Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Захар Прилепин - да, именно так, через запятую. Каждый из них - гениален. Каждый - литературная глыба. Три их главных романа - про человека, про эпоху, про страшный выбор. И в каждом из них - много про Россию, её путь, её историю. Осмысление того, что было, влияет на то, что будет. И куда двигаться дальше, что выбирать и чего избегать. Очень советую именно сейчас читать такие "тяжёлые" в хорошем смысле книги.
"Обитель", Захар Прилепин
Если у меня спрашивают, кого читать из современных авторов, в числе прочих я обязательно называю Захара Прилепина. Если спрашивают, с какой его книги лучше начинать, чаще всего советую "Обитель".
Когда-то она мне всю душу вывернула. Я даже не смогла написать на неё рецензию. Так много было того, что словами не сказать. Зацепило какие-то глубокие мои страхи, потаённые мысли и чувства. О стране, о человеке вообще. О том, что делает нас людьми. Невероятное что-то сотворил Прилепин. Не понимаю, как такое вообще можно написать. Что для этого надо пережить и передумать.
Автор ведёт разговор с Богом, с вечностью, с Родиной, со своим Родом. Слышится речь самого Прилепина, его юмор, его авторские построения предложений, точность выражений, наблюдательность. Это многомерный, многоуровневый роман, огромное полотно со множеством фигур. Сюжет, в общем-то, простой. Конец 1920-х годов. Молодой парень Артём попадает на Соловки. В лагерь. Здесь ему встречаются самые разные люди - от уголовников и архиереев до чекистов и бывших белогвардейцев. Круговорот лиц, в котором палачи и жертвы меняются местами и порой становятся неотличимы друг от друга, затягивает. Почти анатомический разбор души человека, главных её устремлений и глубин завораживает. Автор заглянул в бездну и очень выпукло, осязаемо показал её читателю.
Эта книга ответила на многие мои вопросы - про трагичную историю нашей страны, про белых/красных, палачей и жертв. Про русскую культуру (отрывок про мужика в русской литературе гениален, на мой взгляд!) и её влияние на революцию. Про предельные, крайние состояния, в которых находится человек, предельные чувства - физиологичные и духовные. Про отношения человека с Богом (принятие, или отвержение, или отсутствие Бога в мире человека).
В "Обители" много провокационных моментов и фраз. Прилепин как будто тюкает ими в самое темечко: ну-ка, человек, как у тебя с совестью и с верой? Сколько ада в тебе? Где ты, человек, - на какой стороне? А, может, и нет никаких сторон, а есть бесконечно сложная и разная жизнь. И все мы - на одной стороне. Все мы - вместе. Выползаем и выкарабкиваемся кто как может. Кто - через веру и любовь, а кто - через подлость и ненависть.
Я очень советую эту книгу. Всем, кто хочет сменить чёрно-белый взгляд на историю нашей страны на более объёмный и сложный. Всем, кто хочет разобраться с собой. С человеческим в себе. С тем, какие тёмные глубины таятся в каждом из нас.
"Тихий Дон", Михаил Шолохов
К этой книге надо морально готовиться. К объёму, масштабу и тяжести тем. Во время чтения меня постоянно сопровождали раздумья о природе человека. О страшных, тёмных сторонах в человеческих душах. О том, что случаются такие времена, когда вся нечисть выходит наружу и пирует, пожирая человечину. И нечисть эта - внутри людей.
Здесь необыкновенно прекрасно передан казачий быт и диалект. Как будто оказываешься на хуторе среди казаков, стариков, баб и девок, чувствуешь запахи куреней, слышишь, как течёт Дон. Так силён эффект погружения в книжную реальность, что когда начинаются кровавые сцены войны, мурашки бегут по коже. До того правдоподобно и жутко описал Шолохов, как люди уничтожают друг друга. Рубят головы, кромсают животы, убивают лошадей. Мучаются сначала от этого, а потом воспринимают убийство как дело обыденное, скучное и привычное.
