Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые, Диего Ривера и Фрида Кало, Джером Дэвид Сэлинджер и Уна О Нил - люди, оставившие большой след в культуре и искусстве. А что творилась в их душах? Как они любили, как страдали, о чём мечтали, куда стремились, как выражали свои чувства, - узнаете из этих книг.
"Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины", Павел Басинский, Екатерина Барбаняга
Басинский - один из лучших специалистов по биографии Льва Толстого. На его счету несколько книг, посвящённых писателю: и о его уходе из Ясной Поляны ("Бегство из рая"), и о противостоянии с Иоанном Кронштадтским ("Святой против Льва"), и детальный разбор великого романа ("Подлинная история Анны Карениной"). Жизнь гения Басинский знает буквально по минутам: обстоятельства, особенности времени, сотни людей, окружавших Льва Николаевича… Во всех его книгах о Толстом так или иначе возникает фигура жены - Софьи Андреевны. Эта книга целиком посвящена ей.
Необычный формат - это не роман вовсе, а самый что ни на есть настоящий разговор. Диалог двух людей, увлечённых жизнью Толстых. Басинский беседует с прозаиком и журналистом Екатериной Барбанягой. Мужской и женский взгляд, разные представления о внутрисемейных проблемах, о психологии жены гения и самого гения - оба собеседника прекрасно знают предмет разговора. В тексте много отсылок к письмам и дневникам. Деликатно и аккуратно они обсуждают в том числе интимные подробности из жизни Толстых. А главное, что есть и у Басинского, и у Барбаняги - огромное уважение и ко Льву Николаевичу, и к Софье Андреевне. И огромное сочувствие и принятие обоих.
История знакомства, сватовство (почти полностью перенесённое в "Анну Каренину" - сватовство Левина и Кити), приезд молоденькой Сони в Ясную Поляну, 15 беременностей, два выкидыша, смерть пяти детей, ежедневные хлопоты (даже одежду детям она шила сама), заботы об усадьбе, дворе и живности. Плюс гений в доме. Плюс вегетарианец. И ещё проблемы с завещанием и наследством. А сыновья-дочери подрастают, требуют денег… А папа всё хочет людям раздать, от всего отказаться. Боже мой, что вытерпела эта женщина, что перенесла!
Толстого и Софью Андреевну при жизни (а теперь и подавно!) окружали досужие домыслы и мифы. А после смерти Толстого на его жену посыпались обвинения. Да и теперь в представлениях многих она - истеричка, которая "довела мужика". Или, наоборот, он - деспот и развратник: "всех баб в усадьбе перепортил".
Все эти стереотипы рассыпаются после прочтения книги. Бесконечно сложные люди, очень любившие друг друга, очень страдающие от невозможности быть друг с другом в том понимании, который каждый из них нарисовал себе.
"Сложно жить с гением" - эту банальность можно повторять тысячи раз. А вот как жить с гением, как при этом остаться личностью, вынести весь тяжкий быт на своих хрупких плечах и оставить после себя не только множество потомков, но и потрясающие по своей проникновенности и откровенности мемуары - за этим, пожалуй, можно обратиться к великой женщине Софье Андреевне Толстой.
"Уна и Сэлинджер", Фредерик Бегбедер
Бегбедер взял известных персонажей, факты из их биографий, и слепил из этого свою историю, которая, подозреваю, не очень близка к правде. Начинающий писатель Джером Сэлинджер влюбляется в пятнадцатилетнюю дочку известного драматурга Уну О’Нил. Завязывается роман. Но после атаки на Перл-Харбор Джерри уезжает воевать в Европу, а Уна выходит замуж за Чарли Чаплина (разница в возрасте с которым - 36 лет!) и рожает тому восемь детей. В общем-то, не так много фактов есть у автора. Но из этих крупиц, из коротких отношений он выдумывает большую историю любви, повлиявшую на всю жизнь Сэлинджера.
