Спектакль "Осенние скрипки" - история о самозабвенной лжи и губительной страсти. В центре пьесы - муж, жена и любовник. Анонимное письмо, разоблачающее супругу, разрушает привычный ход жизни семьи. От безысходности женщина подталкивает молодого возлюбленного к браку со своей приёмной дочерью.
Мы поговорили о постановке с исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой России Екатериной Потаповой. Актриса поразмышляла о поступках своей героини, а также поделилась, каких ещё персонажей ей хотелось бы исследовать на сцене.
- Екатерина, как вы себе отвечаете на вопрос, почему ваша героиня Варвара Васильевна решает до последнего не признаваться мужу в измене?
- Я думаю, что она не была готова к тому, чтобы сделать окончательный выбор. Не получи её муж анонимного письма, моя героиня, возможно, продолжала бы вести двойную жизнь. Но это не значит, что ей комфортно в этой двойственности, как раз об этом пролог нашего спектакля. Если рассуждать с точки зрения разума, то самым правильным было бы после получения анонимки предложить любовнику окончательный разрыв. Но разумные поступки - не лучшая тема для интересной истории. Разум Варвары затуманен страстью, она не может представить себе жизни, в которой не будет этого человека, пусть в ином качестве, оттого и рождается у неё столь странный план спасения семьи. План, который срабатывает в отношении всех, кроме неё самой. Она искренне верит, что ей хватит сил на то, чтобы принести себя в жертву во имя спокойствия близких, но страсть оказалась сильнее всех добрых намерений. Ложь во спасение сыграла с ней в жестокую игру, из которой никто не вышел победителем. Очень запутанная история, со множеством неожиданных поворотов, этим она мне и нравится. В ней нет однозначных ответов ни на один вопрос: любит героиня мужа или любовника, где она лжёт, а где искренна. Она искренна везде - и когда объясняется в любви обоим мужчинам, и когда ищет счастья для дочери. Её ложь - это же и её правда, и в этом притягательность истории.
- Варвара Васильевна - разрушительная сила или жертва этой ситуации?
- Если жертва, то жертва страсти, которая её охватила. Она же не искала этой любви сознательно. Предыстория её измены - это череда совпадений, фатальная случайность, от которой никто из нас не застрахован. Другое дело, как мы будем из этого выпутываться. Варвара выбирает не самый выигрышный путь. Для меня это история о человеке, который переоценил свои силы. О нашей неистребимой потребности в любви, о неудовлетворённости тем, что имеем, о странных путях к счастью, порой вопреки разуму, возрасту и убеждениям.
- Как режиссёр направлял вас, объяснял актёрскую задачу?
- Мы старались быть в диалоге. Сочинение спектакля - процесс живой, непредсказуемый. В нём всегда есть место разногласиям, ведь у каждого из нас свой опыт, свой взгляд на жизнь. Мы искали парадоксы, чтобы не сводить историю к простому "что такое хорошо, а что такое плохо". И постепенно определили несколько общих тем. Для кого-то главной стала тема разрушительной силы лжи. Для меня важнее тема фатальной страсти, которая делает человека неожиданным для себя самого. Странность и двойственность человеческой природы, которую невозможно познать до конца, наше тёмное начало... Когда в сущности порядочный человек, никому не желающий зла, загоняет себя в угол, из которого невозможно выйти прежним. И дальше остаётся только один вопрос: продолжать лгать себе самому или принять себя нового.
- В этой истории несчастны все?
- Как посмотреть... Иногда мы обретаем счастье ценой большого несчастья. Для кого-то роковая страсть - не самое приятное воспоминание, а кто-то чувствует себя живым только в прыжке с "тарзанки". В этой истории все герои вошли в одну на всех чёрную комнату, но вышли из неё через разные двери. И чтобы понять, счастливы они теперь или несчастны, нужен шестой акт пьесы. А его у нас нет.
- Как после такого сложного спектакля переключаться, восстанавливаться эмоционально?