И от этого 3D-эффекта, от почти присутствия в книге, ощущаешь всеми своими чувствами, что не ушло никуда всё это. Что всё здесь и сейчас с нами - и кровожадность, и растерянность, и ужас, и отчаяние. Всё это и сейчас происходит в мире и будет происходить всегда. Потому что природа человека не меняется, как бы ни было от этого осознания больно и страшно.
Огромный объём книги даёт ощущение масштаба перемен, произошедших с казачеством за годы Гражданской войны. Как будто громадным плугом перепахали Россию, не замечая, что под него попали вообще все - старики, женщины, дети, согласные и несогласные.
Страстность, с которой Шолохов написал "Тихий Дон", чувствуется в каждой главе. Образы и картинки выпуклые, яркие. Некоторые и не видел бы уже, но они впечатываются в память, мучают своей страшной сутью.
Гениальная книга. Страшная, мощная, прекрасная и незабываемая.
"Пётр Первый", Алексей Толстой
Сохранить напряжение сюжета, наполненность картинки, ритм текста на протяжении такого огромного объёма - это, конечно, огромный талант. Из этой книги можно написать по меньшей мере сотню книг - и каждая будет интересной, познавательной, захватывающей. Про каждого персонажа Толстой пишет объёмно, ёмко, красочно. Каждый запоминается и лицом, и характером. Все слои тогдашнего общества охватил писатель, везде провёл читателя, чтобы тот смог увидеть, услышать, унюхать разнообразные, прекрасные и ужасные картины, звуки и запахи. Постоять на паперти рядом с юродивыми. Послушать байки нищих в харчевне, пропахшей кислятиной. Ужаснуться масштабу и жестокости казни, где сам Пётр хватал топор. Посидеть в царском тереме среди вздыхающих царевен. Отшатнуться от церкви, пылающей огнём, где горят, спасаясь от антихриста, старообрядцы. В немецкой слободе любоваться на милую Анхен, разгорячённую танцем. Азов, Нарва, Голландия, Турция, Москва, Троице-Сергиева Лавра, Воронеж, Орешек, будущий Петербург - география романа обширна. Поражает размах, с которым Толстой описывает эпоху. И не укладывается в голове, как такое количество информации можно переработать, а потом ещё так складно, так чисто и великолепно всё это описать. Язык, на котором разговаривают герои, старинные выражения и словечки очень украшают текст. Толстой перечитал множество протоколов допросов из пыточных, чтобы выудить оттуда слова, слетавшие с уст замученных людей. А значит, наиболее естественные, правдивые. От этого факта леденеет кровь. Впрочем, как и от многих сцен, описанных здесь. Жуткие времена, переломные. Во многом фигура Петра исторически перекликается с фигурой Сталина. Толстой проводит параллели между петровской эпохой и индустриализацией. И там, и там - слом традиционного уклада, переход государства на новый уровень ценой больших жертв. В "Википедии" пишут, что писатель этим романом оправдывает Сталина. Честно говоря, я бы не стала рассуждать столь прямолинейно. Толстой, как большой художник, врать не умеет. И Пётр у него получился не стопроцентно положительным персонажем. Да, он и обаятелен, и неуклюж, и иногда по-человечески справедлив. Но порою так страшен, непредсказуем, безумен даже, что жить в ту эпоху, находиться рядом с ним и зависеть от него - упаси Бог.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".
Тоже начинала с Обители. "Почти анатомический разбор души человека, главных её устремлений и глубин завораживает. Автор заглянул в бездну и очень выпукло, осязаемо показал её читателю." Я НЕ обнаружила анатомического разбора души. Читаешь, перечитываешь абзац и НЕ ПОНИМАЕШЬ, как, из каких слов вылупился образ (совершенно не подходит слово). У Прилепина не образы. И не как живой. Он вытягивает из всех слоев твоей памяти (даже из тех, которые до этого были тебе неизвестны) такую ТВОЮ жизнь, такое ГОРНЕЕ, что уже невозможно всех этих людей разводить по "статьям закона". Когда читаю - герои вторичны. Зачем АВТОР пишет, КАКОЙ ОН - автор? Автор... хотела написать МАСТЕР... Нет, мастер делает,.. А здесь ЧУДО.