#влюблённыевкниги: биография как расширение своего мировоззрения
#влюблённыевкниги  •  СИ «Омск Здесь» 28 мая 2022, 10:04  •  печать

#влюблённыевкниги: биография как расширение своего мировоззрения

Сегодня в подборке рубрики #влюблённыевкниги собраны биографии и автобиографии знаменитых людей. Репин, Леонов и Михалков. Уникальные личности, яркие судьбы, увлекательные книги.

Жизнь гениев всегда интересно изучать. Это очень обогащает наше представление о жизни и человеке вообще. Кроме того, это очень увлекательно - читать о том, как они относятся к работе, к творчеству, к себе. Что позволило им стать такими известными людьми, реализовать свои мечты и чаяния. Что мучает их и что радует. Как их личная жизнь, их личный опыт повлиял на искусство. Я думаю, что, читая о судьбах таких разных людей, мы расширяем свою картину мира. Задумываемся над важными вещами и делаем важные выводы.

"Илья Репин", К. И.Чуковский

В течение многих лет Чуковский был завсегдатаем в мастерской художника Он был свидетелем удивительных встреч Репина с известнейшими людьми того времени: Шаляпиным, Буниным, Маяковским, Кустодиевым. Репин - очень интересный, уникальный человек, и Чуковскому через описание разных моментов из жизни художника, удалось показать эту уникальность: тяга к нарушению многолетних закостенелых житейских традиций, преданность искусству, сверхчеловеческая работоспособность, спартанская суровость к себе. Даже в январские морозы Репин спал на балконе, ел суп из сена, который готовила его жена, яростная вегетарианка. Его страсть к работе была так сильна, что он её даже стеснялся. Репин томился без красок, как голодный без хлеба, каждое утро у него руки дрожали от радости, когда после ночного перерыва он снова принимался за палитру. А когда в старости у него начала сохнуть правая рука, он тотчас начал учиться писать левой, чтобы не отрываться от живописи. А когда от слабости не смог держать палитру, он повесил её на шею, и работал так - как с камнем на шее. Чуковский не раз видел, как замучивает себя художник работой до обморока, как переписывает он каждую картину по десять-двенадцать раз, в какое впадает отчаяние, если картина не нравится, как может уничтожить в один миг произведение, которое писал много лет, и начать заново его "кочевряжить". Приступы мучительного неверия в своё дарование сочетались с "тайной титанической гордостью духа". Ярость, напористость творчества, жадность к человеческим лицам, телу, глазам, влюблённость в осязаемую, зримую плоть, неукротимая страстность, упорное труженичество, несгибаемый, волевой и упорный характер и делают из Репина великого художника. А Чуковский - живой свидетель, зоркий и меткий наблюдатель, написал про гения так хорошо, так честно, точно и влюблённо, но про этом - объективно, что книга эта достойна и таланта Репина, и его уникальной личности.

"Письма сыну", Евгений Леонов

Одно издательство попросило Евгения Леонова написать книгу в духе "Мастера искусства - молодёжи". Актёр не знал, как подступиться к этой теме, и одна знакомая журналистка посоветовала ему взять за форму письма сыну. Леонов много разъезжал по стране, и писем к сыну было достаточно. Но для того, чтобы разговор об искусстве и о жизни был более масштабным, чтобы сформулировать своё кредо, он написал их заново - уже для широкой аудитории. Возможно, они утратили какие-то личные моменты, и, наверняка стали более организованными и серьёзными, но всё равно в них чувствуется тепло, искренность и "живая тревога отцовского сердца": "Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита. "Письма эти - об "азбуке ремесла": о театре, о проживании роли, о том, что важнее всего в работе артиста - подготовить свой дух.
Здесь много очень точных, глубоких рассуждений - про жизнь, доверие, про самое главное в искусстве.
Про театр: "Это не кино, не эстрада, не телевидение. Театр - это не рассказ о любви, это она сама - любовь. И значит, вас двое - ты и зритель… Это моя вера, а там как знаешь…"
Про работу над ролью: "Всё, что рождается без больших душевных затрат, оказывается ерундой"
Про кино: "Правда может быть натуралистична, потому что правда имеет право на беспощадность, но если это правда, а не болезненные упражнения человека, желающего нас пугать и унижать непристойностью". "Мир страшен, и художник должен смотреть правде в глаза, но, глядя правде в глаза, настоящий художник всегда утверждает, что зло не может быть нормой".
Про смысл: "Духовный свет приходит к человеку через искусство". Сентиментальный, сомневающийся, грустный, стеснительный, мнительный, трепетный, добрый, доверчивый человек - вот каким увиделся мне Евгений Леонов в этих письмах. Совсем не Винни Пух. Образ комика мешал ему в работе и в жизни: "Смешной - от меня все ждали всю жизнь смешного, а на самом деле выяснилось, что я серьёзнее и мрачнее". Всю жизнь у него было удивительное отношение к работе, к проживанию роли: "Я так любил искусство, что мне казалось, как ни парадоксально, что я всё делаю хорошо, потому что я всё делаю со страстью. И оттого, что я любил, я верил в то, что происходит, и если бы сказали, что в конце концов надо умереть, я бы умер по-настоящему".
 

"Мои дневники", Никита Михалков

В "Моих дневниках" Михалков описывает свою службу в армии на Тихоокеанском флоте, свой поход с юга Камчатки до севера Чукотки. Он отличный рассказчик. Удивляет его умение подмечать тонкости - в людях, в ситуациях, в природе. Очень импонирует его открытость и иногда даже - восторженность - от сумасшедшей красотищи северной природы, от какого-нибудь коротенького рассказа про жизнь коряков, от случайно увиденного девичьего личика или изумительного голоса официантки. Режиссёрским взглядом он подмечает нюансы там, где обычный человек прошёл бы мимо - в том, как падает свет, чем заколочено окно в заброшенном доме, кто какую фразу бросил. Интересны оценки Михалковым людей, повстречавшихся ему в жизни, и исторических событий и личностей. Большую часть этих дневников Н.С., писал, когда ему было 27 лет. Иногда его оценки категоричны, эмоциональны и даже жестки (в том числе - по отношению к самому себе). Но в этом виден максимализм юности, невозможность примириться с человеческой ленью, цинизмом, ложью, равнодушием. Особенно достаётся тогдашним советским чиновникам, всяким мелким секретарям-бюрократам за их железобетонную форму и серо-бумажное содержание. И, на контрасте с этой "картонной рукой государства", с социалистическим идолопоклонством - трогательные и пронзительные истории о простых людях, о малых народностях, по отношению к которым любая акция государства приводит либо к трагедии, либо к карикатуре. И Михалков переживает за этих людей как за родных, уезжает от них "в тоске и в грусти, в жестокой тоске". Много здесь рассуждений о русском человеке, о национальном характере, об истории нашей страны. Интересно, что многое из того, что писал 27-летний Михалков, отразилось потом в его последующих работах - и в фильме "12", и в "Солнечном ударе". "Мои дневники" - искренняя, честная, эмоциональная, но, в то же время, очень содержательная книга.

* * *

На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные книги, вы можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также