Напомним, 10 декабря у Музыкального театра прошло так называемое "свободное собрание граждан", на котором избиратели, посчитавшие себя обманутыми и обворованными, высказались против результатов выборов 4 декабря. К мегафону по очереди подходили представители омских отделений партий, продемонстрировав невиданное ранее единство политических сил. Организаторы митинга настолько воодушевились его результатами, что поспешили назначить дату следующего - 24 декабря. Однако здесь дух единства оставил партийцев, и договориться о слиянии сил в подготовке акции они не смогли. В итоге в прошлую субботу на одном месте параллельно прошли три митинга. При этом собрать столь же многочисленную толпу, как 10 декабря, не удалось: людей было раза в три меньше. Да и эффект от акции стал не таким громким. Зато посыпались скандалы.
Первым высказался общественник и журналист Виктор Корб. В своем ЖЖ он написал, что Сергей Костарев "совершил грубую политическую ошибку - из разряда тех, которые считаются хуже преступления". По словам Корба, за пять минут до старта митинга оппозиционерам (коммунистам и всем остальным) с огромным трудом удалось договориться между собой об объединении усилий. Однако Костарев эту договоренность нарушил и "в итоге упустил уникальную, поистине историческую возможность формирования мощной объединенной оппозиции".
У самого Сергея Костарева другой взгляд на ситуацию, который он выразил сегодня, 29 декабря, созвав журналистов. По его словам, коммунисты готовы были к объединению только при одном условии: им самим хотелось солировать в хоре оппозиционных голосов. Поэтому они потребовали большинства красных стягов, остальные же партии могли принести на митинг только по три флага. Сами же коммунисты развернули порядка 30-40 своих знамен.
После того, как договориться не удалось, собравшиеся на митинге партии начали делить пришедших людей между собой. Дележка происходила по принципу "Ты туда не ходи, ты сюда ходи": гражданам, которым не хотели ассоциировать себя с какой-либо из партий, предлагали перейти из одного митинга в другой.
Андрей Алехин действительно до старта акции предложил слиться в один поток. Однако, по словам Костарева, никто из его сторонников не пожелал объединяться с представителями КПРФ и вставать под многочисленные красные флаги. Все остались на своих местах. После же собрания Виктор Корб в интернете извинился перед "красными" за нарушение договоренности и ополчился против "Яблока" и ЛДПР.
Сегодня Сергей Костарев рассказал, что решение об отказе объединяться с КПРФовцами было верным: "Я считаю, что поступил в той ситуации правильно. Договариваться с коммунистами без четких условия сотрудничества было неправильно. Ни на какие послабления они не шли. Я уверен, что 80% наших людей туда бы не пошло, и мы бы пришедших просто обманули. А это то, чего нельзя делать с зарождающимся политическим самосознанием".
По мнению "яблочника", коммунисты пошли на объединение, чтобы привлечь большее количество людей. "КПРФ вела себя как партия, борющаяся за электорат, - заявил Сергей Костарев. - После выборов 4 декабря протестный электорат за коммунистов больше голосовать не будет".
Позиция Виктора Корба осталась для политика непонятной. "Я до сих пор не понимаю, как человек в течение двух дней может поменять свою политическую позицию на противоположную", - удивился Костарев. Однако несмотря на то, что политик считает поступок Корба некорректным, Костарев, если понадобится, готов в будущем работать вместе.
Видимо, омская оппозиция, определившаяся, против кого будет дружить, так и не может решить, с кем именно будет эту дружбу заводить.
Екатерина Криль