- Наверное, это уже многолетняя привычка - что-то оставлять в театре, не брать с собой в реальную жизнь. Я люблю идти после спектакля домой пешком, я близко живу. И эти десять минут пути переключают меня полностью. Кроме того, в актёрской профессии есть огромный плюс: всё, что происходит в жизни с тобой, с твоими близкими, всё, что мучает тебя, не даёт покоя, - всё можно сделать топливом для работы. Мы можем выплеснуть эту энергию, переработав её в тему для диалога со зрителем. А после спектакля нужно снова накопить эту энергию. Поэтому хорошо, что каждый день мы играем разные спектакли, есть время восстановиться.
- Эта работа для вас особенная?
- Любой спектакль, которым я долгое время живу, репетирую, становится для меня особенным. Иногда на время, иногда навсегда. Работа над "Осенними скрипками" заняла несколько месяцев. Задолго до того, как мы начали репетировать, мне дали читать пьесу, и я начала думать, задавать себе вопросы. Ещё даже не отвечать на них. И история забрала меня целиком. Нечасто приходят такие неоднозначные роли, в них очень интересно погружаться.
- Какие ещё спектакли стали для вас очень важны, как-то поменяли вас?
- Из тех, что идут сейчас, мне очень дорога Селестина из спектакля Александра Баргмана "Дон Жуан, или Любовь к геометрии", дорога своей честностью, парадоксальностью. Конечно, "Бег" в постановке Цхвиравы - Люську свою я очень люблю. Она женщина, не признающая лицемерия ни в любви, ни в войне. Очень интересный характер. Люблю атмосферу нашего спектакля "Орфей спускается в ад" и свою героиню в нём - Лейди Торренс. Тоже непростая история любви. Люблю играть влюблённых женщин. Женщин в поиске любви. Женщин, влюблённых в любовь. Такие роли меня питают и вдохновляют.
- Когда вы готовитесь к роли, изучаете опыт других спектаклей, актрис?
- Иногда. Допустим, я знала, что у Виктюка был спектакль с моей любимой Алисой Фрейндлих по "Осенним скрипкам", и мне было очень интересно. Я понимала, что это что-то потенциально другое, потому что другой режиссёр, иной художественный язык. Я посмотрела отрывки из спектакля Виктюка и убедилась в том, что там совсем другая история, несмотря на одну и ту же пьесу. Иногда опыт других актрис полезен, иногда нет. Если мне достаточно того, что происходит на репетиции, у меня не возникает потребности до премьеры искать помощи в чужом опыте. А вот после премьеры - почему бы и нет?
- Какого ещё персонажа вам хотелось бы сыграть?
- Ой, разных! И чем более странными будут истории этих героинь (или даже героев), тем мне интереснее. Как и в "Осенних скрипках" - у кого-то поведение моей героини вызывает отторжение, и я понимаю, почему. Но, как кто-то сказал, каждый из нас ведёт внутри себя войну, о которой другие ничего не знают. Эта война не всегда приглядна, но всегда искренна. Поэтому, прежде, чем судить, отключи голову и подключи сердце. Так что чем необычнее и страшнее или, наоборот, комичнее будет ситуация, в которой окажется мой будущий персонаж, тем интереснее будет работать.
- Не хотели бы выйти за пределы жанра? Принять участие в иммерсивной постановке или сыграть спектакль на улице?
- Смотря о чём будет этот спектакль. Не так уж и важно, на двух стульях или в шикарной декорации, на улице или в здании, одному или с множеством партнёров. Форма никогда не будет важнее содержания, она может только обострить его. Мне важно про что и для чего, насколько это будет интересно рассказано, и чем будет удерживаться зрительское внимание. Потому что даже очень интересную историю, как любой анекдот, можно рассказать так, что никто не поймёт, что произошло, и в чём вообще соль и юмор. А можно банальнейшую ситуацию рассказать так, что будешь думать: "Господи, снять бы по ней сериал!". Поэтому главное - о чём. Этим можно оправдать любую форму.
Ближайший показ спектакля "Осенние скрипки" (16+) состоится уже 7 июня в Омском академическом театре драмы.
Фото: пресс-служба Омской драмы, автор Андрей Кудрявцев