В школе мы все читали классику. Часто - нехотя, негодуя и не понимая, чего в ней хорошего. Было скучно, тоскливо и тягомотно. И это впечатление от литературы многие из нас перенесли во взрослую жизнь, став людьми нечитающими. Или читающими только увлекательную современную литературу не слишком хорошего качества. Я предлагаю вернуться к писателям, которых мы проходили в школе. И посмотреть на их произведения новыми, взрослыми глазами.
"Яма", Александр Куприн
Вот есть наша жизнь - с привычными лицами, уличной грязью, обычным видом из окна. С долгожданной весной, давно не ремонтированным подъездом, суетой и тревогами. А потом какой-нибудь гениальный художник берёт и рисует этот привычный вид, этот замызганный подъезд или лужайку перед домом так, что всё это становится каким-то невероятно прекрасным искусством. Картиной, от которой взгляд не оторвать. Хотя по-прежнему на ней - привычные вещи.
Так и Куприн. "Яма" для меня - шедевр, великолепная и одновременно ужасающая картина. Хотя главная тема книги совершенно не предполагает расслабленно-эстетического созерцания. Ямская слобода, Яма - место в одном южном городе, где расположились публичные дома. От элитных до самых дешёвых. Жизнь проституток, их обыденные разговоры, быт, их уникальный язык, нравы и порядки показаны здесь подробно и цветасто. Женщины на любой вкус и кошелёк, живой товар, которым не гнушаются ни отцы города, ни студенты.
Натурализм, с которым пишет Куприн, показывает всю грязь, противоестественность того, в каких условиях вынуждены находиться проститутки. Мужчины, их покупающие - олицетворение циничного, глумливого общества, которое соглашается на всё это. Лицемерно делая вид, что публичные дома и то, что творится в них, не касается добропорядочных граждан. Психологизм, талантливо выписанные портреты героинь, красочные диалоги, наполненные очень сильными эмоциями - это правдивая, реалистичная, яркая книга. Куприна ругали за натурализм и за грязь. На мой взгляд, здесь всё это более чем оправдано. Автор не смакует ради извращённого любования. Он показывает людское лицемерие, двойные стандарты и гниль, от которой необходимо избавляться. Очень советую "Яму". Великолепную книгу во всех отношениях. И язык, и человечность, и невероятный талант Куприна здесь проявился во всей красе.
"Крейцерова соната", Лев Толстой
Поезд. Случайные попутчики. Мужчина лет сорока рассказывает своему соседу, что убил жену. И объясняет, почему, как дошёл до жизни такой, что думает про брак, секс, влечение, роль женщины, отношение к ней мужчины. Внутреннее состояние человека, женившегося вроде по любви, перешедшей в раздражение и даже ненависть, муки ревности, игра в благополучное семейство - всё это здесь показано очень достоверно, ярко, живо. Не представляю, какой эффект эта повесть производила на современников, если даже сейчас она производит очень сильное впечатление. Написано так глубоко, откровенно, смело, неистово даже. Так прожито самим Толстым, так обнажает его душу и его метания. Между скотским и божественным. Между похотью и духовностью. Пока читаешь - миллион мыслей. Постоянно споришь с автором и его героем. Кричишь внутри: "да, так и есть!" и тут же про себя восклицаешь: "ну что за бред!"
И именно этим произведение ценно - после него есть о чём поразмышлять, поговорить, поспорить. Оно затрагивает такие пласты, где нет однозначного ответа на очень сложные, глубокие вопросы. Где происходит знакомство со своими глубинными мотивами и стремлениями.
"Что делать?", Николай Чернышевский
Если вы хотите узнать об идеалистических представлениях интеллигенции в середине 19-го века, читайте "Что делать?". Если вам интересно, какую книгу очень любил Маяковский, что читал перед смертью, читайте "Что делать?". Если для вас слова Ленина имеют хоть какое-то значение, опять же - читайте "Что делать?". Ибо Владимир Ильич сказал: "Роман "Что делать?" меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь". Роман этот, ставший откровением для тогдашней молодёжи, сложно читать сейчас. И стиль повествования, и неспешный его ритм, и обращения автора к читателю - всё это выглядит устаревшим, тягучим, немного пыльным. Наши сегодняшние ритмы и картинки вокруг сильно отличаются от того, что показывает Чернышевский. Утопические идеи о порядочных людях, счастливом будущем, где здания из бетона и стекла, а за людей всё делают машины, нисколько не удивляют. Мы всё это уже видели. И видели, что счастья человечеству это не принесло. Ни социализм, ни машины, ни электрический свет. Да и вообще, всё, что случилось с человечеством в ХХ веке, ставит под сомнение философские идеи о том, что достаточно, что "все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне".
Произведение это буквально напичкано философскими идеями. И о новых отношениях между мужчиной и женщиной, в которых нет ревности. Здесь показан образ нового человека, ради идеи готового отказаться от себя. И новое отношение к труду. И феминистские идеи, в которых женщина не только равна мужчине, но даже в чём-то превосходит его. Всему этому нам теперь трудно удивляться. Но, читая Чернышевского, надо отдавать себе отчёт в том, что время, в котором он жил, очень уж отличалось от нашего. Поэтому все эти идеи вызывали и ужас, и восторг. На современников этот роман произвёл невероятное впечатление. "Гадость", "прелесть", "мерзость" - говорили о нём. Равнодушных не было. Нам сейчас трудно это представить. Теперь литература не имеет такого влияния, какое имела в 19 веке. И трудно представить, как бы развивалась история, если бы не Чернышевский. Это именно та фигура, что имела колоссальное влияние на умы. И на то, что и как эти умы потом воплощали в жизнь.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".