше этот показатель был в 2014 году. По данным на первые три месяца текущего года, мы уже зафиксировали 145 фактов, то есть, как за прошлые полгода. В основном хищение средств идёт путём отправления СМС. Запускается в смартфон вирус, который взаимодействует с платёжной системой и списывает деньги со счёта. Другой способ - прямой контакт с лицом, совершающим преступление, и потенциальным потерпевшим, который сам выдаёт какие-то данные о своих картах.

Николай Сергеев

Директор омского отделения сибирского филиала "МегаФона" Игорь Беззубкин отметил, что в "зоне опасности" чаще всего оказываются пенсионеры (доверяют сообщениям по типу: "Мама, я попал в беду, переведи деньги, всё объясню позже") либо обладатели так называемых красивых номеров (абонент имеет лишние средства, раз может позволить себе VIP-номер). 

Ещё: когда мы приобретаем в каком-нибудь магазине товар или оплачиваем услугу, нас часто просят заполнить анкету, скажем, для оформления скидочной карты. И мы указываем свой номер телефона, при этом не заключаем с магазином договора о сохранности персональных данных. Соответственно, они могут передать этот номер кому угодно, где-то кто-то их аккумулирует, и в конце концов номера оказываются у мошенников, - рассказывает о том, как можно оказаться на прицеле у мобильных аферистов, Игорь Беззубкин.

Игорь Беззубкин

По словам руководителя отдела абонентского обслуживания омского филиала TELE2 Аркадия Ливака, злоумышленники всё реже используют прямой контакт с "клиентами", а пытаются заразить их смартфоны вредоносными программами. Эти вирусы самоинсталлируются, а затем начинают переводить средства как с баланса "симки", так и с банковской карты, если она привязана к номеру. Вдобавок "диверсант" фильтрует входящие сообщения, уничтожая те, которые владелец гаджета видеть не должен (например, банковский отчёт о проведённых со счётом операциях).

Аркадий Ливак

Верный способ обезопасить себя от телефонного обмана - не отвечать на подозрительные СМС и не открывать присланные в них интернет-ссылки. Кроме того, настоятельно рекомендуется установить на своё мобильное устройство антивирусное обеспечение и, по возможности, не передавать смартфон в чужие руки. Если же человек стал жертвой мошенничества, то, скорее всего, потерянных денег он не увидит.

"Действия, которые совершаются с заражённого вирусом телефона, для оператора никак не отличаются от обычных. Люди обращаются к нам за компенсацией, но в данной ситуации в действиях оператора нет ошибки, и в общем-то у нас нет оснований для возврата средств", - пояснил Аркадий Ливак.

Участники пресс-конференции подчеркнули, что людям, попавшимся на крючок мобильным аферистам, в первую очередь стоит обратиться в полицию, а уже после этого сообщить о произошедшем мошенничестве сотовой компании и запросить блокировку сим-карты.

Фото: Илья Петров

Читайте также