В этих книгах - Белоруссия, Индия, Америка, Китай… Такие разные страны, такие разные менталитеты. Но так близки мысли и чувства героев русскому читателю! Насколько же мы все похожи - с нашим стремлением к теплу, любви и счастью, с нашими бедами и горестями. В этих книгах много узнаваемого и жизненного. Много настоящего и честного.
"Валсарб", Хелена Побряжина
Кружевной, поэтичный, ни на что не похожий роман о памяти. О связи с прошлым, о невозможности жить, оторвавшись от того, что было на твоей земле.
С первых страниц погружаешься в мир маленькой девочки из городка в Белоруссии. У неё есть обожающий её Дед и "пышная, как творожная ватрушка" Баба, холодная Мама и гулящий Папа. Мир девочки - волшебный, всё в нём живое, всё дышит. Пан Бог наблюдает за ним, присматривает.
Девочка взрослеет, и волшебство становится не только радостным и добрым. Оказывается, в нём есть боль, одиночество, смерть. Теперь она может видеть "бывших" - тех, кого уже нет. Забытые мёртвые, чьи имена стёрлись: обитатели гетто, погибшие во время войны; солдаты, похороненные без имени. Они рассказывают - каждый свою жуткую историю. Они хотят, чтобы их помнили.
Пронзительно здесь - о детском одиночестве. О том самом чувстве "белой вороны", когда вокруг не понимают, не принимают, не любят. Те, кто был опорой в жизни (Дед и Баба), умерли, а другой опоры больше нет. Вокруг - равнодушный мир. И сквозняки холодят сердце, закаляют броню, которой обрастает душа. На дворе - неустроенные девяностые. В школе - жестокие сверстники. Дома - мама, которая хочет, чтобы дочь наконец стала нормальной, "как все"… А дочь не может "как все", её нежная душа рвётся из обыденности и серости.
Перелистываешь последнюю страницу, и сразу же тянет перечитать весь роман. Потому что язык и атмосфера здесь совершенно волшебные. При этом "Валсарб" - книга не из простых и лёгких. Здесь много болезненных и сложных тем, много тоски и грусти. Но в то же время здесь так много поэтичного, хрупкого, нежного, тёплого и человечного. Читайте. Это хорошая книга.
"Клуб радости и удачи", Эми Тан
Это короткая книга. Но ощущения от неё, как от масштабного романа.
Здесь много важных тем, очень деликатно выписанных.
Книга о китайских эмигрантах в Америке и об их детях, далёких от своей исторической родины. Три матери, три дочери, и семь историй на всех. Каждая история - небольшой момент из жизни. Каждая - почти притча.
Здесь и Китай первой половины 20-го века, и Америка 80-х. И потерянное поколение американских китайцев, не понимающих свой родной язык, и поколение их матерей, вынесших много трагедий, но не потерявших надежды и силы. Много тут и про разницу культур. Америка - сильно не Китай. Акцента на этом нет, но в каждом действии, от принятия пищи до ритуала прощания, он чувствуется.
И ещё, помимо культурной темы и темы "отцов и детей", здесь есть просто потрясающе описанные чувства и мысли о себе, своих отношениях, любви, семье, детях. О силе духа, покорности, принятии и борьбе. Некоторые моменты пробирали меня до слёз.
Такая очень человечная книга. И хотя она о таких далёких Китае и Америке, в ней каждый может найти часть себя.
"Бог мелочей", Арундати Рой
Если вы очень впечатлительны, не читайте ни за что эту книгу. После неё болит душа, щемит сердце и накрывает ощущение безысходности и содранной кожи.
Но если вы - эстет, то книга великолепна: запутанное повествование, перемешанные времена (прошлое и настоящее совсем не по порядку), индийский колорит, ярчайшие образы и утрированное детское восприятие.
Книга - о семье прикасаемых индийских христиан, которые живут, мучаясь и мучая. Книга о двух близнецах - Эсте и Рахель, живущих в мире мечтаний и страхов, самый ужасный из которых - "теперь мама любит меня чуть меньше".
Книга об их одинокой матери, полюбившей неприкасаемого и вызвавшей тем самым Ужас и Смерть.
"Бог мелочей" - очень горькая книга о семейных отношениях, об отцах и детях, матерях и тётях, калечащих друг друга. Книга о мерзких взрослых и открытых детях с глазами-блюдцами.
Книга о пустоте и безмолвии, которые наступают, когда слишком много боли испытывает слишком молодая 7-летняя душа.
Книга, после которой никогда не скажешь своему ребёнку: "Теперь я люблю тебя чуть меньше"…