В нашем городе говорят: "Достоевский приехал в Омск бунтарём, а уехал философом". 17 апреля 1857 года писателя помиловали и разрешили печатать его произведения. "Бедные люди" написаны до каторги. И в них видится совсем иной Фёдор Михайлович, нежели в "Записках из Мёртвого дома". А "Братьев Карамазовых" Достоевский писал уже перед смертью, это самое последнее его произведение. И в нём чувствуется глобальность его личности и тех вопросов, которые он задаёт.
"Бедные люди"
Самый первый роман Достоевского, сделавший его известным. "Бедными людьми" восхищались современники, Фёдора Михайловича называли "новым Гоголем", весь Петербург с восторгом говорил о молодом писателе, пророча ему великое будущее. Это роман в письмах, которые пишут друг другу бедный чиновник Макар Девушкин и Варенька Добросёлова, его дальняя родственница. Варенька - молодая девушка, сирота, попавшая в беду, оставшаяся без угла, без денег. И сильно немолодой Макар, последние гроши свои отдающий то за конфеты для неё, то за виноград. Переписка их обильна, многословна. Много уменьшительно-ласкательных слов, вызывающих лично у меня отторжение. "Маточка", "голубчик" и т. п. Но что поделаешь - дань времени… Примерно в таком тоне переписывались родители Достоевского.
Самое интересное здесь, пожалуй, - описание Варей и Макаром своих знакомцев. Отрывок из дневника, где описана судьба бедного студента и его бедного отца. Рассказ о семье бедного Горшкова с многочисленным бедным семейством. Описания люда, заполнявшего доходные бедные дома и улицы серого, грязного, холодного Петербурга. Вся атмосфера здесь такая: убогая, гнетущая, беспросветная. Заполненная сетованиями бедных героев на судьбу, злых людей, безрадостную жизнь. А ещё очень чувствуется, что здесь другой Достоевский. Совсем не тот, что после каторги. И психологизма меньше, и надрыва. Как будто слова его здесь ещё не такие весомые. Особенно чувствуется контраст, когда сразу после "Бедных людей" читаешь "Записки из мёртвого дома". В которых - буря чувств, открытий, метких наблюдений, осознаний. Ради чего стоит читать. Ради атмосферы непарадного Петербурга, ради того, чтобы узнать, какие нравы царили среди низших сословий середины XIX века. Ради того, чтобы увидеть уникальные особенности эпистолярного жанра России того времени. Ради портретов несчастных людей, чьи судьбы и правда берут за душу. И ради того, чтобы увидеть, как талантливо писал всего только 23-летний Фёдор Михайлович. Ещё до своего заключения склонный к психологизму, натурализму, к сочувствию к "маленькому человеку". Здесь он дал голос "маленьким людям", показал их внутренний мир, полный горя, уязвлённой гордости и безысходности.
"Записки из мёртвого дома"
Примечательно, что этот роман оказался для меня самой живой книгой Ф. М. Самой прямой и понятной. И все остальные его произведения как будто выросли именно из неё. Все его размышления о человеке и душе. Итак, почему это стоит читать.
- Описания каторги, находящейся в Омске, довольно подробны и узнаваемы. От расположения бараков до Иртыша и степи, простирающейся за рекой. Реплики про город, в котором находится острог, немного разбавляют гнетущую, страшную атмосферу Мёртвого дома: "Вообще в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освящённые". Это альтернатива более известным словам Достоевского о том, что "Омск - гадкий городишко".
- Подробные портреты каторжников, колоритные, яркие характеры, отлично прорисованные, оставляющие след в памяти и душе. Бывший дворянин Аким Акимыч, совершенно жуткий, звероподобный татарин Газин, надменные поляки, братья-дагестанцы, еврей-ростовщик, бесстрашный Орлов, Осип-контрабандист и другие персонажи - с разной судьбой, разными характерами.
- Внимательное всматривание автора вглубь человека. Достоевский - психолог, и здесь особенно хорошо это чувствуется. Он как бы смотрит "за лицо", за внешние проявления людей. За их грубой оболочкой, за наружной, наносной корой он видит "самое зерно".
- Размышления про народ наш, ставшие уже хрестоматийными, Достоевский озвучил именно здесь, в этой книге: "Высшая и самая характеристическая черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её". Или "Народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово".
- Сам текст, увлекательный за счёт множества маленьких историй, картин быта каторжан. Баня, кухня, театр, праздники, больница, моление в церкви - всё это описано подробно, сочно, реалистично. Чувствуется, что автор всё это видел своими глазами, всё это сам пережил.
- Сострадание в каждой строчке. Призыв к человечности. Достоевский-гуманист - совсем не пафосные и затасканные слова. Каторга перелопатила его, дала пережить такое, что серьёзно поменяло его представления о человеке вообще и о себе в частности. "Человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ божий" - актуально это не только в пределах арестантского барака и не только в XIX веке.
Резюме: классика вечна, Достоевский гений. Читать!
"Братья Карамазовы"
Писать рецензию на эту книгу как-то неловко. Столько учёных мужей про неё писали, столько исследователей изучили каждую строку, каждую букву. Поэтому я коротко напишу мои личные ощущения. Первый раз "Братьев Карамазовых" я прочитала запоем на втором курсе. Тогда книга оставила очень позитивные впечатления, было ощущение света и вдоха. Прошли годы )) Точнее, 19 лет. И в этот раз книга воспринималась совсем по-другому. Я увидела, что она многослойная, многосмысловая. Ощущение объёмности, громадности - главное в этот раз, наверное. Как будто каждая страница не просто бумажный тонкий лист, а толстенный том. Каждая страница. И поэтому в итоге впечатление такое, что ты не одну книгу прочитал, а протащил на горбу целую библиотеку. Я предполагаю, что личность автора, выступающая за каждой строкой, производит такой эффект. Фёдор Михайлович всё время маячил за строчками. И говорил он, а не его герои. Страшные слова и светлые. Актуальные для меня сейчас. Про поиски Бога, свободу воли, бессмертие и смысл жизни. Экзальтированные, преувеличенно нервные персонажи со сверкающими глазами к середине книги перестали раздражать именно из-за ощущения чего-то бо́льшего, что несёт в себе этот роман. Поэтому вся эта горячность, лихорадка, мазохистское наслаждение от обличения собственной низости, самобичевание, душа навыверт - всё это стало восприниматься как средство, пробивающее броню огрубевшего обывателя. Чтобы донести главные смыслы. Роман показался мне неоконченным. Чувствуется, что эволюция главных героев должна ещё продолжаться, и, может, главное ещё впереди. Позже я прочитала, что Достоевский задумывал "Братьев Карамазовых" как первую часть трилогии. Но остальное написать не успел - умер. Жаль.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные книги, вы можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".