Лауреат Сталинской премии, эмигрант Виктор Некрасов - острый на язык автор бессмертной книги "В окопах Сталинграда". Гигант и силач, жизнелюб Владимир Гиляровский - непревзойдённый знаток Москвы начала ХХ века. Луис Сепульведа - чилийский писатель, журналист и политический деятель, переживший тюрьму и пытки. Три ярких книги. Три ярких личности.
Владимир Гиляровский и его "Москва и москвичи"
Тот случай, когда жизнь и характер автора оказались ещё интереснее, чем книга. Гиляровский. Человек необыкновенной силы, энергии, наблюдательности. Очень колоритный персонаж: деятельный, неуёмный. Чехов писал про него: "Гиляровский прошёл недавно в один день 80 верст пешком, убил медведя, лисицу и множество зайцев и опять собирается в лес, так как во Владимирской губернии ему дали знать, что три медвежьи берлоги уже ждут его. Нет времени, а надо ехать!"
Гиляровский ходил с бурлаками по Волге, работал в цирке и в театре, заслужил солдатский Георгиевский крест на русско-турецкой войне. Опять Чехов: "Был у меня Гиляровский. Что он выделывал, боже мой! Заездил всех моих кляч, лазил на деревья, пугал собак и, показывая силу, ломал брёвна. Говорил он не переставая".
Москву Гиляровский знал как никто другой. "Москва и москвичи" - его знаменитая книга, в которой он описал традиции, быт и нравы Москвы конца XIX - начала XX векf. Трущобы, рынки, трактиры, кабаки, доходные дома, ночлежки, бани для богатых и бани для бедных. Купеческий клуб с его необыкновенными для современного уха названиями еды - белуга в рассоле, телеса птичьи индейские, рыба лабардан. "Сухоревка", "хитровка", тайны Неглинки, "Охотный ряд" - для москвичей и тех, кто любит Москву. - книга откроет много нового, неожиданного, удивительного. От той Москвы, которую описывал Гиляровский, почти ничего не осталось. Тем ценней его труд. А ещё ценно то, что он, не брезгуя, лез в самые страшные закоулки и дыры, общался с беглыми каторжниками, разбойниками, нищими и ворами. Обследовал под землёй издающую невообразимую вонь Неглинку. Бывал в разных переделках и рискованных ситуациях. И с большим энтузиазмом, интересом и оптимизмом всё это записывал. От Гиляровского и его книги так и веет бешеной энергией, жизнелюбием, силой. Так и хочется сказать: ах, какой был Человек!
И ещё один штрих. В квартире у Гиляровского висело много посредственных картин. На выставках училища живописи он покупал работы не у лучших учеников, а у их менее талантливых товарищей, объясняя это тем, что во-первых, больше у них никто не купит, а во-вторых, возможно, приободрённые, они станут больше работать и состоятся как художники. Товарищ Гиляровского по газете говорил про него: "Как писатель он имеет талант. А как человек он имеет гений. Гений любви".
"Маленькая печальная повесть" и её автор Виктор Некрасов
Жили-были в городе-герое Ленинграде три друга. Три творческие личности - актёр, танцор и звукач. "Три мушкетёра" - называли их все вокруг. Дружба была бескорыстная, крепкая, возвышенная. Планов - громадьё. Вера в талант друг друга. Разговоры до утра об искусстве. Радость за успехи другого. Общая любовь к Питеру, его каналам и площадям.
Времена железного занавеса. Танцор не вернулся с заграничных гастролей, Актёр остался в СССР, Звукач уехал в Париж. Сам Некрасов - один из этих трёх товарищей. И его разлука с родиной, с друзьями - его боль. И потому к концу "Повести" становится совершенно ясно, что автор пишет о себе и своей печали.
Виктор Некрасов - личность яркая, интересная. Потомок древнего аристократического рода, правнук шведского барона, родственник А.Ахматовой. До войны работал актёром, архитектором, театральным художником. На фронт ушёл сапёром. Был дважды ранен.
Литературная звезда, писатель, награждённый Сталинской премией, фронтовик, тот самый автор легендарной книги "В окопах Сталинграда" - в 70-е годы становится опальным. В уже зрелом возрасте он вынужден эмигрировать. Вынужден прервать связь со всем, что было родного в России.
"Маленькая печальная повесть" стала последним крупным произведением Некрасова. Умер он в Париже. А в изголовье могилы установлена гранитная табличка с прикреплённым крупным снарядным осколком, подобранным на Мамаевом кургане, где он воевал в Сталинграде.
Тот случай, когда биография и личность автора нисколько не уступает яркости его произведений.
Как-то встретила цитату из Некрасова: "…пошёл в Манеж поглазеть на портрет Брежнева блудливой кисти Налбандяна. Впечатление - яркое, будто пожевал говна". А?! Каково?! Ну это же великолепно! Яркий был человек, уникальный!
Пасынок и друг Некрасова, Виктор Кондырев написал о нём книжку "Всё на свете, кроме шила и гвоздя". Очень хочу её прочитать теперь.
"Старик, который читал любовные романы" и чилийский борец за свободу Луис Сепульведа
Несколько причин, почему стоит прочитать эту книгу: Ну, во-первых, автор этой небольшой, но очень увлекательной истории - необычный человек. Луис Сепульведа - известный чилийский писатель, борец за свободу, гринписовец. Он прошёл через тюрьму, пытки, подполье, изгнание, и не отказался от своих убеждений. Во-вторых, язык книги. Он очень простой, ясный, конкретный, но в то же время - насыщенный и яркий, изредка сдобренный крепким словцом. В этой книге нет литературных выкрутасов, умствований и излишних рассуждений, нет "воды" и "двойного дна". Сюжет прост, но при этом увлекает так, что держит внимание читателя с первой и до последней строки. В-третьих, природа описана здесь просто потрясающе. Амазонская сельва, сезон дождей, непроходимые джунгли, стаи диких обезьян, удавы и анаконды, ягуар-людоед и ещё много всего экзотического и колоритного. В-четвёртых, индейцы-шуар, живущие в этой самой амазонской сельве. Их обычаи, ритуалы, связь с природой, умение слышать её и чувствовать её характер. И вообще, эта первобытная, естественная жизнь, ещё не омрачённая цивилизацией и невежественными гринго, разрущающими всё вокруг из жажды наживы. Есть какая-то необъяснимая притягательность в историях, где человек и природа - одно.
В-пятых, сам главный герой - Антонио Хосе Боливар - мудрый старик, который любит книги, свободу и джунгли. Он пережил много бед, он хотел стать своим среди индейцев шуар, он знает сельву как свой дом. Он не понимает, что такое Венеция и Европа, но зато может предсказать поведение обезьян или ягуара. Он читает так, что каждый любовный роман становится больше, чем просто история. Очень цельный человек, образ которого останется в памяти надолго.
И, наконец, в-шестых. За всей кажущейся простотой этой книги скрываются очень масштабные и глубокие темы. О смысле жизни, о связи человека и природы, о том, что такое цивилизация и в чём же всё-таки счастье человечества.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".