#влюблённыевкниги: книги современных русских авторов
#влюблённыевкниги  •  СИ «Омск Здесь» 16 сентября 2023, 10:03  •  печать

#влюблённыевкниги: книги современных русских авторов

В сегодняшней подборке рубрики #влюблённыевкниги собраны книги, написанные совсем недавно. Три очень разных и интересных произведения.

Читать классику, конечно, хорошо. Там поднимаются вечные темы, обеспечено удовольствие от языка и глубины смыслов. Но современная литература разговаривает с читателем о насущных проблемах, о том, что происходит прямо сегодня. О чувствах и мыслях наших современников.

"Протагонист", Ася Володина

Не книга, а сплошное удовольствие. И от формы, и от содержания. Сочетание отсылок к древнегреческой трагедии и современных реалий великолепно. Мастерски написанная история, продуманная до мелочей. И при этом – очень живая, близкая, понятная читателю.

В центре повествования – студент второго курса Никита Буянов, вышедший из окна 11 этажа. В своей смерти мальчик обвинил деканат и лично преподавательницу немецкого языка.

Смерть Никиты оказалась лакмусовой бумажкой, проявляющей всё самое главное и болезненное в тех, кто так или иначе влиял на его судьбу.

Так мы узнаём 9 историй разных людей. Каждая история рассказана своим - уникальным, ни на кого не похожим голосом. Декан, сестра Никиты, мама, однокурсница, друг, психотерапевт… 9 масок. 9 судеб. 9 разных взглядов на то, что произошло. И восприятие читателем всей истории с каждым голосом всё расширяется, меняется на противоположное, усложняется.

Пожалуй, самое крутое в этой книге - это то, что она даже не про вчера. Она прямо про сегодня. Про сейчас. И одновременно - про всегда. Про всегдашнее. Про тотальное одиночество каждого, про смерть и такую нашу бестолковую жизнь. Где все, вроде, лучшего хотят - любви, близости, тепла... А получается, как всегда: разобщённость, боль, отчаяние. Раненые люди, несущие через всю свою жизнь груз отказа от себя. Ради эфемерных идей, или чтобы заслужить любовь, или чтобы убежать от боли и смерти. Люди, всю жизнь напяливающие на себя маски. Потому что маска – это хоть какая-то иллюзия защиты.

И любой контекст (короновирус 2020 года, или бандитский разборки 90-х, или времена античности) не так важен. Форма маски меняется. Человек – нет.

"Тоже Родина", Андрей Рубанов

"Это моя родина; сколько себя помню, тут всё дребезжит и еле катится, однако наши самолёты поднимаются очень высоко, и нас очень любят наши матери". Никогда не думала, что книгу рассказов о "лихих девяностых" буду читать с таким удовольствием. Рубанов пишет про себя. Про время. Про страну, в которой аферисты составляли элиту общества. Про армию, бизнес, драки, "Лефортово" и "Матросскую тишину". И опять про бизнес. Очень специфичный, характерный именно для России 90-х. Про мужчин, которые не жалуются, не ноют, не боятся и не эстетствуют. Которые знают, чего хотят: "Я буду жить, я всё попробую, я везде побываю и всему научусь. Я напишу стихи, песни и романы, у меня будет самая красивая жена, она родит мне одиннадцать сыновей. Я возьму от жизни всё; оставлю немного себе, кое-что отцу, маме, и сестре, а остальное раздам. Вся жизнь, какая есть во Вселенной, протекает через меня, как через трубу; любая попытка поставить преграду кончится тем, что меня разорвёт. Нельзя придерживать, прикарманивать, к себе подгребать, я не такой и никогда таким не стану". Энергичный, сильный, острый, чёткий, мужской слог. Наблюдательность, отсутствие так привычного в современной прозе сарказма и мифологизма рождает чувство ясности, спокойствия, надёжности. Некоторые места так хорошо, остро, точно написаны, что от восторга и читательского счастья у меня ныло в груди )) Это такой отличный портрет эпохи и героя своего времени, что моё неприятие книг на тему 90-х ушло полностью. Однозначно буду читать "Сажайте и вырастет" Рубанова. Предвкушаю большое читательское удовольствие. "Ближе к сорока годам становится понятно, что с родины трудно что-либо получить. Она, как всякая хитрая женщина, всегда норовит отдать натурой. Красотами, берёзами, сиреневыми закатами, кривыми прохладными речками и снегопадами. Ветрами готова отдать, пространствами. Бери, сколько сможешь взять".

"Дни Савелия", Григорий Служитель

Савелий – это кот. Московский кот, родившийся в подворотне. Савва рассказывает нам свою историю, где всякое бывало. И дворовая жизнь, и домашняя, и злые люди, и хорошие.

Я не очень люблю книги о животных. Но эта история стала исключением. Она понравилась мне с первых строк. Своей интонацией. Интеллигентной, тёплой, чуть отстранённой. Савелий – кот-философ, который наблюдает жизнь. Улицы и закоулки Москвы, жизнь горожан и гастарбайтеров. Разные лица, разные судьбы, разный запас доброты.

Читатель вместе с Савелием заглядывает в квартиры москвичей, сидит в котокафе, бродит по паркам и заброшкам. И в результате остаётся какое-то неуловимое ощущение светлой грусти и прикосновения к чему-то очень настоящему. И коты, и люди здесь органичные, живые. Мысли их знакомы и понятны. Отсутствие фальши в тексте подкупает. Слог очаровывает.

Это светлая книга об одиночестве и дружбе, любви и страдании. О примирённости с тем, что подсовывает тебе жизнь и вместе с тем – о тяге к нежности и любви.


На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также