История эта показалась мне притянутой за уши. Досадно, что Сэлинджер местами представлен здесь как поскуливающая собачонка, а Уна показана разнузданной девицей без мозгов и сердца. Постоянно приходилось напоминать себе, что это - буйная фантазия автора (о чём, кстати, сам он тоже постоянно повторяет). Но эту книгу спасает то, что сам Бегбедер влюблён в то, про что пишет, - в писателя-отшельника, в юную хохочущую девушку, в большое чувство, осветившее всю их жизнь. Эпизоды со "звёздами" - Юджином О'Нилом, Труменом Капоте, Хэмингуэем, Чарли Чаплином - очень обогащают текст, добавляют атмосферы и красок.
Бегбедер играет на контрастах, и это оставляет сильное впечатление: страшная война в Европе и жизнь, полная развлечений в сверкающем огнями, танцующем Нью-Йорке. Джерри, находящийся в самом центре кровавой каши, и Уна в ночном клубе с коктейлем в руке. Люди-скелеты из освобождённого концлагеря и холёный американец, выгуливающий свою собачку в мирной Америке.
Притянутая за уши история превращается в размышление о трагической роли войны в жизни Сэлинджера, о его пожизненной травме, которая выразилась в его литературе. О кровавом ужасе, уничтожающем души выживших. О том, как невозможно вернуться в будничную жизнь тем, кто пережил страшную мясорубку. О том, что главное произведение американской литературы ХХ века, сильно повлиявшее на психологию общества (автор имеет в виду книгу "Над пропастью во ржи"), зародилось из сочетания неразделённой любви и впечатлений от войны.
В общем, книга любопытная, хоть и спорная. Любителям американской литературы, довоенной атмосферы Нью-Йорка и Чарли Чаплина - рекомендую.
"Диего и Фрида", Жан-Мари Гюстав Леклезио
Книга о жизни и любви двух выдающихся художников 20 века Фриды Кало и Диего Риверы. О том, как на их мировоззрение и творчество повлияла революция и индейская культура, какую роль в судьбе друг друга они сыграли, какие трагедии пережили.
Первая часть книги - не только и не столько о Фриде и Диего, сколько о Мексике начала ХХ века, о тех перипетиях и революционных событиях, которые выпали на долю этой страны. О духе того времени, о ярчайших фигурах Латинской Америки - художниках, поэтах, мятежниках и романтиках революции. О настроениях, витавших в воздухе, о надеждах на лучшую жизнь и свободную Мексику. Об огромном интересе к наследию древних - культуре индейцев. В это время заново создаются мексиканские духовные ценности, возрождаются искусство и творческая мысль доколумбовых цивилизаций. Диего и Фрида посвятят всю свою жизнь поискам индейского идеала, когда всякое действие, даже самое обыденное и повседневное, наполнено возвышенной красотой.
Во второй части книги автор рассказывает историю любви Диего и Фриды - любви, неотделимой от веры в революцию, неотделимой от их картин. Эта книга - не обычная биография с сухим перечислением основных дат и событий (родился-учился-женился-умер). Здесь повествование скачет, автор очень эмоционален, он даёт свою интерпретацию переживаний и Фриды, и Диего. Особенно много внимания уделено чувствам Фриды. Леклезио с трепетом пишет о её душевном разладе, о неслучившемся материнстве, ревности и болезни, грызущей изнутри. О том, как состояния Фриды читаются в её картинах. О том, как всё это выражалось в её индейских нарядах, ярких, как цветы и птицы тропических лесов, в косметике, придающей ей облик индейского идола, в её косах, уложенных как у богини земли.
Ну и, конечно, эта книга - история совершенно исключительных отношений. Ни превратности судьбы, ни горькие разочарования, ни годы и болезни не могут разорвать эту привязанность. Любовь Диего и Фриды претерпевает изменения, но остаётся с ними до конца. В этой любви много страдания, много жестокости, но она жизненно необходима им обоим. И она осталась в их картинах (которые тоже есть в этой книге), в их дневниках и письмах (выдержки из которых приводит здесь Леклезио).
Очень рекомендую читать эту книгу и параллельно смотреть картины Фриды и Диего. В таком случае книга приобретёт глубокие, яркие и контрастные краски, те самые, которыми раскрасили свою жизнь и свои полотна два этих великих художника.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".