В Москве закончил работу Глобальный университетский саммит БРИКС "Образование как ресурс мирового развития", в котором приняли участие министры, руководители исследовательских центров и ректоры ведущих вузов страны. Одним из членов саммита стал ректор ОГИСа Дмитрий Маевский. Подводя итоги трёхдневной работы форума, в интервью международному пресс-центру "МКР-Медиа" он сообщил, что рейтинги российских вузов пусть и не самые высокие, зато объективны.
Эти рейтинги являются отражением той системы образования, в которой строились. Шанхайский рейтинг был составлен в интересах ведущих университетов Китая, и его базовым критерием является наличие Нобелевских лауреатов. Рейтинг старой Европы Times основными критериями считает репутационные заслуги университета и его возраст. Основной критерий рейтинга QS - узнаваемость в мире. К сожалению, ни тем, ни другим, ни третьим российские вузы сейчас похвастаться не могут. С другой стороны, QS опубликовал рейтинг стран БРИКС, и в нём вузы России заняли достаточно высокие позиции. Сейчас проходит обсуждение рейтинга именно для стран БРИКС, который бы отражал ту сущность, те преобразования и ту структуру вузов, которые есть в этих странах, - отметил Дмитрий Маевский.
Кроме этого, на саммите поднимался вопрос обмена между студентами. Так, например, если говорить о европейском опыте обменов, то сейчас действует программа Erasmus, которая даёт возможность студентам из Европы и России осуществлять семестровые выезды в другие страны с целью получения новых знаний и компетенций.
Между тем, сегодня в России через формат сетевого взаимодействия реализуется обмен студентами по "Программе академической мобильности". В настоящее время осуществляется финальная стадия формирования Сетевого университета БРИКС, который представляет собой взаимодействие ведущих университетов из России, Китая, Бразилии, Индии, ЮАР. Задача проекта - создать единое образовательное пространство, в рамках которого будет организовано взаимодействие университетов в двухстороннем и многостороннем формате, в первую очередь для реализации совместных программ магистратуры и аспирантуры.
- Заканчивается подписание нормативных документов, определяющих формат реализации сетевых образовательных программ, когда студент обучается сразу в 3-4 вузах, и в процессе обучения имеет возможность переезжать из одного университета в другой каждый семестр. <...> По моему мнению, формат сетевого взаимодействия, который сейчас выстраивается в России, наиболее оптимален для формирования индивидуальной образовательной траектории, - уверен Маевский.
На всякий случай - уточню. Я не про Россию говорил, а в мировом масштабе.
Ну наконец-то сдвиги какие-то. Такое ощущение, что сфера образования замерла в развитии сто (а то и 200-300 лет назад). Понятно, что так же быстро развиваться, как например - промышленность, этой сфере не требуется. Но применять плоды технического прогресса, а также повышать эффективность процесса обучения, мягко говоря, не помешало бы.