В Больше-Туралинском сельском поселении Тарского района все беды весеннего наводнения познали с лихвой. Здесь, похоже, не осталось ни одного человека, жизнь которого не изменила вышедшая в апреле из берегов река Оша. Даже те жители, чьи дома не попали в зону подтопления, по царящей в поселении атмосфере прочувствовали всю беспомощность человека перед стихией.
Больше всего досталось территории в селе Большие Туралы, которую местные окрестили Шанхаем. Такое название, по словам сельчан, она получила из-за своей удалённости от центральных улиц. Часть жителей Шанхая вернулись в свои дома позже, чем их земляки - собратья по несчастью.
- Наводнение началось 20 апреля, но нас дома в этот момент не было, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" сельчанка Амина Авазова. - Я была на операции в Омске, муж был со мной. Приехали обратно 24 числа и ужаснулись: вода по колено, в дом попасть невозможно. Мы оставили вещи и пошли в заброшенный дом, который находился поблизости. Там месяц и прожили. Холодно иногда было, ну а что оставалось делать? Домой смогли вернуться только пять дней назад. Вещи теперь каждый день сушим.
К счастью, во время паводка в Больших Туралах никто не погиб, но несколько опасных инцидентов всё же имели место.
- Сами плавали на лодках, скотину мелкую тоже на них перевозили,хоть и боялись перевернуться, - вспоминает Майзарвар Абдразакова. - Машина электриков попыталась проехать - утонула. Её вытащил дежуривший трактор, водитель которого ориентировался по буйкам - кустикам, торчащим из воды, ведь дорогу не было видно.
Кроме того, в паводок участились случаи воровства. Преступники, надев гидрокостюмы, пробирались в затопленные дома и выносили оттуда ценные вещи. Так, семья Амины Авазовой по возвращению домой не обнаружила насос, который откачивал воду.
Разгневанные всем происходящим люди чуть ли не каждый день собирались у здания администрации сельского поселения, чтобы излить представителям власти всё, что у них накопилось в душе. В итоге нервы у главы поселения Али Юнусова не выдержали и он, по словам жителей, попал в больницу областного центра, где и находится в данный момент. Тем временем многие сельчане уже пожалели, что во время всеобщей беды дали волю эмоциям и сделали из него козла отпущения.
- Ну мы уже осознали, что глава тут не при чём. Не он же реку из берегов вывел, - считает местная жительница София Аширмаметова. - А тогда каждый день на него "нападали". Вот и получился нервный срыв. Он ведь всё близко к сердцу принимает.
Сейчас жители Больше-Туралинского сельского поселения за свой счёт приобретают материалы, необходимые для восстановления домов. Тем не менее, они надеются, что власти не останутся в стороне и окажут им материальную помощь. "Омск Здесь" выяснил, что администрация района планирует выплатить по три тысячи рублей на каждого члена пострадавшей семьи. Кроме того, вопрос предоставления материальной помощи сейчас обсуждается и в Правительстве Омской области. Как рассказал Леонид Помазной, начальник отдела управления гражданской защиты Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям региона, в настоящее время специальная комиссия оценивает весь ущерб, который был нанесён населённым пунктам.
- В каждый район были направлены два человека, которые помогают жителям в оформлении документов. Размер помощи будет определён после того, как администрации всех пострадавших районов представят необходимые документы, - подытожил чиновник.
Впрочем, многие не отказываются и от физической помощи. Вчера к инвалидам, ветеранам и многодетным семьям, которые не в силах самостоятельно справиться с последствиями паводка, приехали омские волонтёры. В течение трёх дней они будут помогать жителям Больших Туралов приводить дома в порядок.
Власти только красиво рассказывали: Что в беде не бросим, и чем сможем. Но вот когда пришло время от слов к делу перейти, все чиновники «испарились» и люди как обычно остались один на один со своей бедой.
Бедные люди! Им точно не позавидуешь. Печально, что они остались, как всегда, одни со своей бедой. Этой обещанной помощи пока дождешься!